Для исследования этносоциального самочувствия населения, выявления конфликтного потенциала, для предотвращения и разрешения конфликтов, борьбы с ксенофобией и экстремизмом необходим непрерывный этноконфликтологический мониторинг, проведение межпоколенных исследований.

В рамках программы «Молодежь в полиэтничных регионах: взгляды, позиции, ориентации» исследование было начато с 1988 года в Астрахани и Астраханской области в форме крупномасштабного лонгитюда (то есть на одном и том же контингенте, когда на протяжении 10-11 лет опрашиваются учащиеся в базовых школах) и не имеет аналогов в нашей стране и за рубежом.

Программа эффективно сотрудничает с Центром межнационального образования «Этносфера» и Московским институтом открытого образования (МИОО) по проведению лекций и семинаров по темам: «Этнические процессы и межнациональные отношения в столичном мегаполисе. Толерантность, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира», деловые игры и тренинги для работников социальной сферы префектур и управ административных округов Москвы, сотрудников милиции общественной безопасности Москвы в рамках научно-просветительской программы «Этносфера Москвы и межкультурное сотрудничество» в соответствии с постановлением Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» и среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 гг.)» и «Этносфера Москвы и межкультурное сотрудничество» в соответствии с постановлением Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» (2000-2004 гг.) при поддержке Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.

С 2000 года, когда началось сотрудничество с международным фондом «Диалог», программа получила статус международной. В 2007 году российская программа сотрудничает с международной программой «Толерантность и многообразие» (Великобритания) и с Университетом Циньхуа (г. Пекин, КНР), в 2005-2007 гг. программа сотрудничала с Московским бюро по правам человека в проведении конфликтологических тренингов для журналистов, были изданы монография и учебник.

В феврале 2008 года для преподавателей московских школ, для учащихся и студентов педагогических вузов в рамках международной программы «Толерантность и многообразие» проводился тренинг по игровому моделированию разрешения конфликтов «Театральные мастерские для школ» под руководством лондонского «Arc Theatre for Change».

Следует отметить, что получение социологических данных важно не само по себе, а для принятия действенных мер для предотвращения негативных явлений и их последствий. Это может быть воспитательное и образовательное воздействие через систему этнокультурного образования, когда представители различных этносов больше узнают объективной информации друг о друге, это может быть проведение специальных курсов по конфликтологии, когда людей учат, как себя вести в условиях конфликта, как выявлять и учитывать интересы другой стороны, как приходить к компромиссу или консенсусу.

С помощью опросов мы изучали, как формируется национальное сознание молодых людей, как они осознают свою национальную принадлежность (этническая идентификация), становление их отношения к Родине и национальной культуре, своему народу и представителям других национальностей, выясняли, исходят ли учащиеся в своем поведении из установок на толерантность или конфликтность в сфере межнациональных отношений.

Если мы внимательно присмотримся к сложившейся в нашей стране, увы, не бесконфликтной обстановке, то увидим, что активным и массовым участником межэтнических конфликтов обычно выступает молодежь, которой удобно манипулировать из-за недостатка у нее социального опыта, относительно легкой внушаемости, излишне эмоциональной оценки событий и реакции на них.

Регионы для опросов были выбраны не случайно:

- Москва - многонациональная столица, в которой проживают более 140 представителей разных наций;

- Астрахань и Астраханская область населены представителями 150 национальностей, этот регион имеет полуторавековую историю бесконфликтного существования;

- Псков и Псковская область - пограничный регион с преобладанием русского населения;

- Иваново - город центральной части России с преобладанием русского населения;

- Грозный (Чеченская Республика) - регион, в котором военный конфликт начался в 1994 году ;

- многонациональные регионы Северного Кавказа: Краснодар (Краснодарский край), Майкоп (Республика Адыгея), Махачкала (Республика Дагестан), Назрань (Республика Ингушетия), Нальчик (Республика Кабардино-Балкария), Ставрополь (Ставропольский край), Республика Дагестан.

Система школьного образования и воспитания тоже была выбрана не случайно: на примере десяти-одиннадцалетнего периода времени можно не только проследить, как идет формирование взглядов и позиций молодого поколения, но также активно влиять на этот процесс для искоренения задатков ксенофобии и экстремизма, для развития и формирования потенциала толерантности и умения разрешать конфликты цивилизованными способами.

Опросы велись по трем направлениям.

Первое выявляло соотношение национального и интернационального компонентов в национальном сознании учащихся, а именно исследовалось:

а) как идет у школьников осознание своей национальной принадлежности;

б) как формируется национальное самосознание молодых людей, их отношение к Родине и своему народу.

