- расширение спектра услуг дошкольного образования и воспитания;

- обеспечение равных возможностей в получении образования, в том числе инклюзия;

- развитие открытой информационной среды, повышение степени информированности населения о процессах, происходящих в образовании;

- отработка и широкое использование технологии социального действия в воспитании.

Основанием для такого выбора послужила внешняя и внутренняя оценка, полученная системой образования: это экспертиза в ходе реализации приоритетного национального проекта, независимая аттестация учащихся 9-х и 11-х классов, публичные отчеты руководителей и их обсуждение родительской общественностью, социологические опросы, педагогический мониторинг.

Цель оценки - не регулирование процесса, а ожидаемый результат:

Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей, независимо от места проживания, состояния здоровья и социального положения.

Образовательная среда для обеспечения качественного образования всех детей, в том числе с ограничениями здоровья.

Инновационный характер базового образования в соответствии с требованиями экономики.

Обновление содержания и технологий образования с учетом баланса фундаментальности и компетентностного подхода.

Для достижения новых результатов нам важно сделать анализ эффективности использования ресурсного потенциала, который сложился в Центральном округе в ходе реализации последних двух программ развития окружной системы образования.

Среди важнейших мы выделяем несколько проблем.

20 новых зданий детских садов и школ построены и реконструированы за три года. Обустраивая собственное жилище, каждый человек стремится сделать его максимально удобным и уютным. Так и новое здание образовательного учреждения нуждается в наполнении его новым содержанием, новой средой, в формировании бережного отношения к созданному. Войдя в здание, можно сделать вывод о тех, кто здесь работает.

В настоящее время в округе установлено более 8,5 тысячи компьютеров и более 5 тысяч единиц оргтехники. На один компьютер в округе приходится 7 человек (по Москве - 11,6). С 2005 года установлено учебное, дидактическое и реабилитационное оборудование на сумму почти 148 миллионов рублей, оснащено более 300 кабинетов. 100% школ подключены к сети «Интернет». Логика такова: деньги государства в обмен на обязательства образовательного учреждения.

Анализ показал, что многие руководители так и не приобрели привычки начинать свой рабочий день с обращения к электронной почте или хотя бы с новостной ленты портала. Только 40% учителей используют интернет-ресурс для подготовки к урокам, а во время учебной деятельности он используется еще меньше. В 48% школ не работают или не обновляются сайты. Огорчает факт передачи с баланса на баланс комплектов лего-робототехники, которые пылились в некоторых школах, и закрытые во внеурочное время компьютерные классы.

Реализация предыдущих программ, участие в приоритетном национальном проекте «Образование», экспериментальная деятельность сформировали еще один ресурс: инновационный потенциал образовательных учреждений. В прошлой программе речь шла о том, что развитие округа обеспечивается саморазвитием каждого учреждения. Однако не везде этот потенциал реализован. Выполнение целей и задач вчерашнего дня в конечном счете становится тормозом в развитии инновационных процессов системы образования округа. Учреждение теряет свой контингент. Управление реагирует на это экономически: неконкурентоспособные, нерентабельные образовательные учреждения подвергает реорганизации. А за любым сокращением сети - судьбы людей: детей, педагогов, родителей!

Не менее важный ресурс - система дополнительного образования. Спектр услуг широк: практически каждый ребенок может реализовать свои досуговые потребности, интересы, увлечения. При этом анализ контингента учреждений дополнительного образования выявил такие проблемы:

- невысокая степень готовности открыть двери для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- в основном система дополнительного образования охватывает детей младшего и старшего возраста.

Подростки 11-14 лет из нее практически выпадают. Только 23% детей этого возраста охвачены системой дополнительного образования. В период возрастного нигилизма, осознания собственного «Я» ребенок особенно нуждается в успехе, которого не всегда достигает в учебе. Что может интересовать ученика этого возраста? Спорт, техническое творчество - эти направления в наименьшей степени представлены в перечне услуг: наши педагоги дополнительного образования достигли высокого профессионального мастерства, но это, в конечном счете, привело к отбору наиболее способных детей в творческие коллективы. А что же делать неуклюжим, нескладным подросткам? И школьная система дополнительного образования не решает эту проблему, не учитывает пожелания детей.

Создание комфортной среды и работа с информационными ресурсами, самочувствие педагога, внедрение инноваций и психологическое здоровье ребенка обеспечиваются качественной работой психолого-педагогической службы округа. Вместе с тем:

- представления прокуратуры указывают, что школы недостаточно пользуются услугами психологических центров, расположенных в районах, не направляют детей для оказания помощи;

- при всей уникальности каждого психологического центра действия их не согласуются;

- психолого-педагогические консилиумы работают малоэффективно;

- размыт функционал школьного психолога;

- есть отдельные услуги, но нет процесса сопровождения.

Таким образом, очевидно: для того чтобы приступить к выполнению новой программы, нам необходимо решить те проблемы, о которых шла речь. Прежде чем создавать новые ресурсы, нужно научиться работать с теми, которые уже имеем.

У нас есть полгода для создания платформы новой программы, и мы должны решить три задачи.

