Динамичное развитие экономики создало базу для роста налоговых и имущественных поступлений в бюджет города Москвы, доходы которого в 2007 году увеличились на 27,4% по сравнению с 2006 годом. Это позволило в полном объеме профинансировать все социальные и инвестиционные мероприятия программы Правительства Москвы.

Существенно повышена оплата труда работников социальной сферы города Москвы, в том числе непосредственно работающих с детьми, расходы бюджета города Москвы на эти цели увеличены в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом.

Сдано в эксплуатацию 4827,7 тыс. кв. метров общей площади жилых домов. На решение социальных задач направлено 2234 тыс. кв. метров, в том числе по программе «Молодой семье - доступное жилье» - 161 тыс. кв. метров.

С 2007 года осуществляется ускоренное поэтапное обеспечение жилой площадью семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С учетом реализации мероприятий Года ребенка и других городских программ с начала 2007 года 9091 московская семья с детьми улучшила жилищные условия.

В 2007 году введено в эксплуатацию 101 дошкольное образовательное учреждение на 15325 мест, 24 общеобразовательные школы и 2 пристройки к школам на 12590 мест, 1 надстройка здания Московского кадетского корпуса в Юго-Восточном административном округе (ЮВАО). Осуществлялось проектирование и строительство 55 физкультурно-оздоровительных комплексов.

Обеспечено выполнение всех мероприятий Комплексной программы социальной защиты жителей города Москвы, общие расходы бюджета на эти цели составили 323,3 млрд рублей.

В целом на социальные программы и мероприятия было направлено более 44% всех расходов бюджета города Москвы.

Вопросы улучшения положения московских семей, обеспечения охраны здоровья матери и ребенка, расширения предоставления адресной социальной помощи семьям группы риска были приоритетными для Правительства Москвы и в 2007 году.

В городе за последние годы сформирована и действует система поддержки детей и семей с детьми, которая продолжает развиваться и совершенствоваться.

В связи с объявлением 2007 года в столице Годом ребенка приоритетным направлением в деятельности Правительства Москвы стала реализация мероприятий программы Года ребенка, которая была принята в целях повышения престижа института семьи, обеспечения реализации мер дополнительной поддержки семей с детьми, создания благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка, формирования среды, благожелательной и комфортной для жизни детей. Анализ этой программы, проведенный при ее утверждении в 2006 году, показал ее соответствие международным стандартам: четко определенные цели, задачи и мероприятия по их реализации были направлены на улучшение качества жизни детей и максимальное исполнение положений Конвенции о правах ребенка.

Были обеспечены широкая информационно-просветительская работа в трудовых коллективах предприятий и организаций отраслей городского хозяйства и информационно-разъяснительная работа среди жителей Москвы о порядке предоставления дополнительных видов денежных выплат, реализации права на иные меры социальной поддержки семей с детьми; освещение мероприятий в городских и окружных СМИ. Программа Года ребенка была включена в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города Москвы. Предусмотренные программой реальные меры, подкрепленные значительным увеличением бюджетного финансирования (более 36 млрд рублей), позволили решить ее основные задачи. По многим параметрам прогнозы улучшения положения детей и семей с детьми в рамках программы Года ребенка оправдались. Дополнительно к федеральным выплатам и компенсациям за счет средств городского бюджета семьям с детьми предоставлялись различные льготы и натуральная помощь, оказывалась значительная материальная поддержка в виде единовременных, ежемесячных и ежегодных городских компенсационных выплат, размеры и количество которых значительно увеличились.

Особое внимание уделялось социально не защищенным семьям - многодетным, неполным и семьям с детьми с ограниченными возможностями, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Так, многодетным матерям, опекунам, приемным родителям и патронатным воспитателям предоставлено право бесплатного проезда на городском транспорте по социальной карте москвича, а детям из многодетных семей в возрасте до 18 лет - право на бесплатное лекарственное обеспечение. Введены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 700 рублей на приобретение товаров детского ассортимента многодетным семьям с 5 и более детьми; в размере 1000 рублей - детям-инвалидам, потерявшим кормильца; за пользование телефоном и по оплате жилищно-коммунальных услуг - многодетным семьям. В 5 раз увеличен размер единовременной компенсации при рождении в семье второго ребенка и последующих детей; размер ежемесячного пособия семьям с несовершеннолетними детьми - в 2-2,5 раза. Единовременная компенсация при усыновлении ребенка составила от 5 до 10 прожиточных минимумов.

