В первую очередь, это были интегрированные уроки, которые не только решали проблему перегрузки, но и способствовали формированию целостной картины мира. Далее - практико-ориентированное обучение. Если учитель объясняет тему «Сопротивление материалов», то во второй части учебного занятия весь класс направляется в учебные мастерские, где на практике при работе с металлами разного рода проверяет теоретические положения. Особое место в норвежской школе занимают мастерские, оснащенные на высоком техническом уровне, где мальчики и девочки вместе обучаются работе с деревом и металлом, глиной и тканями. Кабинеты обслуживающего труда (там они называются - домашней экономики) предоставляют школьникам возможность научиться вести семейный бюджет, готовить, ухаживать за малышами (например, пеленать младенца), обращаться с бытовой техникой, которая есть в каждом доме (от кофеварки до швейной и стиральной машин). Оснащение мастерских и снабжение их необходимыми для проведения учебных занятий материалами идет за счет бюджета. У школы есть соответствующие статьи расходов, позволяющие содержать обслуживающий педагогический и технический персонал и оснащать мастерские необходимым сырьем и оборудованием. В разговоре с директором мы затронули вопрос о том, какова же миссия его школы. Ответ руководителя нас обескуражил: «Каждый выпускник нашей школы должен суметь построить себе дом».

Как много в этой фразе заложено конструктивного, конкретного и образного. Действительно, назначение школы - это не только присвоение огромного культурного достояния своего народа и всего человечества, но и подготовка к жизни в конкретных социальных условиях, дифференциация учащихся по их способностям, желаниям и возможностям.

Проблема современной школы - формирование позитивного отношения к труду и людям труда. Социальные отношения, характеризующиеся отсутствием и недостижимостью социальной гармонии при данном варианте развития современного российского общества, общественные идеалы, строящиеся на философии общества потребления и воинствующего криминала, не способствуют утверждению в общественном сознании положительного восприятия таких качеств личности, как порядочность и честность, усердие и трудолюбие.

Справедливости ради следует сказать, что данная проблема характеризует и европейское образовательное пространство. В первую очередь она затрагивает определенные социальные слои общества, представители молодого поколения которых не в состоянии вырваться из социальных проблем, что отражается в их пессимизме и настроениях бесперспективности, негативном отношении к обучению в профессиональной школе, индифферентности, с одной стороны, и агрессии - с другой, направленной на поиски виновных.

Для большинства представителей молодого поколения идеалом общества рыночной экономики становится человек, который в неимоверно короткие сроки посредством ловких трюков, обмана государства и своих ближних сумел сколотить приличное состояние и теперь «берет от жизни все». Пропаганда такого идеала идет по всем каналам воздействия на молодежь: от рекламы до телесериалов. Нетрудно понять, что за этим стоит факир на час, «авторитет», дни которого рано или поздно будут сочтены. Как рано или поздно будут сочтены дни криминального российского бизнеса. А для того, чтобы встать на рельсы цивилизованного, долгосрочного развития, бизнесу необходимо задуматься о связях с системой образования, о воспитании корпоративного духа в работниках компании, о материальном стимулировании и поощрении наиболее трудолюбивых и достойных работников, о возрождении семейных трудовых династий, о вкладе финансовых средств в обучение и переподготовку кадров.

На сегодняшний день, по данным Министерства образования России, в стране 3872 учреждения начального профессионального образования, в которых обучаются 1,6 млн. человек. По сравнению с данными за 2001 год количество учреждений сократилось на 21. Общеизвестно, каково значение системы начального профессионального образования для развития экономики страны. Уже сейчас Россия испытывает нехватку квалифицированных рабочих кадров. В то же время в последние годы наблюдается перепроизводство специалистов с высшим образованием, как отмечают в министерстве, «в связи со слабо регулируемым ростом приема в вузы на платной основе». Но, как мы видим, не только поэтому. Наблюдается непременное желание подавляющего большинства выпускников школы получить не высшее образование, но диплом, который в жизни будет служить своего рода пропуском для приобретения выгодного положения в профессиональной сфере.

Заметим, насколько непрестижно звучит в наши дни аббревиатура ПТУ, дискредитированная, по-видимому, положением данного типа образовательных учреждений и во времена «застоя», и во времена перестройки, когда «путяга» и «пэтэушник» презрительно звучали в устах фарцовщиков и прочего люда, не желающего «вкалывать» на государство и презирающего любой труд. Хотя профессионально-техническое училище - это ближайший и наиболее простой путь к мастерству в области ремесла, производства и сервиса, приносящий много больший доход и материальные блага, чем диплом о высшем образовании. Но для осознания этого необходимо иметь многовековые традиции мастерства, которые имеются в странах, например, Западной Европы, где Мастер - это не просто слово, но звание, присваиваемое гильдией после сдачи экзаменов, успешного опыта работы на протяжении ряда лет в бизнесе, да еще и в рамках определенной квоты.

Вопрос о том, как повысить качество подготовки учащихся в учреждениях начального профессионального образования, чрезвычайно актуальный, потому как касается каждого представителя нашего общества, ежедневно сталкивающегося с продавцом и техником, водителем и электриком, поваром и официантом. Стоит рассмотреть вопрос о содержании образования в профессиональных училищах и найти компромисс в вопросе соотношения полного среднего образования и профессиональной подготовки учащихся, на которую сегодня почему-то как раз и не хватает времени. Тогда какую миссию выполняет ПТУ? Обучения подростков, от которых в силу разных причин отказалась общеобразовательная школа? Думается, что богатый опыт отечественной профессиональной школы поможет решить этот вопрос, ведь через ремесленные, фабрично-заводские училища прошло немало способных людей, ставших в свое время не просто рабочими, но символами и гордостью страны.

Одним профессионально-техническим училищам не одолеть проблемы. Для обучения квалифицированных кадров необходимо заручиться поддержкой новой российской экономики: только с помощью предприятий, нуждающихся в грамотном персонале, можно выстроить долгосрочную программу по подготовке кадров для всех отраслей, создать оснащенные по последнему слову техники учебно-производственные центры. Для этого необходимо взаимовыгодное сотрудничество системы профессионального образования, предприятий и органов власти, заинтересованных в экономическом развитии своего региона.