- Федеральный закон №123 определил ответственность региональной и муниципальной властей за финансирование образования. В связи с этим необычайно актуален вопрос о порядке и методах исчисления субвенций. В принятом законе сказано: «расчет субвенций будет определяться в соответствии с нормативами расходов, утвержденных законами субъектов РФ, на реализацию государственных стандартов общего образования на уровне не ниже федеральных нормативов». Однако сегодня такие федеральные нормативы отсутствуют. В сентябре 2003 года мы получили совместное письмо Минобразования и Минфина, в котором даны методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений для реализации госстандартов. Однако это не норматив, а лишь методические рекомендации по расчету субвенций на основе нормативных затрат. Таким образом, утвержденный федеральный норматив - это всего лишь очередной федеральный мандат, а это противоречит логике реформ, которые предусматривают четкие межбюджетные отношения. В этой ситуации очевидно, что субъектам России придется самостоятельно рассчитывать величину нормативных затрат на одного ученика и на этой основе определять размеры субвенций муниципалитетам.

Мы в Пензенской области совместно с Фондом «Института экономики города» с 2002 года реализуем проект «Экономическая эффективность расходов муниципального бюджета на образование». Проанализировав систему финансирования образования, мы обнаружили нерациональные затраты. Это прежде всего слишком большое число коррекционных классов в основном звене средней школы, чрезмерное количество школьников, обучающихся на дому, неравномерное финансирование гимназических и лицейских классов, завышенное число штатных единиц. Результаты исследования подтвердили: принцип надо менять и переходить от финансирования образовательного учреждения к финансированию образовательной услуги. Была разработана методика расчета подушевого финансирования. Используя эту методику, а также методические рекомендации Минфина и Минобразования, приняли Закон «О порядке исчисления субвенций муниципальным образованиям на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования». Минфин и Минобразование предложили значение таких нормативов дифференцировать по городским, крупным сельским и иным сельским населенным пунктам. Однако, как показывает практика, такая дифференциация нормативных затрат весьма приблизительна и слабо учитывает стоимость образовательной услуги по конкретным муниципальным образованиям. Надо признать, что это основная проблема, которая вот уже более десяти лет тормозит внедрение нормативного финансирования в системе образования, хотя нормативное финансирование регламентировано статьей 41 Федерального закона «Об образовании».

Полноценное внедрение методики нормативного финансирования позволит области сэкономить от 80 до 100 миллионов рублей в бюджете образования. Эти деньги можно будет направить в том числе и на программы развития области.