Смеем предположить, что это в некотором роде и результат работы нашей редакции: ведь своими публикациями мы последовательно старались рассказать не только о становлении «Радости», но и о ее успехах, о ее победах на всероссийских и международных конкурсах, о ее концертах, о ее значимых выступлениях и наградах. Нам было о чем писать, ведь творческие коллективы школы - лауреаты многих международных наград, почетных призов Департамента образования «Девочка на шаре» и «Хрустальный павлин». В 2006 году школа стала лауреатом II Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования.

Конечно, замечательно, когда у коллектива есть значимые успехи. Но, вне всякого сомнения, понятно, что успехи приходят не просто так. Они связаны с педагогическим коллективом, но в наибольшей степени и с именем того, кто этим коллективом руководит. У «Радости» уникальный руководитель - Татьяна Жданова. Вот уже много лет ее жизнь наполнена светом творчества, к которому она приобщает тысячи детей. Кто-то из них становится профессиональным музыкантом, хормейстером, возвращается в родной коллектив на профессиональную работу. Кто-то выбирает для себя совсем другую стезю, но с песней любое дело становится иным - светлым и одухотворенным, потому что личность человека светла и одухотворенна. Можно сказать, что Жданова учит Россию петь, и это не будет преувеличением: да, «Радость» - коллектив московский, но ведь Москва - столица России, это во-первых, и все гости неоднократно наслаждались выступлениями этого коллектива. Во-вторых, «Радость» много ездит по стране, и многие коллективы субъектов РФ в работе берут пример с этого коллектива. Сегодня Жданова полна не совсем творческих забот: она вместе со строителями создает новое здание для «Радости», беспокоясь, что те не успеют все сделать к началу нового учебного года. Но можно не сомневаться, что, если за дело берется Жданова, все будет сделано хорошконцепции модернизации российского образования говорится о том, что сегодня создание единого образовательного пространства в условиях общеобразовательной школы невозможно без полноценной интеграции общего (базового) и дополнительного образования.

Практический опыт совместной работы существует и у педагогического коллектива МХШ «Радость», который всегда был нацелен на сотрудничество с различными образовательными структурами Северного округа. Надо сказать, что не все проблемы сотрудничества на сегодняшний день решены. Анализируя опыт взаимодействия МХШ «Радость» с учреждениями общего образования, приходится говорить и о том, что, например, налицо слабая мотивация педагогов общеобразовательных школ к взаимодействию с учреждениями дополнительного образования детей, непростой остается задача добиться понимания равной значимости учителя-предметника и, скажем, преподавателя игры на балалайке, которые занимаются в одном помещении и с одними и теми же детьми в школе.

Все же большую роль в создании целостной воспитательной системы, единого образовательного пространства сыграло создание в 2000 году музыкально-эстетических классов на базе школ №№153, 739, 601 САО. Это был результат многолетнего сотрудничества МХШ «Радость» и образовательных учреждений округа - ответ на запрос детей и их родителей, а в более широком плане - осуществление программ разносторонней просветительской деятельности школы. Этот союз когда-то получил образное название «Две школы под одной крышей».

Закономерно возникает вопрос: что дает подобное сотрудничество каждой из сторон? Интеграция с музыкально-хоровой школой «Радость» для общеобразовательной школы - удобная возможность сделать обучение более интересным для учащихся, широкое поле сотрудничества во имя художественного и творческого развития детей и подростков, ведь процесс обучения детей становится привлекательным и для родителей. Практика показала, что родителей привлекает возможность дать детям два образования с минимальными финансовыми затратами. Немаловажно и то, что экономится время, которое в другом случае было бы потрачено и детьми, и родителями, и сопровождающими на дорогу в другое образовательное учреждение. Кроме того, не секрет, что школа испытывает дефицит высококвалифицированных кадров в области искусства, а вступая в сотрудничество с учреждениями культуры, школы получают концертирующих музыкантов, режиссеров, хореографов и других специалистов, о которых в обычных условиях не приходится и мечтать. Эти специалисты не ограничиваются проведением уроков: в условиях интеграции они самым активным образом участвуют в жизни общеобразовательной школы.

