Всего за три года реализации проекта 32 школы округа стали лидерами, и каждая получила государственную поддержку в размере одного миллиона рублей. Программы развития этих школ, работа по их реализации показали, что владение информационными технологиями, умение заботиться о здоровье учащихся, вступать в коммуникацию, решать проблемы становятся важнейшими характеристиками востребованного обществом качества образования. Поддержку получили наиболее эффективные и успешные практики, дающие примеры качественного образования. Не случайно по итогам окружной презентации реализации программ развития в этом учебном году все школы-победители двух предыдущих лет вошли в первую и вторую группы школ, наиболее интересно и полно показавших результаты работы. Работа по публичной презентации будет продолжена и в новом учебном году, так как это позволяет образовательным учреждениям определиться с перспективами саморазвития, сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества, что определено как еще одна задача национального проекта.

Интересное развитие получила наша окружная экспериментальная программа: «Северо-Западный округ - научное будущее России: воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические линии занятости молодежи», которая осуществляется под научным руководством сотрудников Института инновационных стратегий развития общего образования. Расширились направления деятельности окружной Школы генеральных конструкторов имени П.Г.Кузнецова. В 2007-2008 учебном году в ШГК началась весьма успешная работа по новым направлениям - «Космос» и «Фармакология», на качественно новый уровень вышли участники секций «Региональный самолет» и «Ядерно-водородная энергетика». На конкурсе «Созвездие» в Королеве Северо-Запад представляли учащиеся лицея №1571 Вячеслав Емчук и Станислав Дашковский, которые заняли призовые места в секциях «Журналистика космоса» и «Экология космоса». Успешно выступили с космическими планетоходами на II туре международных состязаний по робототехнике и ребята из гимназии №1551 Дмитрий Епифанов (2-е призовое место); Дамир Самоходов, Александр Суховеев и Сергей Губанов стали призерами конкурса. Практически все проекты ребят были представлены на ежегодной окружной выставке «Молодежное ЭКСПО-2008 на Северо-Западе: интеграция науки, промышленности и образования», которая проходила в Выставочно-маркетинговом центре префектуры СЗАО. Всего было представлено 18 проектов в виде компьютерных и стендовых презентаций. Ребята увлеченно рассказывали о своих исследованиях и разработках, делились планами на будущее. Лучшие проекты были удостоены чести представлять округ на выставке «Дни московского образования на ВВЦ».

Школы округа поддержали предложенный мэром Москвы Юрием Лужковым проект «Строим Школу будущего», педагогические коллективы включились в работу по его реализации. Отрадно, что из 35 образовательных учреждений города, на базе которых отрабатываются модели «Школы будущего» - пять школ нашего округа: школа №705, лицей №1564, гимназии №№1517, 1519, профильная школа №1327.

Педагогические коллективы школ СЗАО продолжили активно участвовать в национальном проекте «Образование», 14 школ стали победителями конкурса «Лучшая школа Москвы». Следует отметить, что гимназия №1544 вошла в пятерку лучших школ города 2007 года и достойно представляла округ в российском конкурсе «Лучшая школа-2007».

С 30 июня по 10 июля 2008 года для наших учащихся - участников ШГК «Космос» на базе Российского государственного испытательного Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина была организована смена молодежного космического лагеря. Для ребят подготовили интересную образовательную программу, экскурсии в Центр управления полетами (ЦУП), Музей ВВС (Монино), учебный полк им. Серегина (аэродром «Чкаловский»), Музей военной формы одежды, Музей продовольственной службы МО РФ, Музей железнодорожных войск РФ, встречи с космонавтами, летчиками-испытателями, спортивную и культурную программы. Образовательная программа была построена на основе существующих методик подготовки космонавтов с использованием реальных тренажеров, учебных аудиторий и технических средств обучения, причем занятия проводили преподаватели ЦПК.

Каждый год видоизменяется сеть образовательных учреждений нашего округа. Статус прогимназии получила школа №130, на базе школы №93 создан кадетский корпус №1721, увеличилось количество «школ здоровья», сейчас их в округе уже 15.