Проведена работа по улучшению медицинского обслуживания матерей и детей, предоставлению качественного питания учащимся общеобразовательных учреждений и студентам начального и среднего профессионального образования, обеспечению бесплатным питанием учащихся 1-4-х классов и всех детей из малообеспеченных и многодетных семей.

Продолжено внедрение новых образовательных технологий, в том числе дистанционного обучения детей-инвалидов.

Созданы центры психологической помощи детям, подросткам и их семьям, оказывающие бесплатные услуги.

Организована работа круглосуточной «горячей линии» для жителей города, открыта приемная по вопросам семьи и детства.

Организован отдых родителей с детьми из малообеспеченных семей в санаторно-оздоровительных учреждениях круглогодичного действия.

Увеличено количество бесплатных посещений семьями с детьми учреждений культуры.

Показателем успешной реализации в Москве социальной политики, ее демографического направления стал ежегодный прирост рождаемости, который в 2007 году достиг 23,3%. В 2007 году в городе родился 100-тысячный ребенок (в 2006 году в столице родилось 93387 детей). Решению этой важной государственной задачи способствовали меры по установлению и выплате дополнительных видов денежных выплат, предусмотренных программой Года ребенка, перспективы участия молодых семей в программе «Молодой семье - доступное жилье» и другие меры.

Необходимо отметить, что результаты реализации программы, изменение ситуации в городе в целом в отношении детей были достигнуты в том числе благодаря реальному межведомственному взаимодействию по вопросам детства в ходе организации и проведения Года ребенка, без которого, как показывает практика, невозможно добиться радикального изменения положения дел в интересах детей.

Правительство Москвы в 2007 году не просто заявило о решении участвовать в инициативе ЮНИСЕФ «Создание городов, доброжелательных к детям», но и предприняло определенные организационные меры. 3 августа 2007 года во Дворце Наций в Женеве состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве между Правительством Москвы и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ).

2 сентября 2007 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия международной конференции «Города для детей», организаторами которой выступили Правительство Москвы и ЮНИСЕФ. В конференции приняли участие представители 26 стран мира и 71 региона России.

23 сентября 2007 года в Париже в штаб-квартире ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с большим успехом прошла презентация программы Года ребенка в Москве. Программа была оценена этой влиятельной международной организацией как крупный социально ориентированный проект, направленный на создание благоприятных условий для развития детей в условиях мегаполисов.

В рамках московской презентации в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО работала выставка «Город мастеров», на которой были представлены работы московских детей. Впервые был организован телемост по теме Года ребенка в Москве между парижской штаб-квартирой ЮНЕСКО и городом Москвой при содействии информационного агентства ИТАР-ТАСС.

Интересным событием стала выставка работ учащихся ассоциированных школ ЮНЕСКО «От Года ребенка к Году семьи и процветающей России», организованная в Московской городской Думе и ставшая итогом конкурса, проведенного в рамках празднования 60-летия ЮНЕСКО. На выставке были представлены работы победителей конкурса - школьников Москвы и других регионов. В проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в России участвуют 180 образовательных учреждений, 80 из которых - школы Москвы.

Программа была рассчитана на один год. Очевидно, что за один год невозможно решить все проблемы, однако очевидно и другое - программа заложила фундамент для серьезных проектов и программ по всем направлениям жизнедеятельности семьи на среднесрочный и долгосрочный периоды, для системного развития социальной политики в интересах детей и семей с детьми.

Власти города обещали москвичам, что после окончания Года ребенка работа по улучшению положения детей и семей с детьми будет продолжена, и свое обещание выполнили.

Одной из основных целевых задач программы Правительства Москвы на 2008 год определены повышение уровня социальной защищенности населения города Москвы, укрепление института семьи, поддержка материнства и детства.

Для обеспечения преемственности и повышения достигнутых результатов программы Года ребенка в 2007 году реализация ее мероприятий будет продолжена в рамках программы Года семьи в 2008 году, которая направлена на повышение качества жизни семей, поддержку малообеспеченных и многодетных семей, обеспечение сочетания занятости родителей с выполнением семейных обязанностей, оказание помощи семье в воспитании и образовании детей, недопущение социального сиротства и устройство детей в семью.

Кроме сохранения предоставления социальной поддержки семьям с детьми, установленной в 2007 году программой Года ребенка, предусмотрено введение новых видов денежных выплат, произведено существенное повышение ранее установленных.