В тесном сотрудничестве школ №№739, 601, 153 с МХШ «Радость» творческие коллективы, созданные на базе классов с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла (хоры «Фантазеры», «Ручеек», «Светлячок», «Солнышко», фольклорные ансамбли «Горенка» и «Плетень»), получают возможность выступать на «больших» столичных сценах - в Большом зале Московской консерватории, в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Такие концерты открывают широкое поле деятельности для просветительской и воспитательной работы с родителями учащихся школ. Наконец, через интеграцию дополнительного образования с общим укрепляется материальная база художественно-эстетического воспитания: появляются хореографические залы, инструменты, костюмы и многое другое.

В 2004 году в Северном округе была открыта окружная экспериментальная площадка по теме «Классы с углубленным музыкально-эстетическим образованием в условиях интеграции базового и дополнительного образования как модель организации образовательного процесса школы, работающей в режиме «полного дня». Базой эксперимента стали учебные классы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, действующие на базе общеобразовательных школ, работающих в режиме «полного дня» - школы №№153, 601, 739. Системообразующим центром эксперимента стала музыкально-хоровая школа «Радость». В 2007 году школы №№739, 153, 601 и МХШ «Радость» были введены в состав сетевой городской экспериментальной площадки.

Открытию экспериментальной площадки предшествовал подготовительный этап - этап осмысления задач интеграции школьного и дополнительного образования педагогами МХШ «Радость» и школ №№739, 153, 601. Итогом такой работы стали разработанные нормативные акты, регулирующие взаимоотношения сторон и определяющие пути совместной работы:

Программа эксперимента - разработка модели деятельности школы «полного дня», основанной на организации непрерывного образовательного процесса, предполагающего содержательную и организационную интеграцию общего и дополнительного образования детей в области музыкально-эстетического воспитания. Цели программы - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Примерный учебный план классов с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, которым руководствуются завучи школ при составлении своих учебных планов, предусматривает как групповые занятия (хор, ритмика, хореография, слушание музыки, история музыкальной культуры, сольфеджио, фольклор, вокально-хоровые ансамбли), так и индивидуальные (интонационно-слуховое развитие, народные игры, постановка сценических выступлений, сольное пение, обучение игре на музыкальных инструментах: фортепиано, балалайка, домра, синтезатор, баян, флейта, гитара). Учебные программы школ имеют логическое продолжение в программах педагогов МХШ «Радость» и наоборот. Развитие структуры дополнительного образования оказывает позитивное влияние на развитие основного, в особенности предметов эстетического цикла. В свою очередь педагоги МХШ «Радость» реализуют свои творческие проекты в образовательном пространстве школ №№739, 601, 153.

Положение об общеобразовательном классе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла определяет цели эксперимента, задачи, этапы организации деятельности класса, содержание образовательного процесса, кадровое обеспечение, управление и контроль. В главе, касающейся организации работы музыкально-эстетических классов, закреплены следующие ключевые моменты:

режим работы филиалов соответствует режиму школы;

групповые занятия по предметам музыкально-эстетического цикла включаются в школьное расписание;

индивидуальные занятия проводятся во второй половине дня и во время динамических пауз.

В школах №№739, 153, 601 нет отбора в первый класс (по уровню подготовки, музыкальным природным данным, микрорайону и так далее). В первые классы принимают всех желающих детей, родители которых испытывают потребность средствами музыкальной культуры развивать собственных детей.

Принципиально важно в организации учебного процесса музыкально-эстетических классов расписание. Практика показывает, что в большинстве школ предметы музыкально-эстетического цикла выносятся за пределы основного расписания и проводятся в послеобеденное время. Но в этом случае теряется смысл сотрудничества: учреждение дополнительного образования автоматически уходит на второй план, занимает положение кружка, уроки представляются необязательными, их значение в детском сознании падает, следствием этого становятся прогулы и подача заявлений об отчислении. По сути, школа в такой ситуации выглядит просто арендатором, безвозмездно предоставляющим свои площади. В нашем случае обе стороны осознают недопустимость подобного подхода к учебному процессу. Групповые занятия по предметам музыкально-эстетического цикла органично включают в основное расписание, а индивидуальные дисциплины выносят во вторую половину дня и ведут по особому графику. То есть все музыкально-эстетические дисциплины проводятся во время пребывания ребенка в учебном заведении. На протяжении семи лет такая практика работы полностью себя оправдала. Предлагаемый набор предметов позволяет буквально каждому ученику найти дело по душе и реализовать свои возможности, в результате довольными оказываются и ученики, и родители.