Сегодня все больше родителей отдают предпочтение гимназическому образованию, которое предоставляет возможность учащимся обучаться в конкурентоспособном коллективе, в условиях, максимально приближенных к реалиям современной жизни, получить универсальную общеобразовательную подготовку с расширенным и углубленным изучением отдельных предметов. Если в 2007 году в округе в 5-е классы гимназий и школ с гимназическими классами поступили заявления от 1454 родителей, то в 2008 году - от 1636 родителей, что составило 26% от всех выпускников начальной школы округа.

Школы - лауреаты нацпроекта - настоящие лидеры в окружной сис теме образования: школа №1302 - ресурсный центр и городская экспериментальная площадка второго уровня по теме «Языковое образование», окружная сетевая экспериментальная площадка; ЦО №1874 - ресурсный центр на двух ГЭП второго уровня «Школьное информационное пространство» и «Развивающая среда начальной школы»; школа №1327 - ядро окружной инновационной сети по профильному обучению; школа №77 разработала и апробирует модель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8-го вида, в рамках ГЭП она внедряет свою модель на уровне субъектов РФ. Школы №№1519, 1517, 1564, 1327 активно работают в рамках городского проекта «Строим Школу будущего», школа №1900 удостоена диплома лауреата Всероссийского конкурса «Во имя жизни на Земле» за успешное выполнение приоритетных программ Правительства РФ в области образования и социальной сфере, за сохранение и развитие традиций духовно-нравственного воспитания молодого поколения. ЦО №2005 востребован как полноправный социальный партнер, включенный в местные социальные сети, он участник программ территориального развития, лицей №1571 - инициатор и организатор создания окружного музея «Россия - Беларусь - культурная общность», школа №1747 успешно развивает русский этнокомпонент, расширяя и углубляя его.

Региональной составляющей национального проекта «Образование» стал конкурс на соискание гранта Правительства Москвы и конкурс «Детский сад будущего». На городской конкурс «Детский сад будущего» были представлены 15 ДОУ округа. ДОУ №№1482, 1259, 2534, 2380 прошли в финал, в номинации «Современный руководитель» Центр развития №2534 занял первое место, ДОУ №2380 стал победителем в номинации «Малыши столицы».

Важнейшая составляющая национального проекта - выявление и денежное поощрение лучших учителей школ за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования, внедрение инновационных программ. Ежегодно учителя округа участвуют и побеждают в этом конкурсе. Самое активное и результативное участие в конкурсе национального проекта «Лучший учитель» приняли педагоги и руководители школ-лауреатов национального проекта: №№1560, 1327, 1944, 1619, 1302, 1943, а грант получил 21 учитель СВАО. Учителя - победители национального проекта и лауреаты гранта - важный методический и стратегический ресурс округа. Это учителя школ: №703 - Людмила Анисимова (химия), №1286 - Ольга Козырева (история), №1327 - Светлана Сергеева (математика), №1964 - Галина Науменко (физика), №593 - Анна Стахова (начальная школа), №599 - Марина Ланкина (история); гимназий: №1522 - Елена Волосатова (технология), №1519 - Людмила Сурилова (биология), №1551 - Анна Трактирникова (лего); прогимназии №130 Людмила Дюжакова (начальная школа), лицея №1564 Светлана Харитонова (география) и многие другие.

Профессиональные конкурсы - «Учитель года» и его восемь дочерних конкурсов - еще одна возможность выявления современных достижений педагогики и психологии, профессионального и карьерного роста, совершенствования качества обучения. В этом году в 9 номинациях конкурса приняли участие 246 педагогов, 16 стали победителями окружного этапа, трое - городского этапа. Победители городского этапа: конкурса «Воспитатель года» в номинации «Лучший проект «Патриоты России» - воспитатель ДОУ №1837 Ирина Афанасьева; конкурса «Молодой специалист» (2-е место) - воспитатель ДОУ №2318 Светлана Юдина; конкурса «Педагог-внешкольник» - педагог дополнительного образования ЦДТ «Тушино» А.Яковлев. К сожалению, в этом году в конкурсе не были представлены педагоги в номинациях «Информатика», «МХК», «Экономика», «ОБЖ», теряем мы позиции на городском этапе конкурса «Учитель года» (второй год нет победителей). Это необходимо учесть при подготовке к конкурсу «Учитель года-2009».

