Распространение опыта очень часто сводят к изданию какой-то литературы - дескать, все грамотные прочтут и найдут то, что им нужно. Но могу сказать, что нам не нужны многотомные издания, в которых все по воспитанию брошено, свалено без всяких комментариев, без подачи, они мало полезны. Может быть, такие издания и нужны для специалистов, для того, чтобы зафиксировать на данном историческом этапе то, что сделано, что наработано, но, издавая такие брошюры, такие книги и другую литературу, нужно всегда думать о том, кто их будет читать, насколько они окажутся информативными и полезными для организаторов воспитательной работы.

Нам нужно обозначить, выделить, поддержать так, как необходимо, и в ресурсном, и в организационном плане те прорывные направления воспитательной работы, которые нужно реализовывать просто немедленно в наступающем учебном году, они должны быть включены во все наши программы.

Стратегическим будет этап формирования городской концепции воспитательной работы и реализации уже современной, качественно новой системы воспитательной работы в наших московских школах. Но не надо ждать, пока концепцию напишут, обсудят, топтаться на месте и ничего не делать. С одной стороны, нужно продолжать работу и все новшества вводить быстро. С другой стороны, делать все быстро без научного и концептуального обоснования не в наших традициях, не в русле нашей практической работы, поэтому нужно делать обдуманные шаги. Хочу подчеркнуть: проблема воспитания - не только забота образовательной отрасли, это забота всего государства, общества, тех департаментов и комитетов, которые работают в социальной сфере столицы, они должны быть соавторами той стратегической программы, которая будет выпущена. Мы должны создать в столице единое воспитательное пространство и, может быть, даже проводить молодежную политику средствами образования. С одной стороны, единое воспитательное пространство - это комплексная проблема, которую решают все, но, с другой стороны, хорошо, если в сфере образования будет реализовываться молодежная политика всеми ее силами и возможностями. Мне кажется, что это очень важно и интересно.

Расим АКЧУРИН, директор Центра патриотического и гражданского воспитания, генерал-полковник:

- Мы отдаем себе отчет в том, что патриотическое воспитание - не узковедомственное дело системы образования, поэтому стараемся объединять усилия общественных организаций, семьи и граждан для создания единого воспитательного пространства, необходимых условий для всестороннего развития подрастающего поколения. Наш опыт показывает, что успех работы по воспитанию молодежи в духе патриотизма во многом зависит от хорошо налаженного взаимодействия между руководителями ветеранских и спортивных организаций, Московского военного комиссариата, РОСТО и директорами учебных заведений Москвы. При организации воспитательной работы с молодежью мы отводим важнейшую роль руководителю, учителю, воспитателю, наставнику, старшему товарищу. Именно их убеждения, профессионализм, гражданственность, творчество, самоотверженность и любовь к детям предопределяют результат воспитания. Только опытный, тактичный, грамотный, преданный своему делу педагог может пробудить в ребенке устойчивый интерес к науке, любовь к Родине, родному краю, стремление к самоусовершенствованию. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы реализовать теоретические и практические основы, изложенные в программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».

Валентина БАДИЛ, начальник Западного окружного управления образования:

- Система образования охватывает самый ответственный с точки зрения личностного формирования период становления и взросления человека. Поэтому рассмотрение проблем воспитания особенно своевременно в связи с принятием программы «Столичное образование-5».

В Западном округе, для которого тема воспитания традиционно ведущая, это направление работы нашло отражение и в тематике экспериментальной деятельности двенадцати городских и шести окружных экспериментальных площадок, причем большая часть из них - сетевые. Примером могут служить крупнейшие городские экспериментальные площадки - «Воспитательное пространство округа - социальная инфраструктура детства» и «Человек в культуре: проблемы становления мировоззрения». Каждая включает в себя более семидесяти образовательных учреждений разного типа и вида. При этом мы понимаем, что воспитание - та сфера, где «не дано предугадать, как наше слово отзовется». Трудно определить результативность работы экспериментальных площадок по количественным показателям, характеризующим воспитанность, успешную социализацию учащихся. Эти результаты отдалены во времени. Тем не менее нужно особо отметить роль эксперимента в развитии коммуникационных технологий и форм в некоторых непосредственных количественных изменениях. Скажем, результатом работы площадок стали отработанные технологии молодежных переговорных площадок, школы лидеров, детские ток-шоу, районный молодежный парламент и так далее.

