Основные направления, по которым предстоит работать в ближайшие 3 года:

- создание условий для активного использования инновационных ресурсов и образовательных технологий для реализации новых принципов непрерывности образования и воспитание навыков его получения в течение всей жизни (от принципа «образование для жизни» к принципу «образование на протяжении всей жизни»);

- подготовка школ к переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты и внедрение их на 1-й ступени общего образования;

- завершение создания региональной системы оценки качества образования;

- удовлетворение потребностей москвичей в образовательных учреждениях высокого уровня, включая дошкольное, школьное и профессиональное образование.

При подготовке программы была впервые разработана система целевых индикаторов, что позволит нам объективно оценить ее поэтапное выполнение и при необходимости своевременно скорректировать свою деятельность. Цели и задачи программы, безусловно, вытекают из общих задач российского образования в условиях продолжения его модернизации. Важным фактором модернизации образования стал приоритетный национальный проект «Образование». За три года более 350 учреждений были признаны победителями конкурса, а Москве присвоен статус региона-консультанта. Программа предусматривает дальнейшее развитие механизмов выявления и внедрения инновационного опыта как основного инструмента модернизации московской региональной системы образования, формирование подходов и механизмов, позволяющих поддерживать направления деятельности, от которых будет получен наибольший эффект в ускорении развития системы образования города Москвы; дальнейшее развитие проекта «Школа будущего».

Для московского педагогического сообщества всегда было характерно стремление к поиску новых путей и подходов. Важное место в создании механизмов устойчивого развития образования, системы его постоянного обновления с учетом социальных и экономических потребностей города отводится экспериментальной и инновационной деятельности учреждений. Экспериментальные площадки в московском образовании - это формы получения научных знаний по педагогике, психологии, возрастной физиологии, социологии, экономике. Научное сопровождение экспериментального пространства осуществляют 28 научно-исследовательских институтов и вузов города. В Москве много педагогических коллективов и педагогов, идущих оригинальными путями развития, - более 700 школ города работают в экспериментальном и инновационном режимах.

Наиболее эффективные результаты взаимодействия науки и практики были достигнуты в области отработки моделей интеграции общего и дополнительного образования, индивидуального учебного плана для разных видов учреждений, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, психолого-педагогического сопровождения личностного развития ребенка. Однако следует отметить, что результаты экспериментальной деятельности не становятся достоянием широкой педагогической общественности.

За последние годы в каждом учебном округе была создана вариативная сеть учреждений для различных категорий детей. Формируя ее, мы старались максимально учесть запросы москвичей. Сегодня уже нет необходимости в ее масштабной перестройке. На первый план вышла другая задача - повышение привлекательности и конкурентоспособности каждого учреждения. Безусловно, многие педагогические коллективы работают творчески, постоянно развиваясь и совершенствуясь.

Однако сегодня каждая двенадцатая школа малокомплектна (таких учреждений в городе 150). Как показывает анализ, причиной этого часто становится невысокий уровень профессионализма педагогических кадров, нежелание коллектива видеть перспективу развития учреждения, неумение выстроить образовательные цели и использовать наиболее эффективно зарекомендовавшие себя инновационные технологии в образовательном процессе. И, как следствие, непривлекательность учреждения для детей и их родителей. Исходя из интересов и запросов москвичей в предоставлении всем юным жителям столицы образовательных услуг высокого уровня, мы будет искать пути для развития деятельности школ, положительно зарекомендовавших себя у населения, в том числе и за счет присоединения к ним малокомплектных неразвивающихся учреждений. В новом учебном году окружные управления образования должны проанализировать по каждой малокомплектной школе сложившуюся ситуацию и определить их дальнейшую перспективу, учитывая при этом интересы ребенка и родителей.

Перед всеми учреждениями образования стоит задача - разработать такую образовательную программу, которая на основе проблемно-аналитического анализа отражала бы деятельность педагогического коллектива по повышению качества всех сторон образовательного процесса, включала бы в себя программу развития данного учреждения. На сегодняшний день программы развития имеют лишь чуть более половины московских школ. По нашим прогнозам, уже в 2008/2009 учебном году не менее 75% педагогических коллективов будут иметь поэтапные программы роста, а к концу реализации программы «Столичное образование-5» программа саморазвития должна быть в каждом учреждении образования.