Большое значение для развития творческого потенциала педагогов имеет участие в таких конкурсах, как «Детский сад года». В этом году на городском этапе округ представляли детские сады №№2180, 2454, 2383, 2395, 2355. ДОУ №2355 стал победителем в номинации «Детский сад комбинированного вида». Центр развития ребенка детский сад №2337 «Дельфиненок», №2452 «Алые паруса», детский сад с этнокультурным (русским) компонентом №2177 «Росток» стали участниками совместного пилотного проекта «Образование от младенчества до школы» Департамента образования и ЮНЕСКО. На базе ДОУ №2337 создан ресурсный центр «Мы и природа», на базе ДОУ №2452 - ресурсный центр «В таланты с малых лет».

В настоящее время в нашем округе продолжает действовать программа непрерывного профессионального образования «Школа - колледж - вуз», которая предполагает широкое взаимодействие школы и вуза, создание такого единого образовательного пространства, в котором объединяются ресурсы среднего и высшего образования, отрабатывается механизм их координации. Заинтересованность школ и вузов понятна, ведь такие партнерские отношения позволяют школам поднять качество преподавания ряда дисциплин на новый уровень, а высшим учебным заведениям - получать более подготовленных, «спрофилированных» абитуриентов. Надо сказать, что в 2007 году округ предложил кандидатуру Московского автомобильно-дорожного института МАДИ(ГТУ) для участия во втором (городском) этапе конкурса на присуждение премии мэрии «Московскому вузу - за высокую эффективность взаимодействия с общеобразовательными школами города Москвы». В результате наш «кандидат» - МАДИ - занял 3-е место. Сегодня около 80 процентов школ округа активно сотрудничают с московскими вузами, среди них - МАИ, МАДИ, МАТИ, РХТУ, МГПУ, МГППУ, а 20 процентов школ СЗАО работают в содружестве со средними и специальными учебными заведениями. Формы совместной деятельности различны: это и профориентационная работа с учащимися и с родителями, и организация профильных классов с их методическим сопровождением, и постоянное повышение квалификации педагогов.

С нашей точки зрения, именно система ранней специализированной профильной подготовки школьников 10-11-х классов позволяет каждому ученику выбрать собственную, наиболее интересную образовательную траекторию, обеспечивает всем равный доступ к полноценному образованию, а также облегчает усвоение программ высшего образования.

В Северо-Западном округе уже стало хорошей традицией проведение консолидированного научного форума «Наше будущее в сотрудничестве» (на базе лицея №1560), в котором активное участие принимают старшеклассники столицы, студенты, аспиранты, сотрудники научно-исследовательских организаций, преподаватели вузов Москвы и Санкт-Петербурга (МАИ, РНЦ «Курчатовский институт», Российской академии космонавтики, РАН, НИИ прикладной механики и электродинамики, МГУ, Санкт-Петербургского политехнического института).

И сегодня в свете современных тенденций развития образования, в том числе и в связи с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ), наша задача, с одной стороны, - сохранить уже сложившиеся традиции взаимодействия школы и вуза, а с другой - выработать новые подходы к более плодотворному сотрудничеству в современных условиях.

Всемирная организация здравоохранения «Здоровье для всех в XXI столетии» генеральной линией в области здоровья считает переход от «защитно-оборонительной» к социально-конструктивной позиции формирования и сохранения здоровья человека. Учитывая тот факт, что основное время дети и подростки проводят в образовательных учреждениях, на педагогические коллективы возлагается большая ответственность. Основная задача в решении дилеммы «образование - здоровье» - определение объема здоровьезатрат для достижения успешности в учебе и способности наиболее быстро восстанавливать затраченную энергию. Понимая значимость проблемы, округ выстраивает систему оздоровительной и профилактической работы, которая прежде всего направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, создание и развитие здоровой среды.

