- Татьяна Вадимовна, как вы решились так круто изменить свою судьбу и как вас отпустили из школы №1240?

- Такое предложение мне сделало Центральное окружное управление образования. Из школы отпустили и с гордостью за то, что мне оказали такое доверие, и с сожалением. Могу сказать, что при расставании мы все рыдали, а я еще и сейчас часто рыдаю и страшно скучаю по своим коллегам, по своим ученикам.

- Вы все-таки преподаватель английского языка, а школа №110 - школа, в которой углубленно изучают испанский язык, школа, которая носит имя известного испанского поэта и общественного деятеля Мигеля Эрнандеса. Насколько я знаю, испанским языком вы не владеете?

- Испанский язык обязательно выучу, и как можно быстрей. Английский будем поднимать на должный уровень, делать все, чтобы давать нашим детям качественное билингвальное образование. Коллектив в 110-й остался прежний. Это школа с традициями, ей 200 лет, здесь каждый шаг - легенда, потому что очень много значит и история школы, и имена выпускников (Марина Цветаева, Игорь Ильинский, Андрей Сахаров, Алексей Баталов и многие другие). Это была когда-то первая мужская школа, до революции она в какой-то момент считалась школой, где внедрялись в жизнь инновационные, передовые идеи, долгие годы она была лучшей школой России. Потом ее слили с женской гимназией. В постреволюционное время ею всегда руководили знаменитейшие ученые, тут всегда был высокопрофессиональный педагогический состав. Так что тут нужно историю глубоко изучать, поддерживать традиции, поднимать и сохранять культурные пласты. Это гордость не только Москвы, но и России, таких школ, чтобы имели такую историю, у нас не так уж и много.

- Вы гордитесь, что стали директором именно этой школы?

- Конечно.

- И все же в школе-новостройке легче, наверное, начинать, выстраивая все «под себя». Почему вы не попросили, уж коль окружное управление образования увидело в вас директора, новую школу?

- Разумеется, в такую школу, как 110-я, нужно вписываться, это непросто. Но когда непросто, это ведь и интересно. Кстати, в этом году я сдала все экзамены по федеральной президентской программе по управленческим кадрам, поступила и буду учиться в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по теме «Экономика и управление предприятием». Я сочла, что это покроет недостаток моих знаний по финансово-хозяйственным вопросам, и в принципе считаю, что это очень интересно, это какая-то другая грань жизни, возможность приобрести новые знания.

- Как вас приняли в 110-й?

- Хорошо. Но я ведь всегда стараюсь по-человечески выстраивать отношения с коллегами, потому что у меня есть определенные человеческие и профессиональные принципы. Мне кажется, если ты к людям (по Конфуцию) относишься так же, как тебе бы хотелось, чтобы они относились к тебе, то отношения в коллективе сложатся, у людей всегда возникнет желание шагнуть тебе навстречу.

- На конкурсе «Учитель года», где вам сопутствовали значительные победы, вы были учителем английского языка. Эта работа и сложна, и легка одновременно, сейчас еще и оплачивается в столице высоко. Кроме того, всегда можно заняться репетиторством, получить дополнительно неплохие деньги. Чего вам не хватало, когда вы согласились стать завучем в школе №1240?

- Я работала завучем по научно-методической работе, потому что очень люблю науку, разделяю мнение, что учиться нужно всегда. Кандидатской диссертации пока что, правда, нет, хотя меня все время заставляют ее написать и защитить. Но времени постоянно не хватает ни на себя, ни на семью. К тому же я - человек команды, поэтому, когда Татьяна Юрьевна Щипкова, директор школы №1240, предложила мне стать завучем, я с удовольствием согласилась, хотя понимала, что это ответственное дело. Но в своей школе мне было очень легко работать заместителем директора, я ведь эту школу окончила сама, начинала в ней свою педагогическую деятельность. Это моя школа, в ней продолжают учиться два моих сына - в пятом и одиннадцатом классах.

- Работа завучем в такой школе - школа? Если да, то чему можно научиться?

- Моя школа научила меня всему. Я благодарна за то, что многое из того, что имею сейчас (и духовно, и нравственно, и в профессиональном плане), имею благодаря тем людям, у которых училась, работая с ними рядом. Нехватку этих людей я постоянно сейчас чувствую. Но, с другой стороны, они мне звонят и говорят: «Ты все равно наша, где бы ты ни была, мы всегда тебя поддержим!» Я все время с ними созваниваюсь, обсуждаю все проблемы, понимая, что если проблемы бывают, то они всегда у всех одни и те же.

- Будете переманивать к себе учителей из 1240-й?