Завершается разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов. Их появление обусловлено значительными социально-экономическими изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе, что повлекло за собой и существенные изменения требований к качеству образования. Образовательные стандарты включают в себя требования: к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации, результатам освоения основных образовательных программ. Новые стандарты нацелены не только на то, чтобы дать каждому ученику прочные знания, но и на то, чтобы научить его самостоятельно их приобретать, применять на практике. То есть сформировать у ребенка базовые компетентности современного человека: информационную, коммуникативную, стремление к самореализации и самообразованию и настроить его на получение образования на протяжении всей жизни. В новом стандарте это решается через системно-деятельностный подход. При этом под требованиями к освоению основных образовательных программ понимается не только предметный результат, но и результаты личностного развития: готовность и способность учащегося к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности. Таким образом, составной частью стандартов становится как программа обучения, так и программа воспитания и социализации.

Для решения этой задачи в каждом образовательном учреждении должна быть создана образовательно-познавательная среда, побуждающая ребенка к обучению. И не просто к обучению, а к обучению с увлечением. При этом каждый ученик должен иметь возможность выбрать индивидуальную траекторию обучения из широкого спектра предлагаемых возможностей. В московских школах накоплен определенный опыт в вопросах организации учебно-воспитательного процесса с использованием индивидуально-образовательных траекторий. Сегодня требуется его систематизация и распространение. Хочу отметить, что он очень востребован педагогами города. Вместе с тем для широкого его внедрения Департаменту образования необходимо разработать пакет нормативно-методических материалов, регулирующих использование в образовательном процессе индивидуальных траекторий обучения. И прежде всего документы по режиму организации учебно-воспитательного процесса, порядку ведения школьной документации и расчету заработной платы учителя. Параллельно методическим службам следует организовать курсовую подготовку заместителей директоров по планированию учебно-воспитательного процесса и составлению расписания занятий в новых условиях и научить педагогов работать с разноуровневыми учебными программами. Методическим службам и вузам необходимо уже сейчас продумать и систему подготовки тьюторов - педагогов-наставников, способных обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся и прохождение ими индивидуальных образовательных траекторий. Будет продолжена работа по созданию материально-технической базы, обеспечивающей развитие у ребенка познавательного интереса. Для этого образовательные учреждения города планомерно оснащаются современным учебным оборудованием.

Московская система образования с 2009 года начинает поэтапный переход на новые государственные образовательные стандарты. Высшим учебным заведениям и научно-методическим службам необходимо обеспечить учителя методическими разработками и рекомендациями при переходе на новые условия; провести анализ учебных пособий и учебников на соответствие новым стандартам; разработать контрольно-измерительные материалы, основанные на компетентностном подходе, для системной диагностики и своевременной коррекции профессиональной деятельности педагога.

Решение проблемы школьной неуспешности становится одной из первоочередных задач общеобразовательной школы на ближайшее время - необходимо изучить и понять основные психолого-педагогические причины неуспешности, найти формы управления такими отрицательными явлениями, как потеря интереса к учебе, снижение активности и самостоятельности, проявления безразличия и иждивенчества, уход из школы, развитие девиантных форм социального поведения школьников - агрессии, самоизоляции, иных видов зависимого поведения. Основные усилия в этом направлении надо сосредоточить на создании таких условий, чтобы каждая семья, каждый ребенок могли своевременно получить психологическую помощь и педагогическое сопровождение.

Для повышения эффективности образовательных успехов и стимулирования развития обучающего необходимо не только обеспечить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, но и создать систему оценки образовательных достижений ребенка, учитывающую динамику его развития, в том числе и во внеурочной деятельности. Создание так называемого портфолио, отражающего все результаты ребенка, ориентировано на мотивацию к обучению, а в конечном итоге на достижение успеха. В ряде московских образовательных учреждений уже сегодня апробируется методика формирования портфолио учащегося, и она хорошо зарекомендовала себя. Для внедрения этой формы работы в массовую практику в новом учебном году будет разработан методический комплект, включающий рекомендации для организации работы учителя, руководителя, ученика и родителя, а также создана и внедрена электронная версия портфолио.

