Сегодня уже никто не спорит с утверждением о том, что вложение средств в образование необходимо для общества в не меньшей степени, чем финансирование основных фондов. Не ново и другое утверждение: система образования должна чутко прислушиваться к требованиям рынка и обеспечивать опережающее развитие тех секторов хозяйства, которые пользуются наибольшим спросом. При каких условиях это возможно? Когда финансирование отрасли будет обеспечивать в первую очередь не государство, а спрос населения на образовательные услуги соответствующего качества, когда учащиеся станут экономическими агентами рынка образовательных услуг, то есть будут сами платить за эти услуги.

Образование уже перестраивается на рыночные рельсы. В частности, финансирование вузов из внебюджетных источников стало преобладать над бюджетным. По статистическим данным, от 35 (Вологодская область) до 73 (Хабаровский край) процентов расходов на образование берет на себя семья.

Анализ финансовой ситуации показывает, что в последнее время сохраняется рост расходов на образование в федеральном бюджете. С 1999 по 2002 год он составил 43% в год. Правда, в 2003 году темпы снизились - увеличение расходов на образование составило лишь 19,5% по сравнению с 2002 годом, а по проекту бюджета на 2004 год - 20,6% по сравнению с 2003 годом. Тем не менее доля расходов федерального бюджета на образование в составе ВВП в 2004 году увеличится.

Анализ расходов федерального бюджета по статьям экономической классификации показывает, что начиная с 2000 года наиболее быстрыми темпами росли расходы на капитальный ремонт учебных зданий. Несколько лет эта статья практически не финансировалась из-за бюджетного дефицита, поэтому сегодняшний рост компенсирует недофинансирование. По системе Министерства образования затраты на капитальный ремонт в 1999 году составляли всего 6 млн. рублей. В 2000-м они увеличились в 15 раз - до 825 миллионов. В 2001 году - еще на 25%. В 2002-м - в 2,8 раза по сравнению с предыдущим годом. В федеральном бюджете-2003 расходы на капитальный ремонт составили уже 6 млрд.рублей, в том числе по Минобразованию - почти 4 миллиарда.

Увеличились расходы федерального бюджета на приобретение учебного оборудования. В 2003 году они составили 3,5 млрд. рублей по образованию в целом, в том числе по системе Министерства образования - 2,3 миллиарда.

В 1999 и 2000 годах практически не финансировался библиотечный фонд. Положение стало исправляться только в 2001 году: на пополнение библиотек было израсходовано почти полмиллиарда рублей. Примерно столько же в 2002 году. В бюджете 2003-го эта цифра увеличилась в 2,1 раза.

Ключевым вопросом остается повышение зарплаты преподавателям и сокращение разрыва в оплате труда по сравнению с отраслями промышленности. Очевидно, что повышение заработной платы с 1 октября 2004 года возможно только при переходе на отраслевую систему оплаты с сохранением федеральных гарантий.

Если проанализировать динамику роста преподавательской зарплаты, можно сделать вывод о том, что он был ниже темпов инфляции, по крайней мере в 2002 году. Между тем заработная плата в сфере образования должна быть увеличена в среднем в два раза по сравнению с нынешней. Размер средней ставки профессорско-преподавательского состава при этом может увеличиться в высшем образовании с 1630 до 4220 рублей (в 2,6 раза), в системе среднего и начального профессионального образования - с 1300 до 2800 рублей (в 2,15 раза). Такое повышение заработной платы с 1 октября 2004 года потребует дополнительного увеличения расходов федерального бюджета на 7,3 млрд. рублей.

Материально-техническое оснащение учреждений профессионального образования оставляет желать лучшего. Лабораторное оборудование имеет срок службы 10-15 лет, и в большинстве вузов он давно истек, компьютерная техника морально и физически устарела. Минобразование намерено проводить переоснащение учебных заведений в несколько этапов с разбивкой по годам.