В рамках подготовки к новому учебному году уже в этом году под руководством Людмилы Митрюк были открыты двери 13 новых детских садов на 2070 мест и 3 общеобразовательные школы на 1650 учащихся. Пожалуй, первым серьезным испытанием для Людмилы Викторовны стал августовский окружной педагогический совет, где она должна была представить свое видение ситуации в системе образования и обозначить те задачи, которые необходимо решить в новом учебном году педагогическому коллективу Юго-Востока.

Новый 2008/2009 учебный год для всех нас будет непростым. Быстро меняющаяся жизнь потребует нестандартных решений, а продолжающаяся модернизация системы образования обяжет пересмотреть позиции, преодолеть стереотипы, сложившиеся в прошлые годы. Одна из важнейших стратегических задач развития системы образования - гармонизация социальной и обучающей функций школы. Конституция России, Закон «Об образовании» ставят задачу обучения всех детей: одаренных и мотивированных на учебный труд, имеющих проблемы в развитии и детей-инвалидов. Нормативно-подушевое финансирование стимулирует этот процесс. Поэтому один из важнейших критериев оценки эффективности деятельности образовательного учреждения - сохранение контингента. С этой позиции работу не всех учреждений можно считать эффективной. За прошедший год только окружная комиссия по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на образование рассмотрела 25 обращений руководителей по смене формы обучения учеников и 32 - в связи с длительным непосещением занятий учащимися без уважительной причины. В большинстве случаев это дети из неблагополучных семей, которых выявляют слишком поздно, с которыми должная индивидуальная работа совместно с инспекциями не ведется. Другая причина прогулов уроков кроется в педагогической запущенности подростка, которая идет из начальной школы, но должных мер к ее ликвидации в начальном звене не принимается, а к 6-7-му классу он уже полностью теряет интерес к учебе. В работе с детьми «группы риска» не срабатывает должным образом и психологическая служба. Все это приводит к скрытому отсеву учащихся из образовательных учреждений. Вместе с тем у школы есть и вторая функция - обеспечение качества обучения учащихся. В определенном смысле эти две функции приходят в противоречие: есть школы, которые хорошо справляются с социальной функцией, сохраняют весь контингент, но учебные возможности обучающихся детей весьма скромные; такая школа рискует ни показать высокое качество обучения, ни продемонстрировать хорошие результаты ЕГЭ. Здесь необходимо понять, что одна из важнейших задач - полноценное выполнение и той и другой функции.

Разнообразная сеть образовательных учреждений обеспечивает равные стартовые возможности для детей, проживающих в округе. Поэтому сегодня мы должны заботиться не о создании новых видов образовательных учреждений, а добиваться того, чтобы каждое учреждение работало так же качественно, как лучшее. У нас есть учреждения, которыми мы по праву можем гордиться. И прежде всего это 37 школ - победителей приоритетного национального проекта. Но есть и те, кто остановился в своем развитии, работает без учета требований современности. Как показывает анализ, демографическая ситуация далеко не всегда виновата в том, что контингент детей в учреждении резко сокращается, причина бывает и в потере интереса у родителей к этому учреждению. Именно поэтому я считаю важным, чтобы у каждого учреждения была программа саморазвития, программа роста, чтобы происходили изменения в качестве образования. Если учреждение не сможет выстроить программу своего развития, оно должно быть реорганизовано.

В условиях, когда система образования перейдет на иную форму оплаты труда, по-новому обозначается проблема стимулирования, которая нынче непосредственно связана с оценкой качества работы образовательного учреждения. Для меня очевидно, что в новых условиях необходимо вырабатывать гибкие инструменты такой оценки, которые должны учитывать и особенности контингента каждого учреждения, и те приоритетные задачи, которые учреждение образования ставит перед собой с учетом своей специфики. Совершенно очевидно, что нельзя сравнивать между собой по результатам обученности лицей и коррекционную школу, гимназию и учреждение образования, где собраны подростки с девиантным поведением. Даже в рамках одной и той же школы при определении результатов труда учителя требуется учитывать специфику контингента учащихся, с которым он работает, а также анализ не только показателей результатов обученности его учеников, продемонстрированных в ходе итоговой аттестации, но и динамики развития и обученности ученика в течение нескольких лет. Здесь предстоит поработать всем вместе: руководителям учреждений, управлению образования, методическому центру, окружной общественности руководителей и учащихся, профсоюзам. Мы - единая команда, и ответственность у нас общая за результаты нашего труда.

