Готовить первоклассных работников, к сожалению, некому. Система профтехобразования готова выполнять городской заказ, но такого заказа до сей поры ей не давали. А если случалось, то никто не торопился предоставлять ее питомцам места для производственной практики, никто не бросался их трудоустраивать.

Система профтехобразования, долгие перестроечные годы боровшаяся за выживание, к сожалению, от некоторых очень важных для городского хозяйства специальностей отказалась или свела прием до минимума. Сегодня этот минимум город не устраивает хотя бы потому, что при жесткой регистрации приезжих найти на все виды работ «лимитчиков» с каждым днем становится все труднее. Значит, нужно думать о том, как привлекать и обучать разным профессиям молодых москвичей. Эту государственную задачу старается решить московский Департамент образования.

На вопросы нашего корреспондента отвечает первый заместитель руководителя Департамента образования Василий ЛИСОВ.

- Василий Иванович, сегодня очень много дискуссий в обществе вызывает модернизация системы российского образования. Известно, что у Москвы всегда свое собственное мнение по поводу всех реформ. Как относитесь к модернизации вы?

- Меня удивляет, что почти все относительно удачные попытки решения проблем модернизации на федеральном уровне связаны с высшей профессиональной школой. Мне кажется, что начинать надо было с систем НПО и СПО. Считаю парадоксом то, что система высшего профессионального образования настолько опередила подготовку рабочих кадров. что даже в количественных показателях по числу вузов мы (по крайней мере в Москве) уже в два раза превысили количество учреждений начального и среднего профобразования.

В то же время лично мне нравится то, что Минобразование РФ приняло решение о передаче всех учреждений начального и большей части учреждений среднего профессионального образования в ведение субъектов Федерации. На мой взгляд, это решение позволит, по крайней мере, в Москве, выработать механизм взаиморегулирования рынков труда и образовательных услуг.

- Как известно, в Москве дефицит кадров во многих сферах, почему же одна из выездных коллегий Московского департамента образования была посвящена подготовке кадров для потребительского рынка и услуг?

- Дело в том, что Департамент образования продолжает проводить линию на разработку согласованной стратегии и тактики модернизации столичного образования, на повышение его роли в формировании кадрового потенциала, способного обеспечить динамичное и качественное выполнение планов социально-экономического развития нашего города. И коллегия нынешняя из этой тактики-стратегии не выпадает. В июне прошлого года под председательством вице-мэра Москвы Валерия Шанцева мы провели совместное заседание объединенной коллегии по промышленной политике при Департаменте науки и промышленной политики, Департамента образования и Совета по промышленной политики. Речь шла о том, что промышленным предприятиям столицы, оборонным предприятиям, словом, тем, кто дает значимую часть городского бюджета, архинеобходимы грамотные, современно подготовленные рабочие. Дело ведь дошло до того, что в столице остро не хватает рабочих для станков с ЧПУ, предприятия закупают самое современное оборудование (каждый станок порой обходится в полтора-два миллиона долларов!), а работать на них некому. Завозить рабочих из других регионов или из СНГ невыгодно, да и молодых москвичей нужно трудоустраивать. Не все хотят поступать в вузы, многие хотели бы потрудиться на реальном производстве. Сегодня у нас уже есть четкая программа подготовки кадров для промышленности, причем эта программа совместная, реализовывать ее трудно, но мы рассчитываем на успех именно потому, что в ее реализации заинтересованы не только Департамент образования, но и наши коллеги из Департаментов науки, промышленности и т.д. Но это еще не все.

В августе 2003 года мы провели совместное заседание Департамента образования и Департамента строительства. Разговор сложился очень интересный, потому что никто никого не упрекал в том, что строят в Москве в основном рабочие-лимитчики. Руководители крупных строительных организаций и директора ПТУ, колледжей обозначили круг тех проблем, которые нужно решать вместе. В результате было подписано соглашение о сотрудничестве, которое, я убежден, поднимет работу по совершенствованию подготовки кадров для столичного комплекса строительства и архитектуры на должную высоту.

- Василий Иванович, вы говорите все время о департаментах, а какова позиция правительства Москвы, оно-то вас поддерживает?

- Вы знаете, «поддерживает» - не совсем точное слово в этом случае. Дело в том, что правительство Москвы работает вместе с нами. Я могу сказать, что вице-мэр Валерий Шанцев занимает такую правильную, государственную позицию, что никому в голову не приходит недооценивать роль профтехобразования для хозяйства города, для его развития. Валерий Павлинович считает, что молодой человек, который пока еще не определился с выбором, вполне может поучиться в профессиональном учреждении образования, начать трудовую карьеру, разобраться, что к чему, а потом уже продолжать образование или набирать производственный стаж.

- Хорошо рассуждать, когда речь идет о чужих детях. Небось, своих-то отправил в вуз сразу после школы?

- Не тот случай! Шанцев имеет право на такую позицию именно потому, что у него слова не расходятся с делом. Своего сына, который не знал, кем быть, находился на перепутье, Валерий Павлинович отправил учиться в кулинарное училище, и тот сначала стал поваром, а уж потом выбрал себе работу по душе, завершил свое образование на более высшей ступени.

- А у Москвы есть прогноз по количеству специалистов, необходимых потребительскому рынку и сфере услуг?