- Считаю это неэтичным.

- Тогда другой вопрос: школа родная, люди - прекрасные, но чего не хватало завучу, если он согласился стать директором, да еще другой школы?

- Я бы не сказала, что мне чего-то не хватало в действительно родном школьном доме с номером 1240. Хватало всего! Но скажем так: мне нужно было соответствовать доверию, которое мне оказал округ, с другой стороны, я - человек азартный, мне просто интересна новая работа. Приятно, что тебе доверяют серьезное дело. Хотя, конечно, ответственность ощущаешь даже виртуально, ночами не спишь, вечерами не живешь, все время думаешь о школе. Волнений и переживаний больше, чем у опытных руководителей.

- Может быть, в прежней школе вам не хватало самостоятельности?

- Нет, директор 1240-й такой человек, стиль управления которого предполагает отсутствие диктаторства, административного деспотизма. У нас каждый имел право на свое мнение, главное, аргументированно доказать свою правоту. Во всяком случае я всегда была свободна, это не то чувство, которого мне не хватало.

- Как бы ни уповали на роль коллектива, все равно многое зависит от того, какую модель выбирает директор. Какая модель школы близка вам лично?

- Моя модель начинается с начальной школы, которая многое определяет в образовании. Это база, я понимаю, что ее развитие - ключевое направление в образовании, так как все проблемы, которые мы выявляем в средней и старшей школе, родом из начальной. В следующем году «началка» начнет первой работать по новым государственным образовательным стандартам, поэтому сегодня очень важны ответы на вопросы: «Как выстраивать учебный процесс? Что важно, а что может быть на вторых позициях?» Я не сторонница каких-то резких, кардинальных поворотов, придерживаюсь правила золотой середины и пытаюсь искать максимально мягкие пути, поскольку изменить и разрушить легко, выстраивать заново потом трудно, к тому же неизвестно, что потом выстроится в результате. Мне хотелось бы в любом случае немного пересмотреть и расширить, укрепить позиции дополнительного образования, мне кажется, что для начальной школы это очень значимо. Это стратегически собираюсь развивать, спектр услуг дополнительного образования должен быть широким, чтобы дополнительное образование играло более весомую, более значимую, более развивающую роль.

- Какие проблемы начальной школы вы сегодня считаете важными?

- Очень часто возникает такая проблема: с одной стороны, мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, а с другой стороны, следуют бесконечные мониторинги, результаты которых в итоге требуют совсем другого уровня знаний. Получается крайность: или все сидят на ковре и только играют, или же идет такой дриллинг, что учитель все равно становится функционером, задача которого - воспитание конкретных умений и навыков. Дополнительное образование как раз может в начальной школе занять эту нишу. Плюс нужно серьезно заниматься обучением и повышением квалификации всех учителей, но особенно учителей именно начальной школы. Почему-то с годами сложился образ учителя начальной школы, который, скажем, несколько непривлекателен: такая милая бабушка с большим опытом работы по-старому или, наоборот, молоденькая тетенька, не имеющая никакого опыта. Образ культурного, интеллигентного человека у ребенка с детства должен быть связан с первым учителем, это закладывает его дальнейшие восприятия того, что происходит и вокруг, и в образовании, формирует его собственную модель поведения, его человеческую и познавательную позицию.

- На городском педсовете в докладе Ольги Ларионовой четко было сказано о повсеместной профилизации школы. Вам близка эта идея?

- Мне близка модель профильной школы, которая, как мне кажется, вырастает из средней школы, где предстоит вести предпрофильную подготовку. В нашу школу с углубленным изучением испанского языка дети ездят со всех концов Москвы, потому что она специализируется на гуманитарной подготовке. Тут идет предметное обучение на испанском языке (география, бизнес-испанский и другие предметы). Тут есть интересные курсы по МКХ и изо плюс два сертифицированных музея, поэтому музейно-поисковая, исследовательская, проектная деятельность вошла в практику деятельности школы. Один из музеев - комплексный, имеющий различные направления. Это военно-патриотическое направление (школа еще связана с Испанией и имеет некоторую этническую направленность): 100 выпускников школы ушли на фронт, и все погибли вместе со своим классным руководителем, на стене нашей школы есть барельеф, зарегистрированный как исторический памятник, посвященный мальчикам, не вернувшимся с войны. Это историческое направление, связанное со знаменитыми выпускниками - творческой и научной элитой страны, тут есть много проектов по этой тематике. Второй музей - музей имени Мигеля Эрнандеса, испанского поэта-антифашиста, который очень симпатизировал России, у нас ведется активная деятельность, связанная с его именем и творчеством. Мы обмениваемся информацией со школой в Испании, тоже носящей имя Мигеля Эрнандеса, мы тесно связаны с Фондом имени Мигеля Эрнандеса, и президент этого фонда подарил нам скульптуру поэта. Дети наши писали книги, переводили и издавали стихи, которые мы отправляли в Испанию, выполняли различные проекты.