Говоря о видовом разнообразии образовательных учреждений, обязательно надо сказать о системе дошкольного образования. Несколько дошкольных учреждений изменили свой статус: ДОУ №2382 получило статус детского сада общеразвивающего вида с интеллектуальным направлением развития ребенка, ДОУ №2336 - детского сада общеразвивающего вида с художественно-эстетическим направлением развития ребенка, ДОУ №№2490 и 1201 получили статус «Детский сад общеразвивающего вида с физическим направлением развития ребенка», ДОУ №2380 - статус «Центра развития ребенка - детский сад».

Окружная система дошкольного образования активно внедряет новые формы образования. В уходящем учебном году были открыты и успешно работают 4 лекотеки, 7 центров игровой поддержки ребенка, 4 службы ранней помощи, 19 консультационных пунктов для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, 5 «домашних детских садов». В округе проводится большая работа по сокращению очередей в детские сады. В течение прошлого учебного года распахнули свои двери новые современные детские садики, в нынешнем готовятся к вводу в эксплуатацию еще 9 учреждений, причем 5 из них построены на месте старых. Серьезное внимание мы уделяем расширению сети дошкольных учреждений для детей с проблемами в развитии и здоровье, уже завершена подготовительная работа по открытию групп для детей с аллергодерматозом в детских садах №2355 (район «Митино»), №734 (район «Покровское-Стрешнево»), с учетом запросов населения открыты 4 группы 24-часового пребывания в детском саду №2107.

В рамках приоритетного национального проекта ежегодно получают премии талантливые победители олимпиад и творческих конкурсов. По количеству призеров и победителей окружного этапа Московской региональной олимпиады мы занимаем 3-е место в городе. В городском этапе олимпиады у нас 22 победителя и 71 призер, 5 победителей Всероссийской олимпиады: Павел Щелин (1-е место по истории, 10-й класс, гимназия №1522, учитель Ольга Князева, лауреат окружного конкурса «Учитель года-2008»);

Андрей Гречко (2-е место по истории, 9-й класс, гимназия №1522, учитель Татьяна Жукова, заслуженный учитель РФ, победитель Президентского национального проекта-2006); Кирилл Антонов (2-е место по экологии, 10-й класс, школа №1191, учитель Вероника Антонова, учитель высшей квалификационной категории); Мария Гончарова (3-е место по биологии, 11-й класс, школа №1189, учитель Ирина Воропаева, двукратный лауреат премии Сороса); Александра Мялик (3-е место по русскому языку, 11-й класс, гимназия №1522, учитель Елена Чернова).

Два образовательных учреждения округа входят в число двадцати пяти учреждений города - лидеров по итогам олимпиад: школа №1189 им. И.В. Курчатова и гимназия №1519. Победители и участники конкурса «Будущее Северо-Запада» приняли активное участие в городских конкурсах и конференциях. Активно участвовали школы №1551, 1517, 882, 1515 в таких конкурсах, как:

Турнир способностей «Мыслю, знаю, действую!» (начальная школа) - победители 48 проектов из 36 школ округа.

«Шаг в будущее» - 9 победителей.

«Созвездие великих» - 4 победителя.

«Лего-роботы» - 2-е место в России заняла гимназия №1551 (Дмитрий Епифанов, 8-й класс, в прошлом году в Китае он занял 9-е место из 127 команд, а в этом году готовится к конкурсу в Японии; активно в этом направлении работают школы №№1551, 1057, 1564.

«Ярмарка идей на Юго-Западе» - лицей №1564 (1-е место), 2-е место - школа №593.

«Открытие» - 3 победителя из гимназии №1522, НОУ «Ювенес», школы №130.

«Мы и биосфера» - три первых места (школы №№819, 882, НОУ «Феникс») и два вторых (лицей №1571, школа №1212).

Два года проводится городской интеллектуальный конкурс для детей дошкольного возраста «Знай-ка!». Победителями окружного тура стали детский сад №1259 и ДОУ №2412, которые достойно представляли округ в городе, заняв 3-е место. В ДОУ растет интерес к конкурсу, и в этом году в нем приняли участие 62 дошкольных учреждения.

Наибольшую общественную поддержку получили инновации школ в области информатики и развития информационно-коммуникационных технологий, это важный фактор становления и развития экономики знаний.

