Учеба в педагогическом университете завершена, все экзамены и зачеты по предметам педагогического цикла давно сданы, а как учить и воспитывать, все равно не совсем понятно. С такой проблемой часто сталкиваются пришедшие работать в школу выпускники. И причина тут скорее даже не в том, что в вузах учат недостаточно хорошо. Такие дисциплины, как дидактика и методика преподавания предмета, студенты воспринимают еще не как педагоги, которые могут извлечь из штудирования пособий и общения с преподавателем действительно практически полезную информацию, а как просто студенты, для которых важно понять, выучить и сдать. Но, уже вернувшись в школу, вчерашние ученики-студенты начинают снова обращаться к учебникам и методичкам, снова пробуждается у них охота к учебе, и вот тут необходимо им помочь.

Как раз для таких молодых педагогов, которые заинтересованы в повышении своего профессионального уровня, и проводится ежегодный семинар МГО профсоюза и Департамента образования. Приезжают на него как учителя, имеющие лишь год педагогического стажа и просто не успевшие еще самостоятельно разобраться, что же такое педагогический процесс, так и уже достаточно опытные (хотя и молодые) педагоги - победители конкурсов профессионального мастерства, члены окружных советов молодых специалистов. Всего за время с конца июня по начало сентября проходит шесть заездов по несколько десятков человек. Таким образом, в семинаре принимают участие молодые специалисты изо всех округов Москвы.

- Самая главная цель семинара, - рассказывает его руководитель Ольга Малинова, - повышение уровня мотивации молодых специалистов к их педагогической деятельности, в том числе путем раскрытия его творческих способностей и талантов. Вторая цель - это знакомство молодых специалистов друг с другом для того, чтоб они могли поговорить о своих проблемах и достижениях с людьми, которые способны их понять, поделиться с ними опытом своей работы. Ну и третья - это, конечно, отдых, ведь нагрузка у молодого учителя значительно больше, чем у его старших коллег, - многое приходится делать впервые, практически с нуля составлять программы и конспекты уроков, что, разумеется, сильно влияет на их здоровье.

Содержание семинара делится на два основных блока - правовой и психологический. О правовых аспектах работы учителя, трудовом законодательстве, касающемся системы образования, порядке начисления зарплаты и многих других вещах, которые не изучают в вузах, но которые чрезвычайно важны для участников семинара, рассказывают специалисты правового отдела Московского городского комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Большим успехом пользуются занятия, проводимые правовым инспектором МГК профсоюза Ириной Копаевой.

- Ирина Юрьевна - это просто потрясающий человек, - делится впечатлениями председатель Совета молодых специалистов Юго-западного округа, учитель физики и математики школы №128 Никита Светинский. - Я могу сказать, что ее лекции всегда очень информативны, а материал излагается в доступной форме. И главный показатель успешности занятий - обратная связь, ведь вопросов у учителей возникает очень много.

Помимо лекций специалисты правового отдела проводят и индивидуальные консультации. И одним из самых частых пожеланий участников в этом году было то, чтобы консультаций таких было как можно больше.

Психологическая часть семинара в этом году посвящена таким актуальным вопросам, как тайм-менеджмент и стресс-менеджмент в системе образования. Теоретические занятия чередуются с деловыми играми и тренингами.

- В рамках этих занятий речь шла о профилактике психологических отклонений и нарушении учебной мотивации у детей и подростков, - объясняет Ольга Борисовна. - Я ознакомила участников с уровнем детской заболеваемости по стране и с теми мерами, которые позволяют решать эти проблемы в рамках образовательного и воспитательного процесса. Кроме того, поскольку мы хотим, чтобы педагоги надолго сохраняли свое здоровье и творческую активность, было уделено большое внимание методам расслабления, снятия нервно-мышечного напряжения, различным диагностическим методикам. Например, мы рассказали об американской методике измерения уровня стресса с помощью артериального давления до нагрузки и после нагрузки, измеряли у молодых учителей уровень стресса, и рассматривали, какие нужно рекомендации использовать, как можно улучшить свое психическое и физиологическое состояние.

По части способов расслабления и преодоления стресса участникам предлагали и самим рассказать и поделиться информацией, какие формы они уже используют. Обсуждение, конечно, всегда проходит бурно.

То обстоятельство, что в занятиях по стресс-менеджменту речь идет не только о самих учителях, но и об учениках, особо отмечается участниками семинара.

- Нас готовили к тому, чтоб решить проблему стресса у учителей и у учеников без ущерба для чьего-либо физического и психического здоровья, - говорит преподаватель информатики и экономики Центра образования №1438 Андрей Мельников. - Я считаю, что это очень правильный подход, который позволяет нам двигаться в сторону бесконфликтности образования.

Тайм-менеджмент для современных молодых людей, часто сочетающих работу с дополнительным образованием или же обучением в аспирантуре, а кроме того, имеющих множество интересов и увлечений, - также весьма полезный предмет. Кстати, весьма странно, что во многих вузах на факультетах менеджмента или экономики его давно уже вводят в обязательный курс, чего не делается в педагогических университетах.

После завершения семинара всем участникам были выданы (в электронном виде) дополнительные материалы для самостоятельного изучения дома.