В новом учебном году Департамент образования планирует завершить в основном работу по формированию региональной независимой системы оценки качества образования. Будет создан Московский регистр качества образования как единая информационная система, интегрирующая данные по результатам различных процедур оценки качества образования в городе. Он будет открытой системой для москвичей. С каждым годом набирают силу механизмы внешней оценки качества образования. Так, в проведении экспертизы по критериям отбора победителей национального проекта «Образование» приняли участие 14 различных гражданских институтов и общественных организаций. Ежегодно в рамках конкурса инновационных программ проводится более 1,5 тысячи общественных экспертиз.

Одной из форм оценки индивидуальных достижений обучающихся стали результаты единого государственного экзамена. Летом текущего года Москва впервые полномасштабно включилась в проведение ЕГЭ по двум обязательным предметам - русскому языку и математике. В конце июня Комиссия по науке и образованию Московской городской Думы с участием Департамента образования, учителей, методистов и представителей федеральных служб и учреждений обсудила результаты ЕГЭ в городе Москве. Было отмечено, что в течение прошлого учебного года был проведен комплекс мер по подготовке проведения ЕГЭ, в том числе через систему дистантной подготовки учащихся к ЕГЭ на специализированном портале, содержащем необходимые учебные и методические материалы, тренировочные работы, материалы для самодиагностики. Ежедневно выполнялось более 100 тысяч заданий. Регулярно проводимые общегородские диагностические мероприятия охватили до 90% учащихся (за исключением учащихся вечерних школ и экстернатов). На заседании было отмечено, что объективная и независимая оценка знаний необходима. Однако ЕГЭ не может и не должен быть единственным критерием оценки знаний и умений выпускников школ и абитуриентов по школьным дисциплинам, особенно тем дисциплинам, содержание которых, судя по всему, не удастся формализовать в форматах КИМов.

В этом году московские выпускники показали следующие результаты:

- по русскому языку «5» - 17% (по России - 10,1%),

«2» - 4,2% (по России - 11,2%);

- по математике «5» - 11,8% (по России - 9,1%),

«2» - 21,1% (по России - 23,5%).

По словам учителей и методистов, наиболее существенным фактором, повысившим долю «неудов», стала возможность выставления в аттестаты итоговой положительной отметки выпускникам, получившим двойку по ЕГЭ. Этой лазейкой воспользовались учащиеся вечерних школ и экстернатов (5104 человек), получившие ноль баллов за ЕГЭ. Беспокоит и тот факт, что процент неудовлетворительных оценок по математике колеблется от 16 до 25% в зависимости от варианта, что говорит либо о неравноценности вариантов ЕГЭ, либо о других причинах. Сравнивая результаты ЕГЭ по математике и русскому языку, мы видим, что существенно лучше результаты ЕГЭ по русскому языку.

Специалисты прежде всего связывают это с более высокой корреляцией КИМов с базовой программой, высоким удельным весом не специальных, а общезначимых знаний и умений, сформированных в основной школе.

Не могут не вызывать тревоги и глобальные изменения всего содержания образования и методики преподавания предметов в школе с введением ЕГЭ. Происходит вынужденная переориентация на новую систему приоритетов, вытекающих не из целей и содержания образования, а из особенностей единого экзамена. Так, к примеру, в связи с тем, что экзамен по русскому языку стал обязательным, а литература - экзамен по выбору, учителя в 11-м классе, а то и ранее, фактически сокращают количество уроков и объем материала по курсу литературы и занимаются «натаскиванием» учеников на ЕГЭ по русскому языку. При этом литература как ключевой предмет российского школьного образования постепенно, но неуклонно исчезает, причем в самый важный и определяющий период морально-нравственного и эстетического становления личности - 16-17 лет.