Программа «Столичное образование-5» нацеливает все педагогические коллективы на переход к профильному обучению, причем самыми разными способами. Это работа по индивидуальным учебным планам, это гимназическое и лицейское образование, это кадетское образование, это один или несколько профилей в старших классах. Мы предполагаем, что около 100 наших учреждений уже в этом учебном году перейдут на профильное обучение. В программе «Столичное образование-5» значительное внимание уделено проблемам духовно-нравственного развития детей и юношества. В тех сложных социально-экономических, политических и идеологических условиях, в каких развивается современный ребенок, система образования была и остается инструментом целенаправленного, осмысленного воздействия на духовно-нравственную сферу личности. Система воспитания должна помочь укоренению в сознании подрастающего поколения таких нравственных ценностей, как добро, честь, совесть, милосердие, толерантность. Это главные принципы жителей большого мегаполиса, тем более нашей столицы. По данным Института социологии Российской академии наук, 55% опрошенных молодых людей готовы переступать через моральные нормы для достижения успеха, 30-50% молодых людей не считают неприемлемым обогащение за счет других, хамство, пьянство, публичное проявление неприязни к людям других национальностей. Данные органов внутренних дел о правонарушениях несовершеннолетних подтверждают выводы института. Несмотря на снижение количества преступлений и правонарушений, совершенных учащимися, их число остается значительным. Практически каждый второй ученик школы принимал участие в драках. Большое число школьников доставляется в отделение милиции за распитие спиртных напитков, есть ученики, которые курят, сквернословят, употребляют психотропные вещества. Все эти факты заставили нас предметно заниматься созданием воспитательного пространства округа, при этом мы учитывали, что современные социальные условия требуют изменений технологии воспитания, например, сегодня уже востребованы интерактивные методы, которые ставят ребенка в позицию активного субъекта, участвующего в проектировании, дети и взрослые становятся партнерами.

Свыше 3 тысяч проектов представили учащиеся школ в весенние каникулы на традиционной окружной выставке инноваций, научном форуме, посвященном вопросам гуманизации образования. Очень важно, что вместе с детьми и учителями в социально значимых проектах участвуют преподаватели различных вузов, представители префектуры и районных управ, что в проектной деятельности широко используются информационные технологии. Интересны такие проекты и программы учащихся и учителей по правовому воспитанию, как проект школы №1910 «Достояние свободного человека», занявший первое место в городе, школы №1357 «Азбука правового воспитания современного школьника» (2-е место); программа детской общественной организации при школе №415 «Орлята России» (3-е место). Особый интерес вызывают семейные проекты о родословной семьи, проекты экологической тематики.

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине - одно из основных направлений в системе воспитания детей. Мы можем гордиться тем, что по итогам прошлого года Юго-Восточное управление образования за организацию работы по патриотическому воспитанию учащихся награждено переходящим Кубком Героев. По инициативе префекта Владимира Зотова в июне на заседании Правительства Москвы был рассмотрен и одобрен опыт духовно-нравственного воспитания и развития детей и молодежи в Юго-Восточном округе.

В 2009 году все выпускники школ будут проходить итоговую аттестацию в форме ЕГЭ. Мы не можем не думать о том, что будет с выпускниками, которые не попадут в вузы. Программа «Столичное образование-5» предусматривает создание в каждом округе центров профориентации, где старшеклассники смогут получить консультацию по различным профессиям, пройти тестирование, получить совет психолога, нам предстоит создать такой центр и в нашем округе.

Из средств дополнительных расходных обязательств префектуры и районных управ на подготовку к новому учебному году окружной системе образования было выделено свыше 130 млн рублей. Если в 1996 году многие школы преподавали информационные технологии по безмашинному варианту, то в прошедшем году на один компьютер приходилось 12 учеников. Но есть и другая сторона прогресса, связанного с внедрением информационных технологий: вытеснение материальных технологий. Нам предстоит возродить школьные мастерские, оснастив их современным оборудованием, подготовить учителей технологии, и это тоже предусмотрено в городской программе «Столичное образование-5». Деньги в программе на эти цели определены. Но это не означает, что мы не будем заниматься информационными технологиями, не станем отрабатывать дальше модель Школы информатизации. Сегодня лишь в 20% образовательных учреждений округа созданы локальные сети, наша задача - в предстоящем учебном году довести этот процент до 75, а через год завершить эту работу.

На наших глазах изменяется материальная база учреждений образования округа. В соответствии с постановлением Правительства Москвы поднимаются корпуса новых детских дошкольных учреждений, школ, которые оснащаются современным оборудованием. Это огромные средства. Но средства эти необходимо осваивать эффективно, что, безусловно, требует от руководителей повышения их финансово-экономической грамотности с пользой для решения поставленных задач, а это уже вопрос стратегии и тактики развития образования.

В современных условиях развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление на всех ее уровнях. Центральное место в процессе решения многих проблем принадлежит руководителю образовательного учреждения. Ему приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Именно поэтому руководителям ОУ, обеспечивающим потенциал нашего будущего, необходимо глубоко осознать свою роль в этом процессе, формировать у себя и административной команды школы, учителей и учеников новые личностные качества, адекватные изменяющимся условиям и адаптируемые к ним.