В президиуме педсовета были мэр Москвы Юрий Лужков, первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Людмила Швецова, заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина, заместители мэра в Правительстве Москвы, префекты, член Совета Федерации от Москвы Зинаида Драгункина, депутат Госдумы РФ Олег Смолин, депутаты Московской городской Думы Евгений Бунимович и Татьяна Потяева, председатель Московского городского совета Профсоюза работников народного образования и науки Сергей Кузин, почетный гражданин Москвы, народный учитель Леонид Мильграм. Когда все члены президиума заняли свои места, в зал вошла Любовь Кезина, которую никто отдельно не называл, да это и не требовалось - ее отлично знал зал: все встали и приветствовали недавнюю руководительницу Департамента образования дружными и продолжительными аплодисментами. В президиуме почему-то не была представлена, пожалуй, только Московская городская общественная палата по образованию, что на фоне постоянных призывов к уважению общественности и общественного мнения, к партнерству с обществом выглядело, мягко говоря, странно. Может быть, так произошло потому, что о работе палаты пока мало кто в городе знает, и ответственный секретарь палаты, а одновременно еще председатель городского Совета родительской общественности Ирина Ярчак сидела, в зале, правда, вместе с начальниками окружных управлений образования и руководителями всех комитетов социальной сферы Москвы.

С обстоятельным и серьезным докладом перед участниками педагогического совета выступила руководитель Департамента образования Ольга Ларионова. У нее была очень трудная задача: рассказать о сделанном, достигнутом городской системой образования, поставить задачи на учебный год, но Ольга Николаевна с этой задачей справилась. Можно спорить насчет того, должен ли доклад на таком педсовете быть объемным или коротко-конспективным, поскольку гости устают от подробного рассказа о делах образовательных. Но ведь выступала Ларионова не для гостей, а для тех директоров образовательных учреждений, преподавателей, ректоров педвузов, которые на старте учебного года, несомненно, должны были представить себе полную и четкую картину происходящего в московской системе образования. Каждый из них трудится в своем направлении и хорошо осведомлен о работе тех, кто рядом, но ведь нужно знать еще и какие-то общие для всех тенденции, итоги, планы на будущее. Вполне вероятно, если бы в Москве вошло в традицию проводить городские педсоветы еще и в конце учебного года, на которых бы и звучали отчеты, подводились итоги сделанного за год, руководителю департамента не было бы нужды делать это перед началом нового учебного года. Думаю, разговор о том, каким должен быть городской педсовет перед стартом очередного года, видимо, еще предстоит, но нынешний был еще и итогом множества «круглых столов» и научно-практических конференций, в которых участвовали педагогическая общественность, ученые-педагоги, представители родительской общественности.

На мой взгляд, в организации педсовета было несколько тактических ошибок. Одна из них, уж простите, заключалась в том, что перед началом не был предложен гостям номер «УГ-Москва», специально выпущенный к началу учебного года. Если бы это было сделано, все, включая Лужкова, прочитали бы в газете, как минимум, мнение министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко о московской системе образования, высказанное им на заседании Правительства Москвы, посвященном рассмотрению городской целевой программы «Столичное образование-5». Да и сам Юрий Михайлович, почитав газету, вспомнил, что он говорил (и хорошо говорил!) о городской системе образования. В очередной раз на педсовете сработало равнодушное отношение чиновников к СМИ: не умеют или не хотят, но возможности для формирования положительного имиджа системы образования в глазах города (на этот раз - власти) в очередной раз не были использованы. (Не говорю уже о том, что не все участники педагогического совета получили пакеты, в которых лежал свежий номер газеты: кто-то и это не посчитал нужным сделать, хотя этот номер был подарком редакции «УГ-Москва» коллегам-педагогам к новому учебному году.) Вторая тактическая ошибка заключалась в том, что не было предоставлено слово заместителю министра образования и науки РФ Исааку Калине, который, вне всякого сомнения, разделяет мнение Андрея Фурсенко о том, что московская система образования - лидер для всей России. Нет ни у кого из регионов такой системы профессионального образования, такой системы работы с инвалидами, такой программы информатизации, такого интересного использования достижений науки и техники и в учебном процессе, и в системе воспитания, и в системе дополнительного образования. Это было бы мнение «сверху», а если бы его подкрепили еще мнением «снизу» - например, выступлением молодого учителя, который только-только приступил к работе, но до этого год был на практике в школе и сумел свежим взором оценить то, что происходит сегодня в московском образовании, то навряд ли мэр выступил бы на педагогическом совете так резко, критично и совсем непразднично.