Информация

к сведению

В Западном округе в 3,5 раза увеличилось число детских и молодежных объединений, уменьшилось количество правонарушений.

Количество учреждений дополнительного образования выросло на 24 процента. Всего в округе 22 учреждения ДО из 156 городских.

С 2006 года в Западном округе реализуется новый проект, который находится на стыке актуальных проблемных линий. Он продолжает тему преемственности дошкольного и общего образования, основного и дополнительного, который призван осуществить деятельное участие семьи в образовательном процессе, который, наконец, сам способствует раскрытию воспитательного потенциала семьи и ее укреплению. Речь идет об окружной экспериментальной площадке «Реализация модели социокультурного системного развития образовательного учреждения». Это очень важный положительный опыт формирования ценностных ориентиров в рамках не конфессионального и этнически однородного образовательного пространства, а в живой практике общеобразовательной массовой столичной школы.

Стержневой основой социокультурного системного развития образовательного учреждения в рамках представляемой модели выступают учебный курс «Истоки» и программа «Воспитание на социокультурном опыте». Во время XV и ХVI Международных рождественских образовательных чтений опыт работы нашей школы-интерната №38 был представлен на отдельной секции и вызвал большой интерес педагогической общественности из разных регионов страны. Сегодня этот проект, включающий 15 образовательных учреждений округа (школы, детские сады) и 3 из других округов, прошел экспертизу на статус ГЭП. Это будет уже экспериментальная площадка по проблемам воспитания.

Результаты экспериментальной работы могут рассматриваться и как инициирующий фактор решения более масштабной задачи - формирования приоритетов региональной и российской молодежной политики. Одна из важнейших и пока не решенных проблем воспитательной работы - наличие значительной части немотивированных подростков и молодежи, которые постепенно переходят в группу «социального риска». К сожалению, существующими формами воспитательной работы охвачены в первую очередь «благополучные» учащиеся и без наших воспитательных усилий склонные к сотрудничеству с педагогом.

Если говорить об этой проблеме на нашем профессиональном языке, то она формулируется следующим образом: какие воспитательные технологии могут решить эту проблему? В новых социальных условиях методы воспитания, которые формировались преимущественно в 60-70-е годы, могут оказаться недостаточно эффективными. Помимо этого есть ограниченность возможностей детей стенами школы, что, к сожалению, имеет мощный негативный воспитательный эффект - неподготовленность учащихся к социальной жизни, социальная растерянность и социальная пассивность.

Я убеждена, что основное направление поисков и инноваций в плане воспитания связано с нахождением адекватных современным вызовам технологий позитивной социализации молодежи. Отсутствие или недостаточность мотивации к созидательной социальной деятельности у существенной части нашей молодежи, несомненно, имеет социальные корни. Но мы, как профессионалы, не можем не понимать, что в соответствии с современными психолого-педагогическими теориями мотивация формируется только в деятельности, а вот возможностей включаться в реальную социальную деятельность, понимая значимость своего вклада, у наших детей не так много. Тем не менее нам удалось создать новые формы работы с различными контингентами детей, в том числе детей с ограниченными возможностями, преодолеть замкнутость учреждений и обеспечить распространение форм работы на другие территории и округа. У молодежи появился интерес к деятельности и структуре исполнительной власти.

Необходимо включать молодых людей в обсуждение основных приоритетов и программ развития нашего города при обязательном участии органов власти. Это даст возможность скоординировать социальную инициативу молодых людей с интересами Москвы, придаст практическую направленность позитивной активности молодежи. Это, в частности, позволит преодолеть имеющиеся недостатки сложившейся системы конкурсов социальных инициатив, например в такой, как «Если бы я был главой управы», где, к сожалению, преобладают рефераты либо «сочинения на социальную тему», что отмечается представителями местной власти, существенно повысит собственно «проектную» составляющую.

