Современная школа сегодня живет и динамично развивается в меняющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Не секрет, что в одиночку с управлением школой справиться можно, но, пожалуй, любому руководителю для успешного развития процесса обучения, снятия конфликтных ситуаций, наибольшей осведомленности родителей и детей о происходящих событиях в школе, о предоставляемых образовательных услугах, о перспективах, целях, задачах, которые ставит перед собой педагогический коллектив, всегда требуются помощь и поддержка. Чтобы понять, кто и как может поддержать руководителя, надо ответить на такие очень важные и актуальные вопросы: «В чем смысл изменений в управлении школой и зачем надо реализовать норму о том, что управление школой должно носить не только государственный, но и общественный характер? В чем смысл этой идеи закона?»

Сошлюсь на одного из авторов идеи закона и проекта государственно-общественного управления, к сожалению, рано ушедшего из жизни директора школы №1060 Анатолия Пинского, который говорил: «В школе, где общественность (родительская, местная, деловая, культурная и проч.) не обладает управленческими полномочиями, происходит известное в мире постепенное отчуждение общества от школы. Общественность как бы чувствует - «мы ни в чем не полномочны», «здесь все решают без нас», - и тогда она постепенно отворачивается от школы. Результаты известны - нет весомого экономического участия общественности в школьной жизни, падает общественная заинтересованность в школе, растет экстернат и репетиторство, то есть, по сути, происходит вымывание образования из школы. Школа постепенно становится закрытой для общества системой, она замыкается от общества, а общество отворачивается от нее. Единственный здесь путь, реализующийся в тех или иных формах практически всех во всех развитых странах, - это введение института общественного управления школой». При реализации многих приоритетных направлений развития образования, предусмотренных Программой модернизации образования, управление школой по-прежнему строится у нас на традиционном командно-административном подходе. Все существующие сегодня в школе советы, в том числе и педсоветы, родительские комитеты, попечительские советы - структуры полезные, однако они - органы консультативные, совещательные, не обладающие законодательно управленческими функциями. А управляющие советы призваны, объединив усилия всех и став советами в школе, а не при школе, реализовать идею государственно-общественного управления школой.

Что же такое управляющий совет, для чего он создается? Управляющие советы - одна из моделей государственно-общественного характера управления школой. Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали» - учредители школы, члены школьной администрации во главе с директором (а именно так обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно назвать так - «государственный». Но если к реальному управлению школой начинают приобщать и представителей общественности, то возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления школой. Но надо особо отметить, что управляющий совет создается не для того, чтобы подменять директора школы или принимать решения, требующие профессиональной педагогической подготовки. Управляющий совет существует в основном для того, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы, помогать находить ресурсы для этого и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь. Стратегия - вот основное поле работы управляющего совета. Не давать указания учителю, как вести урок, а заместителю директора - как составить расписание уроков, а определить в целом задачи школы и пути их достижения.

Создание школьного управляющего совета сегодня предполагается в каждой школе. В школьный совет будут входить лица избранные, назначенные и кооптированные. От каждой категории участников образовательного процесса (родителей, работников школы, старшеклассников) в школьный совет избираются представители. Учредитель назначает своего представителя. Директор входит в совет по должности, но ни он, ни представитель учредителя не могут быть председателями совета. В сформированный первоначальный состав совета кооптируют спонсоров школы - представителей местной общественности от производства, вуза, бывших выпускников школы и так далее.

Информация к сведению

Основные функции управляющего совета:

• Согласование основных стратегических вопросов: о составе и реализации школьного компонента стандарта, об открытии тех или иных профилей школы, об утверждении программы развития школы.

• Управление школьной жизнью, укладом школы - решение вопросов графика учебного процесса, введение школьной формы, возможные изменения питания и медицинского обслуживания детей и т.п.

• Участие в экономической жизни школы - согласование бюджетной заявки на финансирование от учредителя, утверждение сметы расходов бюджета школы и содействие пополнению школьной казны из внебюджетных средств; обеспечение эффективности и прозрачности всей внутришкольной экономики.

