- В условиях выбора стратегии, ориентированной на инновационный характер развития экономики страны, важнейшие требования предъявляются именно к системе образования, где формируются необходимые качества человеческого капитала. Во многом определяющую роль в этом процессе играет именно ступень общего образования, поскольку наращивание потенциала социальной активности и собственного социального действия, самоопределение в социальном мире и вырабатывание собственной позиции происходят именно на этом этапе. На ступени профессионального образования, где закладываются и совершенствуются собственно профессиональные навыки, эти задачи могут оказаться уже неразрешимыми, если для них не заложена соответствующая база.

Необходимы разработка и широкое инновирование образовательных форм, направленных на становление у учащихся способности социального анализа и действия, проектных компетенций.

Для этого требуется целый спектр образовательных форм, дающих возможность обеспечить:

понимание ситуации и способность выявлять проблемы;

включение учащихся в анализ, исследование и экспертизу наличной социальной ситуации и инфраструктуры;

личное самоопределение и планирование собственного действия по участию в решении этих проблем;

способность входить в коммуникацию со «взрослыми» структурами, в первую очередь местными органами власти и представителями других социальных институтов.

В рамках московской программы «Школа будущего», ставшей частью приоритетного национального проекта в области образования, целенаправленно разрабатывались и были апробированы авторские технологии, позволяющие решать многие задачи. В их основу положены лучшие образцы опыта Московского региона, в частности представленные в результатах окружных экспериментальных моделей (Западный округ - «Единое воспитательное пространство - социальная инфраструктура детства», Северо-Западный округ - «Интеграция науки, промышленности, образования и стратегическая занятость молодежи»).

К ним в первую очередь относятся:

Социальные проекты как форма организации и образовательного обеспечения социальных инициатив молодежи.

Типовая программа молодежных исследований и экспертизы социальной среды и существующей инфраструктуры.

Молодежные переговорные площадки как форма диалога с органами власти и другими социальными структурами, ответственными за решение социальных проблем и программы развития региона.

Основным образовательным результатом реализации данных технологий будет развитие у молодежи школьного возраста социальной активности, формирование способностей социального (общественного) действия, социального анализа, социальной межпозиционной коммуникации.

Эти методы позволяют достичь социальных результатов, связанных с формированием механизмов интеграции образования с другими общественными институтами.

Важно, чтобы активность молодежи выступала реальным социальным ресурсом, а не сводилась к «самодеятельности» в рамках проведения праздников и массовых мероприятий, к чему, к сожалению, тяготеет традиционная школа.

В рамках продолжения национального проекта «Образование» можно говорить о создании программы развития городской социальной среды, дружественной подросткам. Это предполагает непосредственное участие школьников в проектировании и создании различных ее уровней (территориальные общности, организация содержательного досуга, молодежная занятость, сфера услуг для молодежи, экологические программы, визуальная и культурно-историческая насыщенность среды города, пр.), где были бы представлены интересы и позиция молодежи.

Для этого необходим комплекс мер:

Ознакомление широкой образовательной общественности с разработанными технологиями.

Обучение педагогов и работников социальных структур.

Разработка местных (территориальных, городских, региональных) программ по включению молодежи школьного возраста в процессы социального развития территории на основе разработанных методов.

Широкомасштабное осуществление предлагаемых процедур:

- ознакомление молодежи школьного возраста с имеющимися перспективными планами развития (метод проблемно-ценностных дискуссий);

- проведение молодежной экспертизы состояния социальной среды и экспертизы эффективности имеющейся инфраструктуры (по разработанным с участием экспертов форматам);

- проведение молодежных переговорных площадок с представителями органов власти и других социальных структур;

- развитие системы социальных проектов учащихся;

- и социальных проектов (конкурсы, пр.).

Создание списка приоритетных тем детско-взрослого социального проектирования и исследования на основании планов развития конкретной территории (района, города, региона).

Формирование экспертного сообщества из представителей различных профессиональных сфер по определению стратегии работы с молодежью и осмыслению перспективной кадровой политики конкретной территории.

Реализация программы позволит говорить о создании перспективной молодежной политики средствами образования.