- Значит ли все это, что для профилизации школы у вас все сделано?

- В идеале нам хотелось бы создать базу для профильной - предпрофильную школу для того, чтобы был кадровый состав, чтобы то, что мы могли бы дать как в урочное, так и во внеурочное время, было гибким и соответствовало запросам заказчиков - родителей и учащихся. В прошлом году мы провели опрос учащихся девятых классов, и по этому опросу, несмотря на нашу действительно серьезную работу в области гуманитарного цикла, иностранных языков и театральной деятельности, которая у нас тоже очень серьезно развита, нам теперь нужно вводить еще два профиля - социально-экономический и физико-математический. Соответственно учебный план связан и с изменением в эту сторону. Нам нужно быть довольно гибкими, чтобы и последующие элективные курсы, и основная сетка соответствовали этим двум новым профилям. Кстати, давно доказано, что глубокое, серьезное изучение иностранного языка невозможно без хорошего ориентирования в области математических наук. Об иностранном языке, на мой взгляд, весьма поверхностно судить как о целиком гуманитарном предмете. Но, как доказала нам Анна Григорьевна Мехед - победитель конкурса «Учитель года России-2007», и математику нельзя назвать лишь негуманитарным предметом.

- В Москве уже давно существует содружество победителей и призеров конкурса «Учитель года». В вашей школе кто-то будет преподавать?

- Я уже разговаривала с моей коллегой Олей Шугаевой, которая работает в одной из школ Северо-Западного округа, и мы договорились о сотрудничестве, о совместном проекте, который был бы направлен на риторику. Она хорошо владеет программой и может вести курс обучения по искусству публичной речи. Мы задумываем интересный комплексный проект, который тоже будет построен в сотрудничестве с дипломатическим корпусом, с посольствами и консульствами. У нас уже наработаны с ними серьезные связи, в школе учится много детей дипломатов, атташе. Нам бы хотелось, чтобы в рамках этого проекта дети получали умения и навыки стиля и образа поведения и общения в обществе. Это то, чего нашим детям порой немного не хватает. И не только детям. Такая совместная деятельность педагогов и учащихся в этом направлении мне кажется интересной и полезной. Речь пойдет о том, как вести себя в обществе, как правильно вести беседу, об элементах воспитанности, эстетике и уважительном отношении к собеседнику, о чувстве достоинства. Это все закладывает успешность наших учеников в будущей жизни. В будущем я надеюсь, что у нас будут совместные проекты с Александром Глозманом, учителем года Москвы и России-1997, человеком порядочным в каждом своем жесте, в каждом проявлении, честном перед собой и перед людьми, что вызывает уважение и восхищение. У нас дружеские отношения с коллективом строительного колледжа №26, ребята из колледжа в этом году своими силами и средствами бесплатно отремонтировали нам помещение для второго музея. Теперь мы собираемся к ним с нашими программами.

- Удивительно, что вы все время говорите «у нас», а ведь вас назначили совсем недавно.

- А как иначе? Ведь если что-то не примешь как свое, оно так и останется чужим. Я все происходящее в нашей школе, можно сказать, уже принимаю как свое.

- Номер нашей газеты с вашим интервью выйдет в то время, когда учитель года Москвы-2008 Михаил Стародубцев будет участвовать в Питере в конкурсе «Учитель года России-2008». Что вы ему желаете?

- Я вхожу долгие годы в состав окружного жюри на конкурсе «Учитель года Москвы», видела Михаила Стародубцева в течение года на разных мероприятиях и уже хорошо узнала. Миша - человек настолько глубокий, самобытный, творческий, что обязательно привлечет к себе внимание на этом конкурсе. То, что он еще и человек мыслящий, талантливый, как мне кажется, должно принести ему победу. Я ему желаю победы и над собой, ведь главное - не волноваться, чтобы он был доволен и удовлетворен тем, что он сделал. Ведь дело не в том месте, какое ты займешь на конкурсе, а в том, чтобы почувствовал: сделал все, что мог, показал все, что мог, выложился полностью, когда ты устал, но исполнен чувством счастливой усталости, доволен и тем, что сделал, и самим собой. Я верю в победу Михаила Стародубцева! Он ее достоин!