Осуществление лидерских программ, предполагающих возможность осмысленной деятельности молодежных групп на благо конкретного района и города, инициированные «снизу» социальные проекты, улучшение социальной среды и значительное снижение конфликтного потенциала - дополнительный ресурс для органов власти. Именно на этой основе могут возникнуть неформальные молодежные общественные организации.

Я считаю важным осуществление масштабных программ гражданско-патриотического воспитания школьников как формы освоения исторического опыта и исторических ценностей нашей страны. В этом случае молодые люди рассматриваются как те, от кого зависит как сохранение традиций предыдущих поколений, так и образ будущего России. Одна из основных задач - развитие программ социальной интеграции с учреждениями и структурами различной ведомственной принадлежности. В самом общем виде можно говорить об особой инициативе Москвы в плане создания новых подходов в воспитании - создание «Города воспитания», который мы понимаем как создание социальной инфраструктуры детства с социализирующей функцией, так и развитие форм реального участия молодежи в жизни города.

Я убеждена, что возникший в Москве инновационный опыт создания единого воспитательного пространства, подкрепленного эффективной социальной инфраструктурой детства, где основная цель - позитивная социализация молодежи, развитие молодежной инициативы, способности социального (общественного) действия, - это серьезное основание для новой инициативы столичной системы образования - запуска проекта «Молодежная политика средствами образования».

Дмитрий КОЗЛОВ, член городского Совета ученического самоуправления:

- Иногда журналисты задают нам вопрос: «Вам что, так нравится играть во взрослых?» Но ученическое самоуправление - это не игра. Это наша жизнь. Это первый социальный опыт, первая школа жизни. Ученическое самоуправление - это альтернатива, потому что я и мои товарищи будем проводить свое свободное время не в подъездах и подворотнях с бутылочкой пива, а заниматься полезными делами. Полезными не только для себя, но и для государства.

В нашей работе есть много положительных моментов. К великому счастью, на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Команда» уже состоялось несколько смен, запланированы новые интересные лидерские программы, которые дадут нам возможность обучать вожатский и ученический активы города, давать ребятам навыки построения командных отношений.

Интересен также как межрегиональный, так и международный обмен опытом и приобретение новых друзей. Мы хотим рассказать о специфике работы в столице и познакомиться с новыми методиками работы ученического самоуправления в регионах, а потому надеемся, что все же удастся воплотить в жизнь первоначальную идею работы лагеря как круглогодичного центра.

Если говорить о конкретных делах нашего городского ученического совета, то одна из основных форм нашей работы - проведение ярких, социально значимых общегородских акций, например, городской флеш-акции «О, спорт, ты - жизнь!», основным содержанием которой была пропаганда здорового образа жизни и отказ от вредных привычек.

Мы признаем, что сегодня существует важная и серьезная проблема для городского ученического актива, которая касается как ученического самоуправления, так и детских общественных объединений. Это отсутствие единства действий и единой программы взаимодействия, причем как среди руководителей, так и среди самих организаций. Поэтому, я думаю, достойна поддержки наша инициатива о выстраивании взаимоотношений с учетом интересов не только взрослых, но и наших.

Наталья ПЕТРОВА, председатель окружного Совета родительской общественности Южного округа:

- Родителей необходимо подключать к государственно-общественному управлению через деятельность омбудсмена, через проектную деятельность учащихся, когда, скажем, есть творческое объединение «Театр и дети» и родители совместно с учителями помогают детям в постановке спектаклей, привлекая к этой работе не только проблемных детей, но и проблемных родителей. Государственно-общественное управление может реализовываться через индивидуальную работу отдельных родителей, которые выступают перед учениками на те или иные важные темы, организуют совместно с учителем экскурсии по историческим и патриотическим местам, через совместную трудовую деятельность на субботниках по приведению в порядок территории школы.

