Уже сегодня необходимо организовывать образование взрослых, изучать этот рынок и занять на нем свое место. Учреждения среднего специального образования неконкурентоспособны на рынке услуг, для них выход один - войти в структуру вуза, получить его патронаж и качество подготовки. А внутри этого комплекса студент сам решает, на каком уровне образования ему остановиться. Укрупнение вузов, переход к широким профессиям и многоуровневым комплексам, обширному спектру предоставляемых услуг - это будущее профессиональной школы.

По данным Федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области, количество лиц со средним профессиональным образованием составляет почти треть от общего числа граждан, состоящих на учете в службе занятости. Таким образом, область лишилась средств, которые могли бы принести специалисты, если бы они получили образование, востребованное на региональном рынке труда.

Вот некоторые расчеты, которые можно сделать в любой области.

1. Экономия бюджетных средств на затратах, связанных с обучением по невостребованным специальностям и в связи с некачественным профессиональным образованием:

число выпускников учреждений среднего профессионального образования, зарегистрированных в службе занятости, - 8375 человек;

средняя численность безработных выпускников УСПО в год- 3700 человек;

затраты бюджета на подготовку одного выпускника - 20,52 тыс. рублей;

сумма экономии бюджетных средств - 75924 тыс. рублей.

2. Экономия бюджетных средств, связанных с пособиями по безработице в службе занятости:

средняя численность безработных выпускников УСПО в год - 3700 человек;

размер пособия в год - 5,2 тыс. рублей;

сумма экономии средств службы занятости - 19 240 тыс. рублей.

3. Экономия бюджетных средств, средств населения на затратах, связанных с переобучением:

средняя стоимость одной программы переподготовки - 7 тыс. рублей в год;

средняя численность безработных выпускников УСПО в год - 3700 чел.;

сумма экономии - 25 900 тыс. рублей.

4. Недополученная выгода бюджетов всех уровней:

Каждый выпускник учреждения среднего профессионального образования, который сегодня получает пособие от государства и средства на переобучение, мог бы заработать за год (с учетом средней заработной платы по Самарской области - 2300 рублей): 2,300·12=27,6 тыс. рублей. Из них в областной бюджет пошло бы в виде подоходного налога и отчислений в Пенсионный фонд 3,6 тыс. рублей.

Если фонд оплаты труда составляет 50% от объема производства, то стоимость произведенной одним выпускником продукции составит 55,2 тыс. рублей, с которой будет выплачен налог на добавленную стоимость 11 тыс. рублей (20%). Успешно развивающееся предприятие получает 20%-ную прибыль, с которой выплатит в бюджет 3,5 млн. рублей (32%). Таким образом, отчисления в бюджет (в расчете на 1 человека) могли бы составить: 3,59+11,04+3,53= 18,16 тыс. рублей.

Учитывая, что структура безработицы в течение последних лет практически не меняется, можно предположить, что ежегодное пополнение числа безработных происходит за счет выпускников УСПО - около 3,7 тыс. человек. Отчисления во все виды бюджетов составят около 67 млн. рублей.

Между федеральным и областным бюджетом отчисления распределяются так, как показано в таблице.

Итого: ежегодно областной бюджет мог бы сэкономить 133,264 млн. рублей за счет переориентации системы среднего профобразования на обслуживание региональной экономики.