Первая направлена на оптимизацию:

- повышение эффективности управления ресурсами, кадрами и процессами;

- повышение уровня информирования о процессах;

- включение образовательных учреждений в социальную сеть;

- обеспечение сохранности имущества, развитие оформительской и информационной культуры;

- мотивации педагогических работников к качественному труду;

- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и руководителей.

Вторая - формирование солидарной ответственности участников образовательного процесса за счет создания личного пространства для принятия самостоятельных решений.

В реализации этой задачи каждый педагогический работник имеет свою зону ответственности: учитель отвечает за результат обучения, руководитель - за развитие учреждения, родитель - за ценностное отношение к системе образования, воспитатель и классный руководитель - за развитие свободной личности ребенка и так далее.

Третья задача - обеспечение государственного интереса в области образования: получение эффекта социального лифта для достижения равенства личностей с разными стартовыми возможностями.

Алгоритм решения этой задачи: развитие дошкольника, инклюзия, социализация, формирование успешности, воспитание лидерских качеств.

В 2009 году вступит в силу новая окружная программа, цель которой - формирование нового современного уровня образовательной инфраструктуры Центрального округа для повышения качества жизни населения.

Этот стратегический документ обеспечивает преемственность и обновление системы образования Центрального округа на основе педагогических подходов и идей, реализованных в предшествующих программах:

- создание вариативной сети образовательных учреждений;

- перевод учреждений из режима функционирования в режим развития;

- укладность школы;

- успешность педагога;

- создание комфортной образовательной среды и другие.

Прорывной идеей новой программы на 2009-2011 годы станет единый подход к организации того ресурса, который имеет округ, его наращивание и оптимизация. Так, первый раздел «Управленческие механизмы реализации программы» содержит систему мер, направленных на отслеживание и анализ промежуточных результатов программы, степени активности в ее реализации участников образовательного процесса. Это позволит эффективно использовать инфраструктурные ресурсы.

Мониторинги разных типов и уровней активно используются в системе образования Центрального округа. Идея педагогического мониторинга зародилась именно у нас. Однако целостной картины создать не удавалось: любой узконаправленный мониторинг выявляет проблему, но не определяет, почему она возникает. В связи с этим предложен проект службы комплексного многоканального мониторинга, который установит причины и позволит принять обоснованные управленческие решения. Приведу простой пример: группа 12-летних детей плохо справилась с заданиями по математике в ходе рубежного контроля. Вывод: плохо обучают предмету. При этом другой мониторинг показал, что эта же группа не посещает кружки ни в школе, ни в учреждении дополнительного образования. Возможный вывод: не предложено то, что их могло бы заинтересовать, установлены трудности во взаимоотношениях с родителями и учителями. По результатам каждого из исследований приняты меры: учитель направлен на курсы повышения квалификации, школа поставлена перед необходимостью расширить спектр услуг дополнительного образования, социальному педагогу и психологу поставлена задача индивидуальной работы с семьей. А если подойти к исследованиям комплексно, выяснится, что в школе неблагоприятный психологический климат, нет уклада, отсутствует стратегия развития. Учреждения, не реализующие принцип саморазвития, тормозят систему в целом.

Отмечу, что самое динамичное сегодня - дошкольное образование. Самостоятельный элемент современной модели окружного образования - система раннего развития детей. Программа предусматривает создание специальной службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания. Принципиальная позиция - гибкость образовательных программ, их соответствие различным потребностям семей и высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей-педагогов. Подход таков: не присмотр за детьми, а воспитание и развитие малышей.

Не менее важной для нас задачей является идея Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева - поддержка гражданской инициативы для формирования гражданского общества. Эта идея представлена в программе проектом «Добровольческое движение в ЦАО». Префектурой разработана концепция добровольчества в Центральном административном округе, которую осенью 2008 года обсудит окружной молодежный добровольческий форум. Сегодня технология социального действия как самая эффективная в организации воспитательной работы стала массовой в практике педагогов и должна найти свое применение в развитии профильного образования и профессиональной ориентации учащихся.

Правительством Москвы принята программа «Рабочие кадры». Место окружной системы образования в ее реализации - проект «Создание Центра профессиональной ориентации и профильного образования». В этом центре обучение будет строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий, профессионального самоопределения и развития качеств для будущей профессиональной деятельности.

Вопрос обеспечения равных стартовых возможностей - в центре особого внимания окружного управления образования. Проект «Стрижи» - стремление к интегративной жизни - открывший путь инклюзии, сегодня объединяет 47 учреждений. Таким образом, основная идея программы - комплексный подход к организации инфраструктурных ресурсов системы образования для улучшения качества жизни населения Центрального округа столицы.

Задача для руководителей ОУ:

- обсудить проект программы в педагогических коллективах;

- определить свое место в реализации программы и выбрать проекты, в которых ОУ будет работать;

- разработать и провести презентацию программы развития образовательного учреждения.

Приоритет государства в области образовательной политики обозначил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев: «Наша позиция состояла и состоит в том, что свободный, образованный, здоровый человек - это главное, что определяет развитие страны, ее перспективы». Мы с президентом согласны!