Сегодня перед нами стоит задача реализовать утвержденную Правительством России концепцию модернизации образования, изменить организационно-экономические механизмы и повысить эффективность расходов в образовательной сфере.

За прошедшие два года, минувшие после утверждения концепции, были разработаны соответствующие проекты решений на основе экспериментов с учетом принятых законов по пересмотру межбюджетных отношений и перераспределению полномочий между уровнями власти. На основании этой подготовительной работы предстоит уже в 2004-2006 годах внедрить в практику новые организационно-экономические механизмы для всех уровней образования.

Системным толчком к улучшению материального положения работников образования может стать переход от ЕТС к отраслевой системе оплаты труда. Замечу, что новая система будет носить стимулирующий характер только в том случае, если фонд заработной платы увеличится в 1,75 или хотя бы в 1,7 раза.

Однако сегодня речь идет не только о выделении бюджетных средств. Нам надо определить внутренние резервы на всех уровнях образования. Можно получить дополнительные ресурсы за счет повышения самостоятельности учебных заведений и оптимизации использования направляемых в образование средств. Подчеркну: средств, поступающих из всех источников, - из федеральных, региональных, муниципальных бюджетов и так далее. Мы, мягко говоря, недостаточно эффективно используем деньги населения, которое вынуждено отдавать эти средства на поборы в школе или детском саду, репетиторам или взяточникам при поступлении в вузы. Между тем можно было бы так выстроить экономические взаимоотношения семьи и образования, что граждане поддерживали бы его на всех уровнях.

Нам предстоит разработать рекомендуемые стандарты дошкольного образования. Мы называем их «Примерными образовательными программами для учреждений дошкольного образования разных типов и видов». На основании этих стандартов-программ на региональном или муниципальном уровне должны быть приняты соответствующие нормативно-правовые решения. Они позволят, с одной стороны, устранить незаконные сборы с родителей, ведь будет четко разграничено, что дается бесплатно, а что - за плату. С другой стороны, привлекать средства за дополнительные, сверх стандарта, образовательные услуги. Напомню, что соответствующее постановление Правительства России о дополнительных образовательных услугах в сфере общего и дошкольного образования принято в 2002 году.

В области школьного образования необходимо реализовать Федеральный закон № 123 о переводе финансирования заработной платы учителей и учебных расходов школы на региональный уровень. В регионы уже направлены разработанные совместно с Минфином России методические рекомендации по расчету норматива финансирования различных видов школ. Такие рекомендации Минобразование и Минфин будут разрабатывать каждый год.

Одно из серьезных изменений, которое мы планируем сделать в этом году, - введение статьи расходов на приобретение учебной литературы для школьных библиотек с тем, чтобы раз в четыре года происходило стопроцентное обновление их фондов.

С введением ЕГЭ и единых требований на выпускных школьных экзаменах ключевой задачей становится оптимизация сети общеобразовательных школ. Как показывает практика, реструктуризацию сети сельских школ целесообразно совмещать с изменением всей инфраструктуры на селе, объединяя на базе общеобразовательной школы клуб, сельскую библиотеку, медицинский пункт.

В 2002-2003 годах практически все школы страны стали юридическими лицами, сегодня завершается открытие для каждой школы внебюджетных счетов. В 2004 году будет создан общероссийский сайт «Твоя школа» с указанием реквизитов внебюджетных счетов всех школ страны для привлечения средств спонсоров и выпускников этих школ. Все это, наконец, позволит реализовать положение об общественно-государственном управлении в системе образования.

В этом году предстоит принять существенные поправки в Закон «Об образовании» относительно управляющих школьных советов. У этих советов будет несколько функций: оказание помощи школе, в том числе привлечение внебюджетных средств выпускников, контроль за качеством учебно-воспитательного процесса и развитием материальной базы школы.

Особый случай - учреждения коррекционного образования для детей и подростков.

Проблема в том, что полный набор в коррекционные учреждения всех 8 видов есть только в 20 субъектах России. Поэтому регионы вынуждены доплачивать друг другу за своих детей, направляемых в эти образовательные учреждения. Бывают случаи, когда регионы отказываются принимать таких детей из других регионов либо оплата перекладывается на плечи родителей, что незаконно. Мы предлагаем решить эту проблему и перевести специальные коррекционные учреждения на федеральный уровень.

В области начального и среднего профобразования предстоит решение весьма сложной задачи - передачи с 1 января 2005 года учреждений НПО и СПО в субъекты РФ. Планируем, что из 3843 учреждений НПО 2634 будут переданы на региональный уровень. Из 1500 учреждений СПО, которые сегодня финансируются из федерального бюджета, 340 будут переданы в ведение субъектов РФ.

Для повышения качества начального и среднего профобразования очень важен процесс социального партнерства предприятий с образовательными учреждениями для укрепления учебной и производственной базы и организации производственных практик.

Мы хотим поставить на Правительственной комиссии по образованию вопрос о возвращении налоговых льгот для предприятий, оказывающих помощь образовательным учреждениям. Раньше такая льгота была, по новому Налоговому кодексу РФ она отменена. Теперь, если предприятие хочет передать ПТУ или техникуму оборудование, оно должно платить налог на прибыль с его стоимости. В результате в последние два года такая помощь предприятий учреждениям профобразования практически сошла на нет.

В области высшего профессионального образования предстоит реализовать целый комплекс организационно-экономических мер по повышению эффективности бюджетного и внебюджетного финансирования.

На основе принятой поправки в Закон «Об образовании» предстоит ввести с 2004 года целевой прием в высшие учебные заведения по договорам, заключаемым вузом, абитуриентом и органом исполнительной власти - федеральным, региональным или муниципальным. Такой механизм позволит повысить эффективность расходов на подготовку специалистов, обеспечить необходимыми кадрами нуждающиеся отрасли, в первую очередь социальную сферу и сельское хозяйство. Соответствующее постановление Правительства России о порядке реализации целевого приема в высшие учебные заведения должно быть принято в ближайшие два-три месяца.

В области высшего образования также предстоит переход от сметного финансирования образовательных учреждений к финансированию по результату, по объему и качеству оказанных услуг. При этом значительная доля бюджетных средств должна поступать в вузы в виде государственных именных финансовых обязательств.

В условиях ограниченных бюджетных возможностей мы планируем выделить категории «ведущего вуза РФ» (это примерно 15-20 вузов, имеющих всемирную известность) и «ведущего вуза РФ по направлению» (примерно 50-60 вузов). Этим ведущим вузам будет оказываться существенная финансовая целевая поддержка для реализации на современном мировом уровне учебного процесса и научных исследований. Соответствующие проекты правительственных решений дважды обсуждались на заседаниях президиума совета Российского союза ректоров, и в ближайшие месяцы должно быть принято постановление Правительства России по этому поводу.

Мы провели переговоры с Минналогслужбой о восстановлении льготы по налогу на прибыль для учреждений профессионального образования. Раньше образовательные учреждения не платили этот налог, если реинвестировали заработанные деньги в учебный процесс. Был стимул для зарабатывания внебюджетных средств и направления их на развитие своей учебно-лабораторной и материально-технической базы. Упразднение льготы подтолкнуло учебные заведения к различным теневым схемам взаиморасчетов. К примеру, в 2002 году вузы направили на приобретение оборудования и ремонт на 630 миллионов рублей меньше, чем в предыдущем году.

По согласованию с Минфином РФ готовится государственная программа «Личный образовательный социальный кредит», на которую будут выделяться средства по статье «Образование» в Федеральном бюджете России. Такая программа значительно расширит возможность получения высшего образования в государственных вузах, в том числе по экономическим и правовым специальностям.