Учителя и школьные психологи отмечают возрастание негативного восприятия родителями детей. Большинство родителей с трудом способны развить тему «какой у меня хороший ребенок», а о том, «какой плохой ребенок», могут говорить часами. Одновременно и сами дети затрудняются сказать что-то хорошее друг о друге.

Атмосфера «выживания», неуверенность в будущем накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения в семье. Исследования семьи в условиях кризисного общества выявляют возросшую отчужденность родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Дети часто предоставлены сами себе, родители мало общаются с детьми. Вместо общения с родителями ребенок «общается» с телевизором, причем смотрит все подряд. Воспитатели дошкольных учреждений отмечают равнодушие к проблемам детей: родители стали реже, чем раньше, и с неохотой посещать консультации, организованные воспитателями, родительские собрания. Часто родители, не имеющие возможности взять больничный лист, проявляют равнодушие и к здоровью ребенка.

По мнению учителей и педагогов, это результат воздействия общества на семью. В условиях социальной и экономической нестабильности под гнетом страха «не справиться» с жизнью (потерять работу, обеднеть, заболеть) родители сами становятся неуверенными, уязвимыми, эмоционально нестабильными, к тому же появился новый социальный страх - неуспешность детей. Родители боятся, что ребенок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником, малоценным в глазах педагогов и сверстников, без перспектив в будущем.

Дошкольные педагоги отмечают, что у современных родителей нет времени и желания говорить о проблемах ребенка, они стремятся как можно скорее и надежнее подготовить его к школе, чтобы он не оказался «отстающим».

Как показывает практика, многие родители полагают, что чем раньше ребенок начнет учиться до школы, тем лучше он будет учиться в школе, достигнет больших успехов и будет более благополучным взрослым. Желая лучшего будущего своим детям, они готовы отдать ребенка в школу уже в раннем возрасте, не считаясь с риском для его физического и психического здоровья.

Если предшкольное образование будет вводиться с пяти лет, то реально детей начнут учить с 3-4 лет, чтобы попасть в нулевой класс продвинутой школы. То есть ребенку придется доказывать его «конкурентоспособность» чуть ли не с раннего детства.

Уже сейчас психологи сталкиваются с ретивыми родителями четырех и пятилетних детей, жаждущими узнать, готов ли их ребенок к школе, а если нет - то как его к ней правильно подготовить. Хороший детский сад, с точки зрения родителей, тот, в котором много занятий, где учат читать, писать, считать, который больше похож на школу.

Несмотря на большой выбор литературы по вопросам развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, современные родители в большинстве остаются психологически неграмотными. Они мало что знают о возрастных особенностях развития ребенка, его потребностях, значении игры в дошкольном возрасте, не умеют общаться и играть с детьми. Дошкольное детство многие родители рассматривают всего лишь как подготовку к школе, а не важный и полноценный этап жизни человека. Заботясь о раннем обучении, родители часто ущемляют право ребенка на игру, свободное время, собственный выбор видов деятельности.

В свою очередь школьные психологи отмечают, что в современных условиях эталон «хороших родителей» - это родители, стремящиеся контролировать каждую минуту жизни ребенка, день которого полностью расписан, так что невозможно продохнуть. Родители считают это благом для ребенка, поскольку готовят его к жизни в современном мире, где нужно конкурировать и побеждать. Поэтому он должен «освоить все, что возможно, - тогда что-нибудь из него да получится».

На фоне неблагополучия в детско-родительских отношениях, установок родителей на раннее обучение детей появляются новые запросы к психологу. Это прежде всего задание сформировать ребенка по заданному родителями образцу, чтобы он обладал «нужными» качествами, стал успешным в современном обществе. В то же время родители хотят, чтобы ребенок был «удобным», не требовал особого внимания, не доставлял хлопот. При этом воспитание становится все более опосредованным. К ребенку начиная с первых лет жизни приглашают воспитателей и учителей, его водят в различные центры развития, мама, перепоручая воспитание своего малыша «специалистам», выступает в качестве «менеджера». Вместо семейного очага семья становится своеобразным «офисом», где у каждого свой ритм жизни и свои «функциональные обязанности». Подобная организация семейной жизни нередко приводит родителей в психологическую консультацию уже с другими запросами: «Помогите найти человека, который будет любить моего ребенка»; «Мне кажется, что мой ребенок меня не любит».

Второй новый родительский запрос касается тестирования ребенка с целью выяснения профессиональной направленности. Родители хотят заранее знать, на какой вид профессиональной деятельности нужно нацеливать своего ребенка в соответствии с его склонностями и способностями. И это начиная с дошкольного возраста! Руководствуясь благими намерениями, родители приходят к «программированию» развития, ранней специализации в ущерб развитию общих способностей и личности ребенка.

Однако в последние годы психологи-практики отмечают и положительные тенденции во взаимодействии с родителями. Все больше родителей хотят принимать непосредственное участие в воспитании и образовании своих детей, их запрос к психологу - как это лучше всего сделать? Такие родители хотят создать наилучшие условия для разностороннего развития своего ребенка, они интересуются развивающими программами, повышением родительской компетентности, хотят уметь ладить с ребенком, эффективно разрешать конфликты, правильно поощрять и наказывать, общаться и получать радость от взаимопонимания с детьми. Таких родителей интересует: как помочь ребенку раскрыть свои способности, как учить толерантности, уверенности в себе, ответственности. Они хотят знать о позитивных и негативных эффектах воздействия виртуальной реальности, компьютера, телевизора, мобильного телефона на развитие ребенка. Именно для таких родителей психолог выступает в новой важной функции - поддержки и сопровождения развития. В этой ситуации психолог не просто имеет дело с уже возникшими проблемами детей и родителей, стараясь «ликвидировать» негативные проявления, помочь справиться с трудностями, но работает на опережение и профилактику, повышая уровень родительской компетентности и создавая оптимальную среду развития для ребенка.