Аналогичный процесс происходит и внутри другого ключевого предмета школьного курса - математики. Так как экзамен в основном содержит материал по алгебре и началам анализа, то учителя до минимума сокращают количество уроков геометрии. Поскольку именно геометрия на протяжении всего развития цивилизации считается главным образцом строго логически построенной науки, потеря основы для формирования умения мыслить логически, доказывать хотя бы на базовом уровне может иметь самые серьезные последствия. Необходимо также внимательно проанализировать слабую корреляцию между лидерами в написании ЕГЭ и лидерами - победителями предметных олимпиад. К примеру, в этом году ни один из пяти обладателей диплома первой степени Московской математической олимпиады не набрал 100 баллов, в то время как 7 человек, получивших 100 баллов по ЕГЭ, даже не дошли до городского этапа математической олимпиады. Анализ результатов будет продолжен, и в сентябре мы планируем направить наши предложения в Министерство образования. Думаем, что необходимо провести встречи в Рособрнадзоре с педагогической и родительской общественностью, возможно, и с выпускниками прошлых лет.

В последние годы в Москве немало сделано по выявлению и поддержке одаренных детей: проводятся научно-практические конференции по разным областям знаний, интеллектуальные марафоны, конкурсы, развивается олимпиадное движение. Три года назад на базе учреждений, работающих с талантливыми детьми, мы начали проводить летние школы для этой категории ребят. Важную роль в поиске и отборе одаренных школьников, в раскрытии их потенциала играют интеллектуальные соревнования, традиции которых особенно сильны в нашем городе. Ежегодно в них участвуют более 200 тысяч московских ребят всех возрастов. Только в этом году 177 москвичей стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады, успешно выступили наши ребята и на международных олимпиадах, завоевав две золотые (химия, физика) и четыре серебряные (география, информатика, прикладная лингвистика) медали. Несомненно, что ведущую роль в их подготовке играют наставники - школьные учителя, педагоги дополнительного образования, методисты-тренеры команд. С нового учебного года резко возрастает значение олимпиад, так как наряду с ЕГЭ они становятся средством отбора учащихся для продолжения образования в вузах. Это зафиксировано в Федеральном законе «Об образовании». В связи с принятием в 2008 году Министерством образования нового положения об олимпиадах, в том числе и Всероссийской, нас ожидают существенные перемены в порядке их организации и проведения. Всероссийская олимпиада предполагает четкое структурирование этапов: от школьного до всероссийского. Она будет проводиться в единые сроки и по единым заданиям, победители последнего этапа будут иметь возможность поступить в вуз на льготных условиях, для победителей других этапов это не предусмотрено. При этом московская региональная олимпиада уже не будет одним из ее этапов. Для сохранения олимпиадного движения в городе Москве Департамент образования совместно с Советом ректоров Москвы и Московской области подал единую заявку в Российский совет олимпиад школьников на проведение самостоятельной московской региональной олимпиады.

Положение получило положительные экспертные оценки, и мы ожидаем, что в скором времени Министерство образования утвердит его. Наша олимпиада будет открытой, кроме теоретических заданий, будет иметь практическую и экспериментальную части. Победители Московской региональной олимпиады, как и победители Всероссийской олимпиады, будут иметь льготы при поступлении в высшие учебные заведения России.

Важную роль в развитии доступности и качества московского образования играет переход старшей ступени школы на профильное образование. Для нас это вопрос не новый. Уже сегодня 58% старшеклассников обучаются по профильным программам, а к 2012 году в соответствии с программой «Столичное образование-5» профильное обучение будет введено во всех школах города. Для развития этого процесса и обеспечения дальнейшего плавного и безболезненного перехода окружные управления образования совместно с методическими службами должны провести необходимые организационно-технические и содержательные мероприятия, в том числе мониторинги образовательных запросов и профессиональных интересов учащихся и их родителей. Проанализировать сложившуюся в округе ситуацию и по ее итогам для каждого образовательного учреждения выстроить базовые профили, в соответствии с которыми определить потребности учреждений в учебно-дидактической и материально-технической базе. В этой связи хочу отметить, что уже в этом году все московские школы получили совершенно новые по содержанию учебники для профильного обучения. Департаменту образования, методической службе города совместно с высшими учебными заведениями, в том числе и федерального подчинения, необходимо в течение ближайших трех лет провести работу в системе повышения квалификации педагогов, разработать пакет методических рекомендаций и элективных курсов.