В нашем Центре образования №1420 уже создан управляющий совет, в котором состоят представители всех фракций:

родители;

учащиеся;

педагоги;

учредители;

общественность;

попечители;

шефствующие организации;

представители районной власти.

Управляющий совет школы - коллегиальный внутришкольный орган, состоящий из избранных, кооптированных (привлеченных) и назначенных членов и имеющий зафиксированные в уставе управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития школы. В полном составе собирается один-два раза в год и решает стратегические вопросы: основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяют язык обучения и так далее. В течение года основную работу ведут комиссии (сектора), создаваемые советом школы. Они собираются раз в четверть, заслушивают ответственных за определенный участок деятельности, намечают пути реализации принятых решений. Организационные вопросы решает совет, в который входят руководители комиссии и члены администрации. Такая организация деятельности совета школы превращает его в действенный институт управления.

Но, как говорится, не единым управляющим советом жива школа. Для того чтобы государственно-общественное управление было реальным, как мне кажется, нужны и другие формы работы с обществом. Поэтому, кроме этого нового органа государственно-общественного управления, в нашем ЦО работают:

попечительский совет;

орган разработки стратегического развития школы;

совет учредителей;

инновационный совет;

экспертный совет;

научно-методический совет;

совет лицеистов;

совет гимназистов;

школьный парламент;

совет ЦО;

ученический комитет;

кафедральный совет;

административный совет.

Методы управленческой деятельности общественных органов управления:

общественное поручение;

общественное мнение;

просьба;

предложение;

самоотчет;

позитивное стимулирование;

авансированное доверие;

личный пример;

экспертиза проектов школьных «законов» и локальных правовых актов и др.

Однако в отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса (например: учащихся - ученические комитеты; родителей - родительские комитеты; педагогов - педагогические советы и так далее), управляющий совет становится общешкольным внутренним органом управления. Решения, принимаемые управляющим советом, обязательны для исполнения всеми участниками образовательного процесса, включая директора школы.

Что сделано нами за период действия управляющего совета:

Избран управляющий совет, определены законодательные документы: положения об управляющем совете, изменены положения всех структурных подразделений (совета ЦО, учкома, административного совета, научно-методического совета, совета кафедр и др.), внесены изменения в устав ЦО.

Избран президиум управляющего совета.

Утвержден план заседаний управляющего совета.

Рассмотрена и готовится к утверждению программа развития образования ГОУ ЦО №1420.

Утверждена образовательная программа на 2008 - 2009 учебный год.

Утвержден публичный доклад ЦО.

Установлены дорожные разметки на ул. Ташкентская, дежурство сотрудников ДПС в особо сложные периоды работы ЦО (1 сентября, День города, новогодние праздники, праздник лицеиста и так далее).

Введена школьная форма, лейбл ученика ЦО.

Рассматривается программа профилактики курения и наркомании.

Сформированы комиссии управляющего совета.

Организован конкурс проектов развития ЦО.

Выпускается многотиражка ЦО.

Работает радиомаяк ЦО.

Рассматривается вопрос о школьном телевидении.

Решается вопрос о праздновании 40-летия ЦО.

Создается музей истории ЦО.

Утвержден кодекс прав и обязанностей всех участников образовательного процесса ЦО.

Могу сказать, что формирование инструментов социального партнерства в современной системе образования направлено на реализацию задачи развития гражданского общества, формирования у членов общества демократической культуры, использования дополнительных ресурсов в развитии общеобразовательной школы. В логику развития социального партнерства вписывается как забота о развитии партнерских отношений, так и становление сетевого взаимодействия в рамках образовательных систем большого масштаба.

Вне участия общественности в управлении школой и вне развития государственно-общественного взаимодействия решение одной из важнейших задач школы - формирования у учащихся необходимой культуры для жизни в гражданском обществе - не представляется возможным.

«...Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, ошибается, но еще больше ошибается тот, кто воображает, что люди не могут обойтись без него», - говорил Ларошфуко, и трудно с ним не согласиться. Нам, учителям, необходимо объединять свои силы с миром, лежащим за стенами школы и понимать, что только вместе с общественностью мы становимся частью широкого движения за развитие общества, за будущее России, мира, Земли.