Во время занятий учащиеся разучивают песни, танцы, знакомятся с народными обрядами, народными играми. Ученики школы №739 имеют возможность изучать предметы музыкально-эстетического цикла в культурном пространстве МХШ «Радость», где эстетическое воздействие среды повышает интерес к изучаемым предметам, повышает эмоциональный настрой учащихся. Внеклассная и досуговая деятельность в музыкально-эстетических классах ведется в соответствии с планом мероприятий, принимаемым в начале каждого учебного года. Это:

праздники внутри классов (например, праздник «Именинник-шоу», мини-концерты для родителей с чаепитием);

праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для учащихся школы и их родителей (Новый год, День 8-е Марта, Масленица, Осенины и др.);

концертно-игровые программы.

Развитие взаимоотношений МХШ «Радость» со школами предусматривает укрепление, расширение сотрудничества с родителями. В основу работы с родителями положен принцип равноценного участия родителей и педагогов в воспитательном процессе. Это означает, что семья признается равноправным партнером в деле развития ребенка. Педагоги МХШ «Радость» и школ-партнеров изучают запросы родителей на образовательные услуги, проводят анализ родительских мнений, информируют их о жизни образовательных учреждений, знаменательных событиях, достижениях воспитанников. Педагоги МХШ «Радость» накопили опыт работы с родителями, апробировав такие формы взаимодействия, как:

открытые уроки для родителей, которые каждый педагог обязан запланировать;

родительские собрания;

индивидуальные консультации и беседы;

походы выходного дня;

праздники: День матери, День семьи, Новый год, День именинника;

помощь родителей в пошиве костюмов для сценических выступлений, проведении оформительских работ, массовых мероприятий.

Работая в единой связке, МХШ «Радость» и общеобразовательные школы стремятся создать для детей «социальную ситуацию развития», обеспечивают поле деятельности, позволяющее реализовать себя, самоутвердиться в сфере художественного творчества. Самоутверждению способствуют смотры и конкурсы, на которых многие воспитанники занимают призовые места:

2004 год - диплом участника окружного фестиваля «Северные созвездия» (хор «Солнышко» школы №153);

2005 год - диплом лауреата

II степени IX городского фестиваля «Юные таланты Московии» (хор «Колокольчик-2» школы №739);

2006 год - диплом лауреата

II степени окружного фестиваля «Северные созвездия» (хор «Фантазеры» школы №739), дипломы лауреата II степени городского фестиваля «Юные таланты Московии» и лауреата III степени окружного фестиваля «Северные созвездия» (хор «Колокольчик-2» школы №739);

2007 год - лауреат III степени городского фестиваля «Рождественская песнь» (хор «Фантазеры» школы №739);

2007 год - диплом лауреата

II степени окружного фестиваля «Северные созвездия» (хор «Солнышко» школы №153) и диплом участника окружного фестиваля «Северные созвездия» (хор «Даритцвет» школы №153), диплом участника городского фестиваля «Рождественская песнь» (хор «Солнышко» школы №153), диплом лауреата II степени окружного фестиваля «Северные созвездия» (фольклорный ансамбль «Горенки» школы №601);

2008 год - дипломант конкурса «Рождественская песнь» (вокально-хоровой ансамбль школы №739), лауреат I степени в номинации «Дебют» окружного фестиваля «Северные созвездия» (фольклорный ансамбль «Плетень» школы №601).

E. НИКОЛАЕВА, зам. директора по концертной и культурно-просветительской деятельности МХШ «Радость»о и точно в срок. Он умеет заставить звучать в унисон сотни детей, так неужто с несколькими десятками строителей не справится?

А пока мы можем пообещать, что нынешней публикацией дело не ограничится. Мы обязательно расскажем и о новом здании, и о том, как работает «Радость» в нем, и сколько радости этот подарок Северного округа своему выдающемуся творческому коллективу в Год семьи принес тысячам московских семей.