Переход на профильное обучение предполагает также и создание условий для профессионального определения ребенка. В последние годы, к сожалению, информационные технологии практически вытеснили из учебно-воспитательного процесса предмет «Материальные технологии», который не только формировал у школьников навыки обслуживающего и технологического труда, но и знакомил, раскрывал перед ними широкий спектр рабочих профессий. Исходя из сложившихся условий, работа по профессиональному самоопределению старшеклассников будет вестись в двух направлениях. Во-первых, непосредственно в школе. Во-вторых, считаем важным создание межрайонных центров профориентации и уже открыли на базе Восточного округа городской центр профориентации, а в новом учебном году межрайонные центры будут открыты еще в 5 округах (Зеленограде, Западном, Центральном, Южном, Северо-Восточном). Для успешного решения поставленной задачи к работе центров надо активно привлекать работодателей, молодых ученых, специалистов.

Вместе с тем вопрос предпрофильного и профильного образования не может быть качественно решен только в рамках учебного плана. Мы прекрасно понимаем, что за термином «компетентностный подход» стоит прежде всего практическое применение знаний в конкретной деятельности. Возможно ли это в школе? Да, возможно, и это очень ярко проявляется в реальной проектной деятельности, в которой только в этом году участвовали более 70 тысяч школьников. Они представили свои проекты на таких масштабных выставках, как «Ярмарка идей на Юго-Западе», «Синергия - проект» в Южном округе, «Молодежное ЭКСПО» на Северо-Западе, «Грант префекта» в Центральном округе. Следующим шагом должно стать проведение школьных и окружных этапов «Недели детского технического творчества молодежи», которые запланированы в новом учебном году.

Осознаем мы и то, что для развития этих видов деятельности и реализации детских проектов должна быть создана современная среда, стимулирующая ребенка к творчеству, воспитывающая культуру экспериментальной работы и формирующая естественно-научное мировоззрение. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Создаваемое учреждение будущего Дворец творчества детей и молодежи «Интеллект» станет центром научного познания и популяризации достижений науки. Его деятельность поможет ребятам через игру познавать сложные явления природы, получать информацию о новых научных открытиях. Первая выставка, организованная им, уже в этом году прошла в Манеже и называлась она «Зазеркалье». Ее посетители могли на практике ознакомиться и изучить законы оптики. В новом учебном году пройдет выставка по темам электричество и магнетизм. Их логическим продолжением станет передвижной комплекс «Лаборатория на колесах», создаваемый совместно с Московским комитетом по науке и технологиям, где ребята на практике смогут изучить свойства различных материалов и малых частиц, познакомятся с достижениями в области нанотехнологий.

Одним из звеньев этой работы станет и создание учреждений дополнительного образования нового вида. В 2009 году мы планируем открыть «Город науки, образования, инноваций» на ВВЦ, на базе городского Дворца на Воробьевых горах совместно с Роскосмосом открываем «Космоцентр». Совместно с Московским комитетом по науке и технологиям приступили к разработке программы по развитию научно-технического творчества молодежи. Развивая проектно-исследовательскую деятельность учащихся, необходимо особое внимание уделить отработке форм привлечения родителей к процессу совместного творчества, сделать и центры дополнительного образования, и школы открытыми для семьи. Мы запланировали открытие городского сайта, на котором ребята смогут разместить свои проекты и обменяться идеями, разработаем систему защиты авторских прав, начнет работать экспертная группа по отбору наиболее интересных проектов. Все это станет хорошей основой для проведения в следующем учебном году городской конференции школьных научных обществ и городского этапа «Недели научно-технического творчества молодежи».