СМИ широко проинформировали общественность о мэрской критике, коллеги из регионов стали звонить москвичам и удивляться: почему вас так критикуют, когда у вас есть то, чего нам в ближайшее время не добиться, что происходит и почему? Понятно, что сегодня в столице на образование выделяются очень большие средства, на 2009 год запланировано выделить из бюджета системе образования 180,5 миллиарда рублей. Зарплату учителей в нынешнем году повысят на 12% (в реальном исчислении), в последующие готовится вновь неоднократное повышение и доведение уровня средней учительской зарплаты до уровня средней по промышленности. Финансистам всегда не нравилось это, а нынче они вообще негодуют. И подзуживают: нужны-де проверки того, как эти деньги используются. Не случайно проверки идут сплошным потоком, руководителю департамента и аппарату, как наблюдаю, приходится отрывать от непосредственной работы немалую толику времени, чтобы объяснять контролерам, что к чему.

А вот как раз при огромных бюджетных средствах, выделяемых образованию, использовать их на те или иные нужды все же чрезвычайно трудно. Нынче не от системы образования это зависит, а от тех законов, которые приняты. Ну, скажем, хороша задумка о создании на ВВЦ «Города науки, образования, инноваций», и у города есть деньги на реализацию этой идеи. Вот только как дать эти деньги ВВЦ? По закону Выставка - предприятие федерального уровня, «Город науки...» - городского, то бишь регионального, деньги региональные просто так отдать федералам нельзя, для этого нужно специальное решение. Принято ли оно на уровне Правительства Москвы? Возьми Департамент образования на себя ответственность и выполни поручение мэра, как сразу налетят контролеры и сделают вывод о том, что деньги потрачены не целевым образом. Вот что интересно: в своем выступлении мэр критически говорил о медлительности в выполнении проекта на ВВЦ, но критиковал за это господина Рототаева, который отвечает за другой проект - в Сокольниках. Мэр был резок, но резкость эта была обусловлена, судя по всему, тем, что его неправильно проинформировали. Кто - вопрос отдельный.

Второй удар нанес мэр по поводу невыполнения программы «Рабочие кадры»: реализовано лишь 12,7% бюджетных денег, выделенных на программу. Таких больших денег системе профобразования город еще никогда не выделял, во всяком случае в последние 15 лет. Но Москве отчаянно нужны рабочие кадры, поэтому власть денег на их подготовку не жалеет. А теперь посмотрим, каковы возможности у системы образования потратить эти деньги. Во-первых, чтобы купить оборудование, нужно провести тендеры. Колледжи составляют заявки, департамент их принимает, утверждает, все это давно сделано, тендеры проведены, контракты подписаны. Только после выполнения контракта, через пять дней, будут перечислены средства из бюджета. 100% их использования будут лишь к концу года. Так что о провале программы «Рабочие кадры» говорить рано. Кстати, никому не кажется странным, что те, кто оборудование уже приобрел, имеют, например, тысячу проблем с его установкой (за это нужно платить отдельно), с подключением электроэнергии (только недавно пошли разговоры на уровне города, что неправильно брать громадные средства за подключение энергии, соразмерные стоимости самого современного оборудования). Я выступала на Правительстве Москвы, когда рассматривалась программа «Столичное образование-5», говорила о том, что на плечи Департамента образования в полной мере перекладывают проблемы подготовки рабочих кадров. То, что нужно сделать по части подготовки рабочих, по организации учебного процесса, - пожалуйста, система профессионального образования все это делала и делает, но что касается участия работодателей, то тут все, по сути дела, стоит на месте. Работодатели нынче занимают очень выгодную позицию - вместо того чтобы на практике выстраивать, скажем, ту же самую дуальную систему образования, они все время говорят о нехватке рабочих кадров, приводя в пример немецкую систему подготовки. Кстати, несколько лет назад в одном из профессиональных образовательных учреждений при поддержке Палаты ремесел Дюссельдорфа была отработана новая модель подготовки рабочих, в частности маляров. Система образования свой путь прошла, а вот работодатели проявили удивительную скромность - в отличие от немцев эта система подготовки высококлассных рабочих у них не вызвала ни энтузиазма, ни интереса. По инициативе Департамента образования в свое время были созданы отраслевые советы, и если бы работодатели действовали в полную силу, давно бы уже Москва насытила свои предприятия кадрами. Загодя, до того, как молодежь была сориентирована исключительно на получение высшего образования. И все же даже в таких условиях система столичного профессионального образования ухитряется набирать учащихся, что не удается в регионах. Свою часть программы образование Москвы выполняет, но тем не менее именно педагогов, а не работодателей, критиковал мэр.

