В 2008 году мы отмечаем 10-летие становления института уполномоченного по правам участников образовательного процесса, это тот рубеж, когда можно подводить пусть маленькие, но итоги, время ответить на вопрос: «Нужен ли омбудсмен в школе или, может быть, этот демократический институт не имеет перспектив развития?»

Сама постановка вопроса о правах и их соблюдении в школе отражает изменения в системе образования, и прежде всего в сфере отношений между детьми, их родителями, педагогами и школьной администрацией. Возможность получить образование начинает рассматриваться как право личности, которое гарантируется государством, а идеи гуманизации и демократизации системы образования становятся идеологической основой ее реформирования.

Мы знаем, что в Москве существует разветвленная структура государственных органов, призванных контролировать соблюдение и защиту прав ребенка. Однако реальное положение дел показывает, что эти структуры не могут в полной мере отслеживать положение дел в школе, так как школьное сообщество - это пока еще закрытое сообщество и остается зоной высокой конфликтности и нарушения прав. Причем такое положение дел происходит не из-за чьего-либо злого умысла, а из-за того, что это свойство любой власти, будь то на уровне государства, школы или класса.

Одним из важнейших вопросов остается вопрос: как и какие шаги необходимо сделать школе, чтобы она действительно стала правовым пространством, местом, где не только декларируется важность соблюдения прав, но и реально воплощаются эти права в жизнь школьного сообщества? Конвенция ООН о правах ребенка провозгласила, что для защиты прав детей необходимы специальные механизмы. Российский и мировой опыт показывает, что один из наиболее эффективных механизмов такой защиты - институт уполномоченного по правам, так как этот демократический институт - и определенная гарантия, и необходимое условие развития современных школ, и признак гражданского общества.

Практика показала, что реализация нашего проекта работает как многофункциональная система, она стала наиболее сильным и неформальным регулятором реальных взаимоотношений учителей и школьников. Речь идет, в частности:

о преодолении в жизни школы явлений нетерпимости, грубости, произвола;

о комфортности пребывания в школе не только учащихся, но и учителей;

о большем (но с соблюдением чувства меры) привлечении внимания к правовым аспектам жизни школы, к жизни по законам и нормам.

Как показывают социологические исследования, дети лучше и быстрее учатся в демократической среде, они скорее развиваются, проявляют большее стремление к сотрудничеству и менее подвержены конформизму, отличаются более выраженным чувством «мы» и меньшим эгоцентризмом, а учителя реже обвиняют и порицают школьников, менее подвержены авторитаризму. Актуальность нашего проекта в том, что он нацелен на формирование не столько правовой осведомленности, сколько на развитие, во главу угла поставлены права личности и ее персональная ответственность, что дает необходимый опыт социализации.

Широкомасштабная реализация проекта в нашем округе началась в 2002 году на принципах добровольности участия в проекте. Первый выпуск уполномоченных, прошедших специальную подготовку и выборы школьным сообществом, был небольшой, всего 12 человек. Это было почти шесть лет назад, и сейчас они уже переизбраны на второй срок. Помню, тогда Нина Минько сказала, что даже если к концу следующего учебного года из них останется работать всего лишь один уполномоченный, то это будет все равно нашей победой, а сегодня работают 93 уполномоченных в 93 образовательных учреждениях и 29 кандидатов на эту должность проходят подготовку при Управлении образования.

Какой опыт мы приобрели и в чем были сложности реализации проекта? За время работы над проектом мы приобрели разный опыт: есть достижения, хорошие результаты, но есть «синяки и шишки». За шесть с половиной лет существования этого проекта сформировалось и развилось много интересных традиций и начинаний: акция «Открытый микрофон», которая сама по себе уникальна, и зародилась она в Южном округе, в школе №1832 (ныне гимназия №1552), странички «Омбудсмен» с вопросами и ответами на волнующие темы на сайтах почти всех школ - участниц проекта, дебаты, проекты по правовым тематикам, «круглые столы» и выездные семинары. Анализ обращений к уполномоченным по правам свидетельствует, что за последние два года произошел существенный сдвиг в соотношении состава заявителей. Это связано не только с уменьшением обращений учащихся (с 82% в 2003 году до 64% в 2007 году) и снятием напряженности по многим вопросам, но и с ростом доверия со стороны учителей и родителей к деятельности уполномоченного, возросшей информированностью о его работе. Ведь именно уполномоченные по правам впервые стали ставить перед руководителями и учителями вопросы о реализации на практике санитарно-гигиенических норм, о праве детей на отдых в каникулярное время, об объемах домашнего задания, о перегрузках учащихся, о защите их от психологического (эмоционального) насилия и практической реализации права детей на выражение собственного мнения. Исследования среди школьников показали, что свобода выражения собственного мнения в школе занимает одно из первых мест в своеобразном «рейтинге» значимых для учащихся прав и свобод и воспринимается ими очень остро в сравнении с другими нарушениями. Конечно, процесс адаптации школьного сообщества, а особенно педагогов, к принятию таких изменений проходит очень болезненно, и на начальном этапе наблюдается серьезное обострение отношений между омбудсменом и учительским сообществом, администрацией. У учащихся появляется гипертрофированное представление о своих правах, а уполномоченного они воспринимают как своего адвоката - человека, который защищает их в любом случае, даже если ученик сам не прав. Все это, безусловно, вызывает раздражение и непонимание взрослых участников образовательного процесса. Я сама реально отдаю себе отчет в том, что уполномоченный по правам по определению не может быть желанной фигурой для государственных учреждений и руководителей, ведь именно он отслеживает соблюдение законности, вскрывает те проблемы, которые мы не хотим видеть или не знаем об их существовании, что, конечно, требует дополнительных усилий, а может, и затрат в работе директора. Но грамотный, мудрый и сильный руководитель сможет извлечь массу положительных и нужных сторон в деятельности омбудсмена для развития своей школы.