Вопросы профильного и предпрофильного образования, развития научно-технического творчества мы не можем решать без взаимодействия с системой среднего профессионального образования. Его проблемы и перспективы развития мы подробно обсудили 25 августа на городской практической конференции руководителей учреждений профессионального образования с участием представителей профильных департаментов и комитетов, бизнеса и промышленности, а в сентябре ход реализации городской целевой программы «Рабочие кадры» будет заслушан на заседании Правительства Москвы.

Важный фактор становления и развития экономики знаний - инновации школ в области информатизации и развития информационно-коммуникационных технологий. В образовательных учреждениях столицы достигнуто новое качество их информатизации: обеспеченность компьютерами общеобразовательных учреждений доведена до 10 человек на 1 компьютер (российский показатель - 20), а к 2012 году он составит 7 человек. В 15% учреждений открыты цифровые естественно-научные лаборатории. Более чем в 25% московских школ созданы локальные вычислительные сети, 75% образовательных учреждений обладают собственными интернет-сайтами и другими школьными электронными образовательными ресурсами. За три следующих года реализации программы «Столичное образование-5» все учреждения образования города получат доступ к высокоскоростной сети «Интернет», во всех общеобразовательных школах появятся локальные сети. Доля предметных кабинетов, оснащенных соответствующим компьютерным оборудованием, увеличится в два раза, при этом число педагогов-предметников, владеющих информационно-коммуникационными технологиями, возрастет с 38% до 50%. Овладение и использование учащимися ИКТ позволит повысить в будущем конкурентность молодых людей на рынке труда. Информатизация делает школу открытой, понятной, прозрачной, привлекательной и для детей, и для родителей через сайты школы, через интернет-активные взаимодействия, способствуя становлению гуманных форм взаимоотношений. Осмысление информационных технологий как нового эффективного средства коммуникации, существенные изменения материальной базы учреждений, инновационная деятельность московского педагогического сообщества легли в основу разработки проекта «Школа информатизации», в котором сегодня участвуют более 50 столичных учреждений. Основные принципы внедрения информационных технологий в образовательный процесс, уровень требований и критерии к ИКТ-компетенции учителя определены в концепции «Школы информатизации», которая прошла широкое обсуждение и будет рассмотрена в ближайшее время на заседании коллегии Департамента образования.

В системе московского образования обучаются и воспитываются более 20 тысяч детей особой категории: детей-инвалидов. Правительство Москвы приняло программу «Совершенствования работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» на 2008-2009 годы, главная цель которой - создание оптимальных условий на каждом возрастном этапе для физического, нравственного и социального  развития ребенка с ограниченными возможностями  здоровья. Разрабатывая ее, мы определили основные приоритеты, по которым уже работаем. Одним из них стало предоставление родителям возможности выбора как типа образовательного учреждения, так и формы получения образования. Сегодня большая часть детей обучается и воспитывается в специализированных учреждениях. Вместе с тем степень зрелости общества и уровень его морально- нравственной культуры во многом зависит от того, насколько оно готово к интеграции людей с ограниченными возможностями, в том числе и инвалидов, в социально-производственную среду.

В системе московского образования есть учреждения дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования, где внедряется инклюзивное образование. Однако его развитию препятствуют, с одной стороны, отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей наполняемость классов, наличие в штатных расписаниях  школ помощников педагогов и другие вопросы, а также и то, что  во многих   массовых школах не созданы условия для обучения детей-инвалидов: отсутствуют безбарьерная среда и  специальное оснащение, нет  подготовленных педагогических  кадров. С другой стороны  -  психологическая неготовность здоровых детей и их родителей к  процессу интеграции инвалидов в массовую школу.