Третья точка критического удара, нанесенного мэром, - создание локальных электронных сетей. Конечно, ему обидно, что при таких больших деньгах еще не все сделано. Да, не все, но и тут не все так просто. Беседы с несколькими директорами школ еще раз подтвердили то, что я и без того знала. Деньги дают из бюджета на «железки», но не на обслуживание компьютерной и прочей техники, эти расходы традиционно не планируют. Может быть, в недалеком будущем ситуация изменится. Локальные сети созданы в небольшом количестве московских школ, но на какие деньги? На внебюджетные. Школы вообще не могут потратить ни одной сэкономленной копейки (хотя, например, экономию, и существенную, дают счетчики воды, тепла, электроэнергии) на приобретение компьютерной техники. Вы скажете, какая такая компьютерная техника, если ее в больших количествах поставляют в столичные школы? Но компьютер не токарный станок, который может служить годы (да и станки нынче обновляются, управление ими тоже начинают осуществлять с помощью информационных технологий), он быстро устаревает, но кто думает о постоянном обновлении компьютерного оборудования в образовательных учреждениях? Информатизация системы образования с некоторых пор стала заботой городского уровня, где есть соответствующее подразделение. Контакты с этим подразделением у системы образования складываются нелегко, приходится спорить, доказывать. Ответственность - у этого подразделения. Вот с него бы и спросить, почему не во всех школах до сих пор есть локальные сети? Но мэр возложил ответственность за это на систему образования.

Наивно предполагать, что упреки системе образования опосредованно адресовались нынешнему руководителю Департамента образования, ведь она за год, входя в курс дела, и так сделала многое. Можно сказать, что упреки рикошетом ударяли в Кезину (что тоже несправедливо), которая в течение более двадцати лет шаг за шагом вместе с Лужковым и выстраивала нынешнюю систему столичного образования. (Остается предполагать, что, критикуя, мэр таким образом хотел заставить задуматься каких-то чиновников в своем же аппарате. Поле для догадок весьма широкое.)

Упреки власти педагоги всегда принимают молча и без возражений. Учителя робки, а с тех пор как систему образования стали именовать сферой услуг, робость еще больше усугубилась. Да и как спорить с мэром, если педагоги искренне считают его благодетелем?! Но по большому счету только с ним и можно было бы спорить, поскольку наш мэр не любит лести и приветствует критический подход к делу. Ведь именно критика способствует прогрессу и продвижению вперед: когда видны недостатки, понятно, что нужно исправлять.

Я искренне уважаю Юрия Михайловича, он человек, так сильно переживающий за систему образования, за ее успехи и просчеты, так сильно поддерживающий ее, что с его именем можно связать все то, чего добилась московская школа за то время, пока он работает мэром. Лужкову можно бесконечно кланяться за все, что он делает для москвичей. Нам, родившимся и живущим в столице, поверьте, есть с чем сравнивать то, что делает избранный нами городской голова, есть с чьей сравнивать его деятельность. Каждое слово, произнесенное Юрием Михайловичем с трибуны городского педагогического совета, было проникнуто болью за то, что еще не сделано. Но тем, кто сидел в зале, было бесконечно обидно, что эта боль возникла в том числе и оттого, что кто-то его не так или не в полном объеме проинформировал о состоянии дел. Конечно, система образования все выводы сделает. Конечно, работа по всем направлениям будет еще серьезней и интенсивней, но поддерживать ее должен не только мэр, но и те городские структуры (не образовательные), от которых зависит в немалой степени успех этой работы.

А то, что успехи есть, мэр понял, вручая награды московским педагогам. И то, что успехи связаны лично с его именем, тоже было понятно. Если педагоги Москвы живут лучше, чем их коллеги в регионах России, получая достойную зарплату, то это заслуга мэра. Это Юрий Михайлович стоял у истоков «Школы будущего» и «Школы информатизации», строительства новых школьных зданий, программы «Сто детских садов в год», это он помог Департаменту образования в реализации программы обучения детей-инвалидов на дому и создании в образовательных учреждениях среды для обучения детей, имеющих ограничения в здоровье, это он был радетелем проекта создания «Школ здоровья», инициировал разработку программы «Рабочие кадры» и многих других очень важных для города программ. Об этом, кстати, сказали сразу несколько награжденных на педсовете, получивших награды из рук мэра.

Закончился педагогический совет все же на радостной ноте, ведь для настоящего учителя начало нового учебного года - всегда праздник. Об этом очень хорошо сказала Ольга Ларионова, закрывая заседание: «Я очень верю, дорогие коллеги, в ваш высокий профессионализм и ответственность, в ваш талант и бескорыстие! Давайте всегда помнить, что мы трудимся в столице - в нашей любимой Москве. Значит, и работать мы должны по-столичному. И хотя новый учебный год всегда начинается осенью, в его первый учебный день с цветами, с гамом детей в школьных дворах, с волнением родителей, с ребячьей беготней по коридорам, с хлопаньем дверей, с радостным смехом и юными лицами, мне всегда кажется, что над Москвой плывет весна. Пусть эта вечная весна не кончается! Пусть приходит в Москву каждое первое сентября! С новым учебным годом!»