В 2007-2008 учебном году завершено подключение всех ОУ к сети «Интернет», актуализируется разработка пакета электронных образовательных ресурсов, охватывающих все разделы основных образовательных программ, внедряется автоматизированная система управления доступом в Интернет, в ОУ создается коллекция электронных образовательных ресурсов. В округе началось развертывание автоматизированной информационной системы (АИС) «Школьные учебники» в 5 пилотных школах округа (№№86, 129, 821, 1515, 1564), что позволит снизить количество рутинных операций, временных затрат, облегчить работу сотрудников библиотек. Библиотеки этих школ - лучшие в области применения компьютерных технологий в работе школьного библиотекаря, их опыт работы был представлен на ВВЦ в апреле 2008 года, в городе округ признан базовым по внедрению АИС «Школьные учебники». Мы планируем создать окружную видеотелекоммуникационную систему, первой ласточкой которой стал видеомост между ЦО №2005 и гимназией №1519.

Важное место в развитии образовательных технологий отводится оснащению ОУ современным учебным оборудованием. За период реализации национального проекта «Образование» улучшились условия обучения в 85% школ округа, в новом учебном году работа по поставке учебного оборудования продолжится. В рамках национального проекта поддержаны и реализуются региональные комплексные проекты модернизации образования: заработал принцип нормативно-подушевого финансирования, суть которого - переход от финансирования затрат к финансированию результатов; улучшились условия обучения, реализуются нормативные требования наполняемости классов, увеличились степень и роль общественных институтов в оценке профессиональной деятельности учителей и школ, созданы органы школьного самоуправления, складывается региональная система оценки качества образования, в целом повышается качество образования.

Для изучения общественного мнения по вопросам эффективности национального проекта «Образование» и удовлетворенности участников образовательного процесса его качеством в феврале-мае 2008 года в 29 ОУ был проведен социологический опрос. В ходе опроса выявилось, что 35% педагогической общественности хорошо знакомы с идеей национального проекта, 45% в основном знакомы, 15% только слышали, остальные 5% не знакомы вообще.

Ниже городских показателей оказалась степень участия школ в отдельных номинациях проекта:

«Учитель года»: в округе - 38% школ, в городе - 49%.

«Грант Правительства Москвы»: в округе - 38%, в городе - 56%.

Лучший учитель, работающий по инновационным программам: в округе - 27%, в городе - 40%.

Самые тревожные, волнующие и учителей, и родителей проблемы - это состояние здоровья (соответственно 51% и 60%) школьников. 71% детей, по мнению родителей, получили хронические заболевания во время школьного обучения, каждый четвертый ребенок страдает нарушением опорно-двигательного аппарата, 22% страдают заболеваниями органов зрения.

Проблемной зоной остается в СЗАО и состояние воспитывающей деятельности, мало внимания мы пока уделяем навыкам социальной адаптации, формированию сознательной гражданской позиции, у молодежи не существует высоких образцов для подражания. На вопрос: «Кто для вас образец?» 30% ответили: «Никто», 25% - «Я сам», 35% - «Родители». В этой связи особую роль играют новые формы работы с детьми, такие как прошедший в округе в марте 2008 года первый Международный детский саммит. Делегации 11 районов Гродненской области Республики Беларусь и Гродно, Приднестровья, Вельска, Северодвинска Архангельской области, учащиеся округа - всего более 300 человек - были его участниками, пытались дать ответ на вопрос: «Почему нам важно быть вместе?»

В рамках саммита прошел мастер-класс «Как успевать жить общественной жизнью и учиться?», работали стратегические лаборатории детского издания и «Опыт работы в проектах. Экология окружающей среды», дискуссионные секции «Сто вопросов взрослому», художественная лаборатория на базе школьных музеев, технические мастерские, состоялись дебаты «Идеальный руководитель», интеллектуальный ринг «Как сохранить историческую память наших народов?», посещение Московской городской Думы, встреча с представителями городского депутатского корпуса. Все это заставило ребят задуматься, определить свою позицию, учиться ее отстаивать, слышать другое мнение, соглашаться и спорить, быть терпимым, заботливым и гостеприимным хозяином. Все взрослые участники саммита и ребята очень высоко оценили его значение и важность в собственной жизни подобных встреч и дел. Самое активное участие приняли школы №№1551, 1515, 138, 69, 1286, 1549, интернат с углубленным изучением китайского языка №11, ЦВР «Митино».