Департамент образования подготовил проект закона Москвы «Об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья», который обеспечит правовое регулирование вопросов кадрового обеспечения образовательного процесса, организации учебно-воспитательного процесса и законодательно закрепит право родителей на выбор учреждения. Департамент образования совместно с отраслевыми департаментами и префектурами административных округов продолжает осуществление мер по созданию условий для обучения таких детей в образовательных учреждениях. В новом учебном году к приему детей-инвалидов будут подготовлены еще 30 общеобразовательных школ, создана безбарьерная среда в 108 учреждениях дополнительного образования, новое оборудование получат специализированные учреждения для слабовидящих, слабослышащих детей и детей с ДЦП. А к 2010 году современным оборудованием будут оснащены все специализированные учреждения города. Нами разработана система курсовой подготовки как учителей - предметников, так и педагогов дополнительного образования для работы с этой категорией детей. Вместе с тем очевидно, что для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решить организационно-методические и материально-технические вопросы, но и необходимо подготовить самих педагогов, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей, имеющих разные возможности. И именно со школьной скамьи необходимо воспитывать детей воспринимать мир во всем его многообразии. Понимать, что какими бы разными мы ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья, мы все должны иметь равные возможности для развития и жизни. 2009 год объявлен в Москве «Годом равных возможностей». Думаю, что столь заинтересованное внимание государственных структур к нуждам и проблемам инвалидов повлияет и на общественное сознание и станет еще одной ступенькой для преодоления настороженного и не всегда позитивного отношения к ним.

За последние годы значительно изменилось отношение к маленьким жителям нашего города. Принимаемые правительством меры по строительству новых дошкольных учреждений (а ежегодно в Москве вводятся в строй 100 детских садов), выделение значительных бюджетных средств на переоснащение существующих учреждений и развитие новых форм воспитания позволили создать благоприятные условия для развития юных москвичей. В городе сформирована вариативная сеть дошкольных учреждений, позволяющая родителям выбрать наиболее удобную форму обучения и воспитания ребенка. Внедряются новые формы работы: группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки, лекотеки, службы ранней помощи, семейные детские сады. Эта работа послужила основой для заключения в ноябре 2008 года Соглашения между Правительством Москвы и ЮНЕСКО о реализации пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы». Реализация этого проекта, программ «Московская семья - компетентные родители», «Детский сад будущего» наряду с совершенствованием форм работы позволяют нам сегодня утверждать, что в городе создается воспитательная среда, направленная на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка. И прежде всего она способствует развитию его интеллектуальных и речевых способностей, что является хорошей основой для успешного обучения в школе при условии, если при переходе ребенка из детского сада в начальную школу мы обеспечим преемственность процесса и его непрерывность. Это особенно важно, так как в соответствии с проектом новых стандартов значительно изменяется подход к содержанию образования на 1-й ступени общего образования.

Характерная черта модели современной школы - ее динамичное развитие. Обеспечить этот процесс было бы невозможно без подкрепления его научными разработками. Методическое сопровождение развития образовательного процесса в основном обеспечено разработками московских педагогических вузов. За последнее время сотрудниками высших учебных заведений были подготовлены научные материалы по обновлению содержания образования и образовательным технологиям; новым стандартам педагогического образования; формам экспертизы и мониторинга качества образовательного процесса; моделированию развивающей среды для разных видов и типов образовательных учреждений. Многие образовательные учреждения Москвы имеют договора о сотрудничестве с Российской академией наук и Российской академией образования, плодотворно взаимодействуют с высшими учебными заведениями, в том числе и федерального подчинения. Наиболее продуктивной формой сотрудничества стало создание университетских округов, что позволяет обеспечить научно-методическое сопровождение экспериментальных и инновационных направлений деятельности учреждений и на практике отработать и апробировать творческие идеи наших учителей и руководителей. Эффективных результатов достигают и ученые-практики, работающие в наших учреждениях. В московских школах сегодня трудятся около полутора тысяч кандидатов наук, более 200 докторов. В основе их научных разработок - решение практических проблем, с которыми они ежедневно сталкиваются в своей профессиональной деятельности, именно поэтому эти работы актуальны и востребованы различными категориями работников образования. И уже многие из них нашли практическое применение в образовательном пространстве Москвы.

Задачи по дальнейшему научно-методическому сопровождению образовательного процесса определены в программе «Столичное образование -5». Необходимо сделать механизм формирования тематики научных исследований максимально открытым. С участием научного сообщества, педагогов-практиков, управленческих структур. В результате публичного обсуждения станет возможным формирование тематики исследований, по-настоящему востребованных столичным образованием. Важно, чтобы в деятельность всех образовательных учреждений города прочно вошла наука.