В настоящее время практика заключения соглашений между профсоюзами, правительственными учреждениями и объединениями работодателей распространена почти по всем отраслям и регионам. Такие наиболее общие вопросы, как федеральный уровень минимального размера оплаты труда, основные социальные параметры госбюджета и многое другое, оговариваются в Генеральном соглашении. Региональный МРОТ, надбавки из местного бюджета обсуждаются трехсторонними комиссиями субъектов Федерации и закрепляются в региональных трехсторонних соглашениях.

Поскольку для столичных работников образования в качестве работодателя выступают в большинстве случаев учреждения, подчиненные Министерству образования и науки РФ либо Департаменту образования, основное значение для педагогов имеют Отраслевое соглашение, заключаемое между министерством и ЦК профсоюза, а также региональное отраслевое соглашение.

Однако роль Московского трехстороннего соглашения в защите социально-экономических прав работников образования также достаточно велика, поскольку во многом исходя из его положений формируется и региональное отраслевое соглашение.

Заработная плата

Москва остается одним из немногих регионов России, где оплата труда бюджетников по-прежнему производится на основании Единой тарифной сетки, то есть пропорциональна МРОТ и напрямую зависит от стажа, квалификации и реальной загруженности работника. Конечно, зарплаты работников нижних разрядов невелики по определению, но все-таки это должны быть настоящие зарплаты, на которые можно жить. Пока этого нет даже в Москве.

Увеличение регионального уровня минимального размера оплаты труда - один из ключевых пунктов Московского трехстороннего соглашения. Если установленный Правительством РФ МРОТ составляет лишь 2300 рублей, то в Москве он с 1 мая 2008 года вырос уже до 6800 рублей, а с 1 сентября увеличится до 7500 руб. (см. Московское трехстороннее соглашение,

п. 1 Приложение 1).

Кроме того, в Москве сохраняется разрыв между МРОТ и ставкой первого разряда ЕТС (не в пользу последней). Объясняется этот разрыв тем обстоятельством, что в случае установления ставки первого разряда на уровне МРОТ Правительству Москвы пришлось бы увеличить зарплаты работников всех разрядов, что с точки зрения правительства пока не представляется возможным. Работники бюджетной сферы, чьи ставки в соответствии с ЕТС находятся на уровне ниже регионального размера оплаты труда, получают компенсации, доводящие их зарплаты до соответствующего уровня.

«Проблема здесь возникает в том, что происходит уравнивание зарплат работников разной квалификации в пределах первых пяти разрядов, - комментирует ситуацию главный правовой инспектор Московского городского комитета профсоюза Ирина Копаева. - Кроме того, реальный уровень оплаты труда для этих первых пяти разрядов все равно остается ниже прожиточного минимума».

Понимая всю противоречивость сложившейся ситуации, все стороны социального партнерства считают необходимым доведение МРОТ и ставки первого разряда ЕТС до уровня реального прожиточного минимума. Его уровень, кстати, в соответствии с соглашением ежеквартально публикуется в СМИ. Практическим выражением этого стало зафиксированное в соглашении увеличение ставки первого разряда ЕТС по сравнению с прошлым годом. Так, с 1 мая она увеличилась на 15% и составила 4180 руб. Второй этап повышения - на 20% с первого сентября, когда она должна будет составить 5020 руб. (см. Соглашение, п. 2.11). Соответственно вырастут и зарплаты работников более высокой квалификации.

Существенным материальным подспорьем для работающих (и, конечно, неработающих) пенсионеров стало сохранение права на бесплатный проезд в общественном транспорте (п. 3.18).

Гарантии занятости

и охрана труда

Как и в предыдущие годы, в Московском трехстороннем соглашении снова предусмотрены гарантии занятости для работников - исключается возможность массовых увольнений без предварительного уведомления. Одним из критериев массового увольнения считается сокращение работников предприятия численностью более 15 человек в связи с его ликвидацией. В таком случае работодатель обязан сообщить о своем намерении самим работникам, профсоюзам и в городское Управление государственной службы занятости не позже чем за 3 месяца.

Обеспечению занятости жителей столицы и предотвращению роста безработицы служит также зафиксированная в соглашении договоренность между сторонами социального партнерства проводить согласованную политику в области регулирования трудовой миграции (п. 1.17).

Несколько статей Соглашения касаются охраны труда. Согласно п. 2.7 работодатели обязуются: «Включать представителей профсоюзных органов, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты и объекты социальной сферы. Приемку детских оздоровительных лагерей решено осуществлять с участием технической инспекции труда Московской федерации профсоюзов и отраслевых профсоюзов».

На финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда предполагается выделять не менее 0,2% суммы производственных затрат (п. 2.24).

На профсоюзы возлагается общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также разъяснительная работа и обучение ответственных за охрану труда лиц. Кстати, время, которое уполномоченные профсоюзных комитетов должны тратить на необходимые мероприятия в этой сфере, должно оплачиваться - такое положение московская трехсторонняя комиссия рекомендует включать во все колдоговоры (п. 2.30).

Забота о детях

В последние годы нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях стала одной их самых острых проблем социальной сферы столицы. Не секрет, что существенную роль здесь сыграло массовое закрытие детских садов и использование их зданий не по назначению. В связи с этим в текущем соглашении указывается на недопустимость изменения целевого назначения помещений школ, детских дошкольных учреждений и учреждений культуры (п. 3.10).

Важный вопрос для каждой школы - организация питания учащихся во время учебного дня. Помимо рекомендации сохранять и расширять сеть столовых на предприятиях и в учреждениях в соглашении оговорена необходимость осуществления в образовательных учреждениях бесплатного питания учащихся начальных классов (п. 3.14).

В Соглашении снова предусмотрены льготы на проезд в общественном транспорте для студентов и школьников, а также право на бесплатный проезд для детей-сирот и детей, воспитывающихся в многодетных семьях (п. 3.18).

Также по соглашению Правительство Москвы обязуется предусмотреть в бюджете города на 2008 год средства на организацию летнего отдыха для студентов и школьников. Профсоюзы же контролируют состояние детских оздоровительных лагерей, их готовность к приему отдыхающих, выполнение всех условий безопасности, а также соответствующим образом информируют директоров. В выполнение данной договоренности Правительство Москвы выделило Московской федерации профсоюзов по 1400 рублей на каждого ребенка, чьи родители приобретают путевку через профсоюзы.

Приемка лагерей в нынешнем году проводилась при участии технической инспекции труда Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Ее сотрудники традиционно проверяли готовность к открытию летнего сезона в пяти детских оздоровительных учреждениях: «Солнышко» (совместный лагерь горкома профсоюза и Департамента образования), «Энергия» (МЭИ), «Бауманец» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), «Звездный» (МАТИ), «Университетский» (МГУ), а также на даче дошкольников в Малаховке. «К открытию сезона в каждом лагере проводятся ремонтные работы, - рассказывает главный технический инспектор труда МГО профсоюза Федор Попков. - Иногда они затягиваются, чаще всего по причинам задержки финансирования или по погодным условиям. Мы проверяли завершенность этих работ к моменту заезда детей. В этом году все лагеря подготовились к заездам вовремя, и срывов нигде не было».

За лето 2008 года в этих лагерях отдохнули три с половиной тысячи детей членов профсоюза.

Отдельный пункт Московского трехстороннего соглашения (5.12) посвящен ежегодно проводимым в школах столицы профсоюзным урокам, связанным с трудовым законодательством, охраной труда, социальным партнерством и деятельностью российских профсоюзов. Такие занятия совместными усилиями Департамента образования Москвы и Московской федерации профсоюзов решено проводить и далее.

Мотивация труда педагогов

Не секрет, что, несмотря на ощутимый рост заработной платы, доходы работников бюджетной сферы столицы не позволяют им решать жилищные проблемы. Накопить достаточно денег для приобретения квартиры практически невозможно, а процентные ставки по программам ипотечного кредитования непомерно высоки. Следовательно, для закрепления молодых специалистов в системе образования требуется решение и этой проблемы.

В соответствии с соглашением Правительством Москвы в городском бюджете на 2008 год предусмотрено 40 млрд руб. на капитальный ремонт жилого фонда (п. 3.23).

Также в соглашении оговорено предоставление жилой площади сотрудникам бюджетных организаций города - очередникам по месту жительства, по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием социального ипотечного кредитования (п. 3.24).

Особое внимание в соглашении уделено специалистам школ и поликлиник районов-новостроек, для которых предусмотрено выделение жилых помещений по договорам найма из специализированного жилого фонда города Москвы (3.25).

Другим фактором мотивации труда стали конкурсы профессионального мастерства в рамках программы «Московские мастера», повышающие престиж профессий, представители которых участвуют в конкурсах. Как и в предыдущие годы, нынешним Соглашением зафиксирована договоренность о проведении подобных мероприятий. В этом году члены Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ участвовали в конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года», а также в конкурсах профессионального мастерства среди учащихся средних профессиональных учебных заведений.

С текстом Московского соглашения можно ознакомиться во всех первичных профсоюзных организациях работников народного образования и науки, а также на сайтах Московской федерации профсоюзов www.mtuf.ru.