Толерантность - сегодня один из ключевых вопросов воспитания. Именно поэтому первый урок нового учебного года был посвящен толерантности и прошел под девизом «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в том наша сила». Девиз урока - это девиз фестиваля, стартовавшего в апреле и завершающегося в ноябре 2008 года в День защиты прав детей.

Независимая проверка работ учащихся, закончивших обучение на 1-й ступени и поступающих в гимназии и гимназические классы (а это 1115 учащихся, что составляет 27% от числа окончивших 1-ю ступень), показывает, что выпускники начальной школы имеют глубокие знания по программе 1-й ступени обучения, процент обученности и качества выше результатов городского контроля. Независимая аттестация в 9-х классах, которая в «новой» форме (ЕГЭ) или в форме НЭК проходила в 50% школ округа по математике и русскому языку, показала хорошие результаты обученности по русскому языку, практически одинаковые по обеим формам 96,8 (ЕГЭ) - 98,3 (НЭК) и несколько ниже по математике - 92,8 (ЕГЭ) - 97,6 (НЭК). ЕГЭ 2008 года поставил перед нами много вопросов, над которыми предстоит много работать в новом учебном году. Русский язык округ «прошел» в какой-то степени успешно - только 2,6% двоек (в городе - 4,2%), но это все-таки судьбы 119 выпускников, лишенных возможности поступать в этом году в вузы, поданные 105 апелляций мало что изменили в результатах. Процент качества в округе - 63,7% (3-е место в городе). От округа подано 250 апелляций, удовлетворено менее 1%. Еще 809 выпускникам закрыты двери для поступления в этом году в вузы, где был экзамен по математике. Процент качества по округу - 45% (4-е место в городе). Наша задача - буквально поименно выяснить планы каждого выпускника, получившего неудовлетворительную оценку по ЕГЭ, помочь в выборе и поступлении в колледжи и техникумы в соответствии с их интересами.

Внес свои поправки ЕГЭ и в ситуацию с медалистами. По результатам сдачи ЕГЭ по русскому не подтвердили «серебро» 4 выпускника, «золото» - 25. По результатам сдачи ЕГЭ по математике не подтвердили «серебро» 20 выпускников; «золото» - 46 выпускников. В результате из «золота» выбыли 13 выпускников. По решению окружной и городской медальных комиссий серебряными медалями награждены 232 выпускника, золотыми - 128 выпускников, всего - 360 учащихся, что составило 8,9% от общего числа выпускников, мы заняли первое место в Москве по количеству медалей, но все же жаль, что округ «потерял» 5 медалистов.

Учебному округу предстоит решать много задач.

Несмотря на проводимую большую работу по созданию дополнительных мест в ДОУ (открыты 5 новостроек на 1315 мест, перепрофилированы групповые ячейки на 818 мест), сохраняется очередность - на 1 июня 2008 года она составляла 1363 детей.

Нам необходимо ускорить переход школ на профильное обучение.

Крайне важно расширять рамки гласности, открытости, прозрачности системы образования, активнее заниматься привлечением общественности к управлению образовательными учреждениями.

Нам предстоит ускорить процесс выхода школ на финансовую самостоятельность и ряд других.

В преддверии начала нового 2008-2009 учебного года принята городская программа «Столичное образование-5» на 2009-2011 годы, которая поможет нам решать задачи, стоящие перед системой столичного образования и нашим округом, перед руководителями и педагогическими коллективами образовательных учреждений Северо-Западного учебного округа.

Этот номер газеты «УГ-Москва», посвященный нашему округу, выйдет сразу после 1 сентября, и я от всей души поздравляю прежде всего первоклассников и, конечно, всех учащихся, воспитанников образовательных учреждений, их родителей с началом нового 2008-2009 учебного года. Руководителям и педагогическим коллективам дошкольных и образовательных учреждений я желаю здоровья, творческих успехов, педагогических находок, любознательных учеников.