Конечно, в нашей работе есть и немало проблем. Например, взаимодействие классного руководителя с родителями часто носит негативный характер. На родительских собраниях обычно обсуждаются учебные проблемы ребенка, его поведение, но мало внимания уделяется формированию благожелательной атмосферы в классе, в родительском коллективе, налаживанию позитивных контактов родителей с педагогическим коллективом. Учителя отмечают, что они не хотят (а подчас и боятся) общаться с родителями, в педвузах специально их этому не учат. Поэтому для нас ценен опыт тех педагогов, которые не боятся и находят новые пути взаимодействия, ставят задачи по воспитанию и перед педагогическим коллективом, и перед классными родительскими комитетами, стараясь совместно с ними решать все возникающие проблемы. Такой опыт мы видели при экспертизе материалов, представленных на конкурс в рамках нацпроекта «Образование», во время участия в совместных учительско-родительских конференциях.

Нас тревожит, что социальный педагог в школе работает лишь с неблагополучными семьями. Нам хочется, чтобы его деятельность была направлена на профилактику негативных явлений, что предполагает работу со всеми ребятами.

У нас - родителей и педагогов - общая цель, и верю, что все вместе мы воспитаем наших детей настоящими достойными гражданами нашей страны и нашего города.

Вероника СЕПЕРОВИЧ, вожатая, студентка педагогического института:

- Работать в школе я начала на втором курсе. Принимая меня на работу, директор поставил передо мной задачу - сделать так, чтобы вожатый стал «ниточкой» между педагогами и учениками, стал старшим другом для каждого из ребят.

Моя практика работы показывает, что вожатый должен работать в тандеме с заместителем директора школы по воспитательной работе, так как только так можно добиться каких-либо успехов. Моя задача - также организовать взаимодействие с общественными объединениями, досуговыми клубами, молодежными советами. Я должна посмотреть, что есть вокруг школы, в городе, что я смогу дать детям вместе с этими организациями. Вместе со школьным активом мы организуем позитивные формы досуга и учим детей общаться, заниматься полезным для общества делом, пытаемся найти для каждого ребенка интересное занятие, обеспечиваем успешную социализацию.

Как хорошо, что профессия вожатого снова зазвучала. О том, что она необходима, говорят прежде всего дети. Например, на городском собрании ученической общественности, на «круглом столе» «Вожатый и его команда» дети из всех округов единогласно высказались за необходимость вожатых в школе.

В этом году впервые состоялся городской конкурс «Вожатый и его команда». Форма конкурса также была поддержана детьми, так как год назад он проходил как фестиваль, теперь ребята высказали предложение, чтобы конкурс стал ежегодным. Именно конкурс помог обратить внимание на статус вожатого, стал интересной формой обмена опытом, получился ярким праздником. Конкурс очень значим для профессионального становления вожатого. Жаль только, что проводится он как одна из номинаций конкурса «Педагог-внешкольник». Мы, вожатые, работаем непосредственно в школе, решаем прежде всего внутришкольные проблемы, вся наша деятельность отличается от работы педагога-внешкольника. Поэтому мы считаем необходимым и справедливым, чтобы конкурс «Вожатый и его команда» стал отдельным городским конкурсом, а в дальнейшем получил и федеральный статус.

Мы с моими коллегами в округе обсуждали, что надо сделать, чтобы наша работа была эффективнее, и пришли к выводу: необходимо сформировать в Москве единую структуру работы вожатого, создать городской совет вожатых, который разработает единую форму, атрибутику, должностные инструкции старшего вожатого. Ведь сегодня функционал вожатого во многом зависит от видения директора школы, поэтому нам нужна единая городская система методической работы со старшими вожатыми. Сегодня в нашем округе с вожатыми работает методист Центра взаимодействия, в Зеленограде - общественное объединение, в Юго-Западном округе - методист окружного управления образования. В остальных округах мои коллеги затрудняются назвать орган, который оказывает помощь вожатым.

Нам кажется, что нынешняя должностная инструкция уже устарела, что ее нужно пересмотреть. Для того чтобы заявить о себе для повышения внимания к роли и месту вожатого в школе, мы готовы проводить ежегодные слеты московских вожатых. Хорошо было бы организовать для всех вожатых Москвы единый методический день, чтобы они могли раз в месяц проходить обучение в Московском городском дворце детского и юношеского творчества и на базе округов.

