Олимпиада проводится по трем номинациям:

для учащихся всех видов образовательных учреждений,

для студентов высших учебных заведений,

для аспирантов и молодых преподавателей общественно-политических дисциплин.

Ответы на вопросы олимпиады с указанием фамилии, имени, отчества, возраста, класса (курса), учебного заведения и контактного телефона нужно направлять в адрес Совета Федерации по электронной почте WWW.AZBRUNIN@COUNCIL.GOV.RU до 1 ноября 2003 года. Общий объем работы не должен превышать 10 стр.

В оргкомитет олимпиады войдут члены Совета Федерации, представители Министерства образования Российской Федерации, видные ученые и специалисты. Оцениваться будут точность ответов, их аргументированность, научная широта знаний.

Подведение итогов пройдет в декабре 2003 года в ходе интернет-видеомарафона «Парламент в новом веке». Победители будут награждены ценными подарками и дипломами Совета Федерации. Список победителей будет опубликован на сайтах Совета Федерации, ряда информационных агентств, в «Учительской газете».

Дополнительную информацию можно получить по тел.:

203-30-45, 203-72-25.

Вопросы интернет-олимпиады на лучшее знание российского парламентаризма и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Для учащихся старших классов (9-11-е классы), учебных заведений начального профессионального образования и среднего профессионального образования

1. Каким образом формировались и какие задачи решали Государственная Дума и Государственный Совет в период 1906-1917 гг.?

2. Какая система высших представительных и законодательных органов государственной власти существовала в СССР?

3. Когда и на основании каких правовых актов был создан парламент Российской Федерации - Федеральное Собрание?

4. Каков порядок формирования Совета Федерации? Почему Совет Федерации называют «палатой регионов»?

5. Каковы полномочия Совета Федерации в законодательном процессе?

6. Каким образом Совет Федерации участвует в формировании государственных органов и каких?

7. Какие вопросы отнесены Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Совета Федерации?

8. Что вы знаете о структуре Совета Федерации и порядке его работы?

9. Каков статус члена Совета Федерации и какие гарантии его парламентской деятельности вы можете назвать?

10. Какие проблемы учащейся молодежи требуют, по вашему мнению, неотложного законодательного регулирования?

Для студентов высших учебных заведений

1. Назовите русского государственного деятеля начала XIX века, предложившего создание в системе государственных институтов Российской империи органа народного представительства. Как по замыслу автора должен был формироваться этот орган и какие функции выполнять?

2. Какие задачи решали Государственная Дума и Государственный Совет в период 1906-1917 гг.? Можно ли считать, что в это время были заложены основы формирования двухпалатного российского парламента?

3. Каким образом осуществлялось формирование высших органов представительной и законодательной власти СССР в период 1924-1936 гг., 1936-1977 гг., 1977-1989 гг., 1989-1990 гг.?

4. Когда и на основании каких правовых актов был образован Совет Федерации первого созыва?

5. Каким образом формировался Совет Федерации за время своего существования?

6. Почему Совет Федерации называют «палатой регионов»? Обоснуйте свой ответ.

7. Каковы полномочия Совета Федерации в законодательном процессе?

8. Каким образом Совет Федерации участвует в формировании государственных органов и каких?

9. Какие вопросы отнесены Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Совета Федерации?

10. Почему, на ваш взгляд, Конституция Российской Федерации, предусмотрев процедуру возможного роспуска Государственной Думы, не содержит положений о возможности роспуска или приостановления полномочий Совета Федерации?

11. Что вы знаете о структуре Совета Федерации и порядке работы его органов?

12. Каков статус члена Совета Федерации и какими правовыми актами он установлен? Какие гарантии парламентской деятельности членов Совета Федерации вы можете назвать?

13. На основе какого нормативного акта решаются вопросы внутреннего распорядка деятельности Совета Федерации?

14. В каких случаях палаты Федерального Собрания проводят совместные заседания?

15. Какие федеральные законы, направленные на решение проблем молодежи, приняты в последние годы? Какие молодежные проблемы требуют, по вашему мнению, неотложного законодательного регулирования?

Для аспирантов и молодых преподавателей общественно-политических дисциплин

1. В чем заключаются особенности двухпалатной структуры парламента Российской Федерации?

2. Со времени своего образования Совет Федерации формировался различными способами. Какой способ формирования, на ваш взгляд, является наиболее приемлемым и почему?

3. Члены Совета Федерации являются представителями от субъектов Российской Федерации, одновременно представляя органы власти этих субъектов. Должен ли в связи с этим различаться статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы и если да, то в чем?

4. Каким образом взаимодействуют Государственная Дума и Совет Федерации в законодательном процессе? Какова процедура преодоления возникших разногласий по федеральным законам, принятым Государственной Думой и отклоненным Советом Федерации?

5. Каким образом, на ваш взгляд, Совет Федерации должен взаимодействовать с субъектами Российской Федерации в федеральном законодательном процессе?

6. Какие формы парламентского контроля существуют и применяются в Российской Федерации и какие иные формы парламентского контроля, исходя из международного опыта, приемлемы, по вашему мнению, для России?

7. Какие формы межпарламентской деятельности Совета Федерации вам известны? В каком направлении, на ваш взгляд, следует развивать межпарламентское сотрудничество Совета Федерации?