Безусловно, это сложно, но в единой команде осуществимо, так как вся деятельность омбудсмена - составная часть целостной системы учебно-воспитательной работы и должна осуществляться совместно с администрацией, представителями родительского сообщества и, что немаловажно, актива учащихся. В образовательных учреждениях, где руководитель осознанно вступает в этот проект, он тщательно подходит к подбору кандидатуры на эту должность с перспективой его работы не менее чем на 6 лет. Исключительно важная и особая деятельность омбудсмена требует и исключительных качеств, самоотдачи, постоянного повышения квалификации. Его работа - это каждодневный рутинный труд с высоким риском профессионального и эмоционального выгорания. Подобрать такого человека - задача не из легких. Практика показывает, что такие люди затем становятся отличными директорами школ, заместителями по учебно-воспитательной работе. Работа омбудсменом становится хорошей школой жизни.

Начиная работу по реализации проекта в округе и анализируя обращения, мы столкнулись с тем, что большая часть конфликтов и недопониманий в образовательных учреждениях возникает потому, что существует серьезный правовой вакуум у большинства участников образовательного процесса. Конвенция о правах ребенка, Закон «Об образовании», устав школы - вот три документа, с которыми должны быть ознакомлены все участники образовательного процесса, а не иметь просто общее представление о них. Анализ проведенного недавно уполномоченными социологического опроса среди родителей показал, что сегодня наблюдается тенденция роста правовой грамотности среди родительского сообщества, особенно в тех школах, где уполномоченные работают более 2-3 лет. С другой стороны, это обязывает работников образования повышать свой уровень правовой культуры, подходить к вопросу своих прав и ответственности более осознанно. Кроме того, многие школы уже поняли, что необходимо так или иначе регулировать отношения между всеми участниками образовательного процесса, наряду с уставами появились школьные конституции, билли о правах, сборники законов школы. Эти документы, будучи разнообразными по содержанию и структуре, отражают новую тенденцию в образовании и обществе: потребность в правовых (договорных и партнерских) отношениях между взрослыми и детьми, учителем и учеником, семьей и школой. Считаю, что большим подспорьем в этом стал для всех школ нашего округа проект локального нормативного акта «Правила школьной жизни».

Конечно, не все надежды и ожидания оправдались. Прошедшие годы показали, что не только несовершенство действующих законов и локальных актов, но и формальный подход к участию в проекте некоторых руководителей, неопытность или непрофессионализм уполномоченных привели к непониманию роли омбудсмена, отторжению и даже дискредитации этого института. К сожалению, приходится сталкиваться с фактами, когда руководители рассматривают участие в проекте как необходимое условие для получения очередной «галочки», призов и грамот, поэтому работа в этих школах носит фрагментарный характер и не имеет ничего общего с институтом уполномоченного. Руководители таких учреждений уже не один раз направляли на обучение своих кандидатов на должность уполномоченного, но те оказывались людьми случайными в этом проекте; к счастью, это скорее исключение, чем закономерность.

Недопонимание роли уполномоченного и ожидание быстрых перемен и результатов в первые годы работы создают дополнительные трудности в его непосредственной работе. Невозможно требовать от омбудсмена, чтобы он решал все те проблемы, которые не желают, не могут или просто перекладывают на его плечи другие структурные подразделения школы. Нам необходимо понять, что он не подменяет классного руководителя, социального педагога, завуча по учебно-воспитательной работе или профсоюзной организации. Его роль в том, чтобы привести в движение все те школьные структуры, которые призваны обеспечить безопасное, комфортное с психологической и правовой точки зрения пребывание учителей и учащихся в школе.

В связи с тем, что дети большую часть своего времени проводят в школе, очень важен вопрос: в каких условиях проходит обучение детей, достаточно ли комфортны эти условия для того, чтобы дети не имели проблем с физическим и психическим здоровьем, ибо право ребенка на образование взаимосвязано с реализацией большинства других его прав - правом на охрану здоровья, правом на отдых, правом быть выслушанным и так далее. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для работников образования и родителей.

Несмотря на то что приоритетное направление в деятельности омбудсмена - защита прав учащихся, уполномоченный не оставляет в стороне и те вопросы, которые тревожат учителей: насколько они защищены от неоправданного вмешательства и обвинений родителей, нарушений Трудового кодекса администрацией и каковы условия для профессиональной деятельности в образовательном учреждении? Тем не менее опрос учителей школ показал, что это направление работы уполномоченных требует дополнительного рассмотрения, тщательной доработки и усиления сотрудничества с профсоюзной организацией образовательного учреждения.

Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее суть - деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Наличие уполномоченного по правам в школе способствует созданию именно таких условий.

Уверена, что ситуация в области нарушения прав участников образовательного процесса в московских школах была бы несколько иной, меньше было бы истерии и нападок со стороны СМИ при условии поддержки института уполномоченного по правам в школе Департаментом образования. Ведь уникальность его состоит в том, что через него осуществляется «обратная связь» между всеми участниками образовательного процесса, выстраивается более четкая, организованная и ответственная деятельность руководителей и администрации школ, основанная на принципах прозрачности и законности.