Для обеспечения преемственности младшей и старшей школы нам кажется необходимым ввести вторую ставку вожатого для начальных классов или (как мы сделали) подготовить старших ребят для работы с младшими. Одна из проблем моих коллег - исчезновение ставки старшего вожатого в малокомплектных школах, досадно, что ставку вожатого порой используют не по назначению.

Учитывая ненормированный рабочий день, разностороннюю работу, можно сказать, что зарплата вожатого, а также его педагогический статус находятся на крайне низком уровне. Вожатый не считается педагогом, у него не идет педагогический стаж. Из-за такого неопределенного отношения к нашему статусу соответственно и отношение педагогов в школе к нашей деятельности не всегда серьезно.

В Центральном округе существует положительный опыт привлечения студентов педагогических вузов в качестве вожатых. Но это также вопрос очень тонкий: не каждый директор готов принять на работу вожатым студента дневного отделения. А ведь именно студентам ближе всего работа вожатого: по возрасту, в силу того, что эта работа дает возможность поработать с ребятами, попробовать себя в качестве педагога.

Валентина ДЕНОТКИНА, заместитель директора Центра образования №491:

- Неудержимо летит время, стремительно меняются события, но неизменной остается школа с главным ее приоритетом - воспитанием. Задача школы была и есть - открыть двери не только для детей, но и для жителей социума для объединения общих усилий.

Наш Центр образования - первый в Москве, школа, на базе которой он создан, была первой в районе Марьино, школе, как и району, уже 28 лет. Главным социальным приоритетом нашего центра я считаю становление его как школы воспитывающей, где центр единого самоуправления, в который входят ученики, учителя и родители, координирует работу всех направлений воспитания. Формы работы с жителями у нас самые разнообразные. Это организация театрально-музыкальных вечеров, причем большой популярностью пользуются регулярные выступления симфонического оркестра под управлением Дмитрия Орлова в актовом зале нашего центра. Рабочий дирижер этого оркестра - заместитель директора центра Юрий Булатов. Это ежегодные выступления городского хора ветеранов под девизом «Чтоб не прервалась связь времен». Это, безусловно, и работа школьных музеев. В нашем центре их два: музей декоративно-прикладного творчества «Истоки и современность» и военно-патриотический музей «Битва под Москвой», оба доступны с утра до позднего вечера, дети в них не только экскурсоводы, но в одном музее - авторы, а в другом - добытчики экспонатов, привезенных ими с мест боев.

Нельзя не сказать о самом блоке дополнительного образования, с помощью которого создаются условия для творчества не только детей, но и жителей района. Сегодня у нас более восьмидесяти объединений по восьми возможным направлениям. Отрадно то, что 26% посещающих студии и секции - взрослые жители района, которые приходят не только в спортивные секции, пользующиеся, безусловно, большим спросом, но и в студии за приобретением профессиональных навыков рисунка, резьбы по дереву, рукоделия, автослесарного дела, парикмахерского искусства. Надо отметить, что двери студии парикмахеров открыты не только для обучения, но и для оказания бесплатных услуг для жителей. Таким образом, формируется сообщество детей и взрослых, то самое социокультурное пространство района, где школа - его центр.

Учитывая многолетний опыт работы с родителями и жителями района, наш коллектив во главе с директором, депутатом муниципального собрания В.Ипатовой, 9 лет назад пришел к выводу о необходимости создания межведомственного координационного совета как объединения представителей различных районных структур, способствующего комплексному обеспечению прав и интересов детства. Благодаря действиям совета решаются различные проблемы, связанные, например, с организацией и проведением районных праздников и спортивных соревнований на базе нашего центра, с благоустройством территории района, с созданием безопасных условий на близлежащих дорогах, с деятельностью семейного клуба, с профилактикой правонарушений, с индивидуальной работой с семьями учащихся. Один из ярких примеров результативности работы совета - его активное участие в положительном решении вопроса о строительстве бассейна «Марьино», находящегося в непосредственной близости от центра.