- Наверное, подходы к реализации 123-го федерального закона для каждой области специфичны. Наш регион - дотационный, в бюджете 2004 года дотации составляют 20 процентов. Характерная особенность области - преобладание сельских общеобразовательных учреждений - 78 процентов. Достаточно серьезная проблема - финансирование малокомплектных сельских школ с наполняемостью классов от 5 до 15 человек. Многие из них сильно удалены от областного и районных центров - до 600 километров. Это расстояние не только в масштабе области, но и в масштабе России маленьким не назовешь.

С 2003 года в нескольких районах начались задержки с выплатой зарплаты педагогам. Костромской департамент образования и науки принял меры и разработал свою схему финансирования школ из областного бюджета (задолго до принятия 123-го закона). Надо сказать, что в регионе уже была практика финансирования социальной сферы в соответствии с законом Костромской области о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности. Региональный норматив оказался сопоставимым с нормативом, предложенным Министерством образования России. Таким образом, областной администрации удалось наладить финансирование в пределах имеющихся средств. Менее чем за месяц мы согласовали с главами районов порядок предоставления целевых субвенций. Соответствующее постановление областной думы предусматривает выделение целевых субвенций посредством перераспределения средств за счет налога на прибыль, частично за счет дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Налог на прибыль принадлежит к числу сложно собираемых на муниципальном уровне. Поэтому областные субвенции стали для муниципалитетов дополнительным финансовым ресурсом.

Для расчета объема субвенций в 2003 году были приняты минимальные значения федеральных финансовых нормативов, рекомендованные Минобразованием России. Они включали в себя расходы на оплату труда, компенсационные выплаты и книгоиздательскую продукцию. Мы не устанавливали жесткую структуру расходов. Для некоторых районов, учитывая демографическую ситуацию, был принят усредненный норматив. Все расчеты мы вели вместе с главами муниципальных образований, которые хорошо знают специфику своих территорий.

Первые результаты эксперимента по переходу школ на уровень областного бюджета оказались весьма обнадеживающими: зарплата и отпускные учителям стали выплачиваться без задержек. Появилась возможность выплачивать зарплату работникам учреждений дошкольного и дополнительного образования, а также компенсацию за книгоиздательскую продукцию. Кроме того, в полтора раза увеличился объем средств, выделяемых на оплату коммунальных услуг.

Специфика села заключается в том, что часть средств, отпускаемых на образовательную сферу, идет на цели, имеющие к школе отдаленное отношение, например, на содержание бухгалтерских служб в сельских администрациях или обслуживающего персонала социокультурных центров. Глав местного самоуправления обязали провести полную инвентаризацию всех фактических расходов с тем, чтобы разработать муниципальную составляющую финансового норматива. То есть мы рассматриваем норматив, рекомендованный Минобразованием России как часть норматива, у которого есть и вторая составляющая - муниципальная, та, что учитывает коммунальные расходы, средства на капитальный ремонт и на приобретение оборудования.