Первая задача - кадровая политика и в городе, и в округе, и в отдельном педагогическом коллективе. Решая эту проблему, мы всегда стремились к разумному сочетанию опыта и азарта молодости на всех уровнях как в аппарате управления, так и в руководящем корпусе образовательных учреждений. Значительное число вновь назначенных молодых руководителей, результаты их работы - убедительное доказательство правильно выбранной линии. Достаточно сказать, что под руководством молодых директоров многие школы стали победителями конкурса в рамках нацпроекта «Образование», участниками городских экспериментальных площадок, отрабатывают модели «Школы будущего».

На мой взгляд, задача каждого руководителя сегодня - создать нормальный морально-психологический климат в своем педагогическом коллективе, организовать наставничество опытных руководителей над молодыми специалистами.

Ведь не секрет, что есть коллективы, где ни один учитель не был участником конкурса в рамках нацпроекта. Есть коллективы, где отдельные учителя, проработавшие 15-18 лет, не имеют никаких наград, с этим мы столкнулись, когда знакомились с учителями - участниками национального проекта.

Обстановка творчества и сотрудничества, с одной стороны, требовательности и ответственности за порученное дело, с другой - должны быть в каждом коллективе. Пока полностью решить эту проблему нам не удалось.

Другая задача напрямую связана с первой: учреждение обязано обеспечить должный уровень качества образования с учетом способностей, особенностей каждого обучающегося. Причины нерешенности этой проблемы я прежде всего вижу в серьезных просчетах в организации внутришкольного управления, отсутствии системной работы с учителем, формальном подходе к постановке методической работы с учителем на уровне методического объединения, следствием чего стало неумение части учителей использовать новые технологии, нетрадиционные методы и способы обучения; в упущениях в работе по психологическому обеспечению учебного процесса, созданию без должных мониторинговых исследований психологического сопровождения классов повышенного уровня, которые далеко не всегда этот уровень подтверждают.

Есть и еще одна проблема, которая оказывает непосредственное влияние на формирование личности обучающихся и воспитанников. Это организация воспитательной работы. Я имею в виду не отдельно взятые, хотя и прекрасно организованные мероприятия, а систему работы с привлечением всех тех, кто может и должен работать с детьми. У нас есть хороший опыт привлечения к проектной деятельности высших учебных заведений.

Наука сегодня развивается быстро, наши ученики должны это видеть. Еще в прошлом году по инициативе префекта Юго-Восточного округа Владимира Зотова в кадетском казачьем корпусе преподаватели МГТУ имени Н.Э.Баумана проводили большую работу с воспитанниками по нанотехнологиям. Выделилась группа ребят, которая уже на базе института продолжала эту работу, а в этом году в округе планируют охватить этими занятиями всех старшеклассников.

Социально значимые проекты ребят должны иметь прикладной характер. Не случайно работой ученика школы №1357 заинтересовалась фирма Siеmens и выплатила мальчику грант в 300 тысяч рублей. Таких работ становилось все больше, то есть ученики становятся партнерами взрослых, они чувствуют свою причастность к тому, что происходит в городе, в стране в целом. Поэтому в каждом учреждении учебный процесс должен сопровождаться четко выстроенной воспитательной работой.

Когда-то в 1992 году судьба преподнесла мне счастливый билет - работу в Юго-Восточном округе. Я благодарен коллегам за годы совместной работы. У нас были поражения и победы, но в округе всегда царил дух творчества, доброжелательности и стремления помочь другому. Я думаю, такое могло быть только в единой команде, которой и был все эти годы наш любимый Юго-Восточный округ. Я благодарю всех и каждого в отдельности за эти годы, за то, что мы все вместе любили свой округ и гордились им.