Второе исследовало формирование отношений к представителям других национальностей (на основе повседневного опыта, сложившихся национальных стереотипов, системы воспитания и образования); тут изучалось, как протекает становление культуры межнационального общения;

Третье выявляло установки на законопослушание или нарушение закона, в том числе на насильственные протестные действия на межнациональной основе; здесь выявлялась предрасположенность молодых людей к отклоняющемуся поведению.

Наиболее интересным представлялось исследование воспитательного процесса учащейся молодежи, а именно, как идет:

- становление взглядов молодых людей;

- формирование их позиций и системы ценностей;

- выработка навыков социального поведения под влиянием разнородных факторов, обусловливающих позицию школьной молодежи;

- усвоение учащимися социальных установок, которые помогают им приспосабливаться к социальной среде, отвечать социальным ожиданиям и вырабатывают у школьников способность к соответствующим поступкам.

Результаты исследований показали всю сложность и противоречивость этнического сознания школьной молодежи в настоящий момент.

оциологические исследования в нашей стране и за рубежом показали, что с начала процесса реформирования произошли крупные изменения в системе ценностей, а именно: уважение к таким ценностям, как дисциплина, послушание, выполнение долга, подчинение, скромность, самообладание, бескорыстие, самоотверженность, покладистость, значительно ослабло и, напротив, к таким ценностям, как свобода (от авторитетов), признание (личности), автономия (отдельного человека), удовлетворение эмоциональных потребностей, самореализация, раскованность, самостоятельность и личная неприкосновенность, возросли. В противовес ценностям, связанным с понятием долга и одобрения, возросло значение ценностей, относящихся к самореализации, активно развивается процесс этнического самосознания.

Большинство школьников четко соотносили (идентифицировали) себя с той или иной национальностью и на вопрос: «Что значит для вас быть представителем своей национальности?» от 23 до 65% ответили: «Любить, уважать и гордиться своей национальностью и страной, всем лучшим, что есть на Родине и в родной культуре, ее историей, своим народом, своим происхождением, знать и уважать своих предков, сохранять свои национальные признаки».

Причем до 13% учащихся отмечали, что кроме любви, гордости и уважения к своему народу необходимо сочетание этих чувств с уважением к другим народам, что «нужно по-человечески относиться к другим народам, не считать их ниже», что «уважение к представителям своей национальности, доброта не означают иного отношения к другим нациям», только 2% в Астрахани в 2004-2005 учебном году от всех опрошенных и 1% в Москве не смогли ответить на этот вопрос. 1% в Москве в 2001 г. и 2007 г. и 2% в 1998 г. определили свою национальность как москвичи, а 1% в 1998 г. - как россияне.

Мы выявили высокий уровень этнической толерантности (за весь изучаемый период ни в одной школе не было случая возникновения конфликта между учащимися на межэтнической основе; не было случая, чтобы ребенок отказался сесть за парту с ребенком другой национальности). На вопрос «Что значит быть патриотом?» от 37 до 62% школьников указали: «Любить и уважать Родину, ее историю и культуру и людей всех национальностей, в ней живущих», «Гордиться и переживать за нее», а на вопрос: «Имеет ли для них значение национальность при выборе друзей?» большинство учащихся ответили отрицательно.

В то же время опросы фиксировали наличие неприязни по национальному признаку - в 1998 году от 20 до 36 %, в 2001-2002 годы - от 8 до 47%, в 2004-2007 годы - 25 до 53%.

Возможное участие в этноконфликтах на стороне своей национальной группы в 1998 году отметили - от 60% до 83 %, в 2001-2002 году - от 73 % до 89% и в 2004-2007 годах - от 57% до 91%, хотя постепенно уровень конфликтного потенциала у учащихся снижается.

Учащиеся так прокомментировали возможность использования силы при решении межнациональных проблем:

1 - в нынешних условиях межнациональные проблемы нужно решать только с применением силы;

2 - сила необходима, только когда под угрозой оказываются жизнь и достоинство людей;

3 - силовое решение национальных проблем в принципе недопустимо;

4 - затрудняются ответить.

Таким образом, мы видим, что учащиеся обладают достаточно высоким конфликтным потенциалом, который может быть реализован или не реализован в зависимости от определенных обстоятельств и влияния на молодежь. Однако, несмотря на сложность текущего момента, молодому поколению присущи четкая этническая идентификация, гордость за свою нацию, страну, родной край, любовь к своей Родине, ее истории, культуре, высокий уровень патриотического сознания, сочетающийся с уважением к представителям других наций, что делает возможным снижать конфликтный потенциал молодежи и формировать ее позиции на основе общечеловеческих ценностей, этнической толерантности и взаимного уважения.