- Сотрудничество с Департаментом потребительского рынка и услуг насчитывает не один год, и мы хорошо знаем, что эта сфера одна из самых динамично развивающихся и привлекательных для населения по условиям труда. Заработная плата в ней в январе-сентябре 2003 года составила около 13300 рублей, каждая вторая организация, зарегистрированная на 1 октября 2003 года в Едином государственном регистре организаций и предприятий Москвы, осуществляет деятельность именно в сфере услуг и потребительского рынка. Нам очень нужны кадры, особенно если учесть, что в 2004-2006 году в Москве планируют открыть 1862 новых предприятия потребительского рынка и услуг, провести модернизацию и реконструкцию 1233 действующих предприятий. Для нас это означает, что потребуется дополнительно около 26 тысяч работников для торговли и общественного питания, более 6,5 тысячи работников для бытового обслуживания.

- Система профтехобразования может подготовить такое количество специалистов?

- Это очень сложный вопрос, который мы как раз и обсуждали на коллегии. Московские ПУ ежегодно выпускают около 9 тысяч человек по специальностям «Гостиничный сервис», «Организация общественного питания», «Менеджмент», «Коммерция», «Официант-бармен (со знанием иностранного языка)», «Повар-кондитер (со знанием национальной кухни)», «Администратор (со знанием основ отраслевого менеджмента), «Товароведение», «Парикмахер», «Продавец, контролер-кассир» и так далее. Но это не предел, отрасль профтехобразования может работать динамичнее, выпускать больше нужных столице специалистов, расширить диапазон специальностей, ведь мы открыли на базе 7 учреждений экспериментальные площадки по совершенствованию форм и методов профессиональной подготовки учащихся, обновлению стандартов профессионального образования с учетом новых технологий и региональных квалификационных требований. Качество подготовки специалистов по многим специальностям сегодня отвечает самым высоким требованиям работодателей. Например, выпускников колледжа работников гостиниц и ресторанов «Царицыно», профессионального лицея моды № 341, колледжа управления и права, профессионального училища № 19 и многих других принимают на работу в самые известные и крупные предприятия столицы.

- Что же мешает городу получать необходимое количество высококачественных специалистов?

- Подчас работодателям проще привлечь недостаточно квалифицированных работников и нелегальных мигрантов, они идут на нарушение законов, в том числе трудового законодательства, потому что этой категории работников можно платить меньше, не удовлетворять многие из требований Трудового кодекса. В структуре привлеченной в 2002 году иностранной рабочей силы сфера торговли и общественного питания опережала все прочие отрасли (в ней доля привлеченных составляла 27 процентов), то есть мы по-прежнему заимствуем рабочие кадры в других регионах и государствах. Это отрицательно сказывается на качестве оказываемых услуг. Более половины организаций, обратившихся в Московскую службу занятости в I полугодии 2003 года за разрешением на привлечение иностранной рабочей силы, относятся к торговле и общественному питанию, из них 70 процентов реализуют продукцию на рынках.

- А откуда вы возьмете мастеров производственного обучения, которые могут готовить хорошие кадры?

- Для нас вопрос: «Кто будет готовить нужных городу специалистов?» - один из самых важных. На каждой коллегии Департамента образования, которую мы проводили с потребителями специалистов - городскими сферами производства, строительства, потребительского рынка и бытового обслуживания - всегда обсуждали две проблемы: первое - кадры, второе - материальная база подготовки. Опытных мастеров для профобразования остро не хватает. Поэтому мы договорились с московскими педагогическими вузами о возрождении практики подготовки мастеров производственного обучения по всем профессиям ПО. Этим, в частности, займется Московский институт открытого образования. Сегодня большое распространение получает модульная подготовка кадров, поэтому мы вместе с МИОО готовим специальные пособия, методики подготовки кадров. Но тут очень важный вопрос, как закрепить педагогические кадры. Мы гордимся, что правительство Москвы в два раза повысило зарплату участковых, но мы надеемся, что и наши мастера производственного обучения дождутся такого же решения.

- Давайте все же поговорим о проблемах, которые мешают и образовательным учреждениям, и сфере торговли, бытового обслуживания.

- Первая и, пожалуй, самая важная проблема - отсутствие единого профессионального образовательного пространства и социального заказа на подготовку кадров. Специалиста нельзя подготовить немедленно, а значит, мы должны знать, сколько и каких специалистов хочет получить городское хозяйство. Мне кажется, оптимальным было бы проведение постоянного мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе, потому что результаты такого мониторинга и прогноза позволят согласовать объемы, профили подготовки квалифицированных кадров на всех уровнях образования. Каждая семья заинтересована в том, чтобы ее ребенок получил специальность, востребованную на столичном рынке труда, значит, мы должны давать населению прогнозную информацию и о потребностях этого рынка, и о рейтинге учреждений профессионального образования, готовящих таких специалистов, и о возможном трудоустройстве в конкретные организации торговли, быта, сервиса. При этом важная роль отводится, конечно, профориентации школьников, социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профобразования, которые получили специальность и готовы работать по этой специальности. Есть и другие проблемы. Например, мешает неурегулированность имущественных отношений, особенно когда речь идет о зданиях, в которых работают профессиональные образовательные учреждения. Очень часто получается так, что здание принадлежит какому-то предприятию, и оно распоряжается им не в интересах образования, а в собственных, вытесняет учреждение НПО, хотя то работает на потребности города, социально защищает и отстаивает права подростков. Проблемой мы считаем и то, что предприятия, которые забирают на работу наших выпускников, очень слабо участвуют в совершенствовании материально-технической базы, не помогают в повышении квалификации педагогическо-производственного коллектива. Правда, уже начинается работа по формированию системы социального партнерства, которое предусматривает и организацию производственной практики обучающихся, и стажировку мастеров НПО на тех предприятиях сервиса, общественного питания, которые внедряют новейшие технологии. Не обойтись также без оказания совместных информационных, консалтинговых и маркетинговых услуг и участия в международных проектах.