Так, с 6 до 10 тыс. рублей в месяц увеличен размер средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством); для неработающих инвалидов I и II групп, воспитывающих несовершеннолетних детей, введены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 4500 рублей; расширен круг семей, имеющих право на ежемесячное пособие на ребенка, если их среднедушевой доход менее 8 тыс. рублей.

В целях сокращения социального сиротства и обеспечения преимущественного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейных условиях в рамках Года семьи будут созданы государственные учреждения: кризисные центры для несовершеннолетних беременных и юных мам; патронатного воспитания; профилактики социального сиротства и другие.

Программа содержит целый комплекс мероприятий, направленных на создание условий для укрепления института семьи, повышения ее благополучия, престижа материнства и отцовства.

Другим важным моментом обеспечения преемственности политики Правительства Москвы в сфере детства сала разработка стратегии «Московские дети». В ее основе лежат положения Конвенции о правах ребенка и ряд других основополагающих международных документов.

Стратегия, построенная на принципах, обозначенных инициативой «Создание городов, доброжелательных к детям», определяет десятилетнюю перспективу защиты прав ребенка во всех сферах его жизнедеятельности, адресной поддержки различных категорий детей, превращения Москвы в город, доброжелательный к детям.

Планы на будущее предполагают дополнительную работу

К сожалению, в 2007 году остались невыполненными некоторые поручения и мероприятия, предусмотренные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года №928-ПП «О Комплексной программе дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условия развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год» (далее - постановление Правительства Москвы №928-ПП).

Отдельные мероприятия, включенные в постановление Правительства Москвы №928-ПП, дублируют (как по своему наименованию, так и по поставленным задачам) мероприятия других городских целевых программ. Это свидетельствует о том, что исполнение предусмотренных другими программами мероприятий должным образом не анализируется на предмет их эффективности, причин невыполнения, а некоторые мероприятия включаются в программы только в целях увеличения их объема.

Например, подпунктом 16.2 постановления Правительства Москвы № 928-ПП предусмотрено в двухмесячный срок внести в Правительство Москвы проект распорядительного документа о предоставлении приоритетного права при устройстве в дошкольные образовательные учреждения детей, воспитывающихся в семьях одиноких матерей и многодетных семьях. Однако ранее такой документ уже был принят. Это приказ Департамента образования от 28 марта 2006 года №157 «Об утверждении порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования системы Департамента образования города Москвы».

Вызывает тревогу то обстоятельство, что ни один из органов исполнительной власти Москвы, на которые возложены вопросы защиты прав несовершеннолетних, не располагает полными данными о численности семей и детей, которым необходима поддержка со стороны государства, а потому те или иные меры, направленные на улучшение положения детей, не доходят до своего адресата.

Предусмотренное подпунктом 15.1 постановления Правительства Москвы №928-ПП поручение об организации разработки в первом полугодии 2007 года городской среднесрочной целевой программы преодоления социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве на 2007-2009 годы не выполнено.

В городской программе «Год семьи в городе Москве», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2007 года №1164-ПП (далее - постановление Правительства Москвы №1164-ПП), предусмотрен раздел 5 «Недопущение социального сиротства и устройство детей в семью». Однако его мероприятия не могут рассматриваться в качестве целевой городской программы, которая должна содержать анализ ситуации, цели, задачи, механизмы достижения целей, индикаторы, позволяющие определить успешность реализации программы, систему мониторингов.

Подпунктом 9.2 постановления Правительства Москвы №1164-ПП предусмотрено до 1 июня 2008 года разработать и представить в Правительство Москвы комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009 - 2010 годы. Это означает, что и 2008 год будет упущен для организации в городе системной работы по профилактике социального сиротства и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Между тем сложившаяся ситуация свидетельствует, что в городе до сих пор не решено большое количество вопросов по данной проблеме. Это приводит к нарушению прав детей, которые лишаются права жить и воспитываться в биологической или замещающей семье, а город за счет своего бюджета продолжает поддерживать исчерпавшую себя малоэффективную систему сиротских учреждений. К сожалению, Москва с имеющимися у нее материальными, организационными, профессиональными, человеческими и иными ресурсами при невысоком удельном весе числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимает более чем скромные позиции в решении проблемы деинституциализации этих детей.

Как свидетельствует анализ статистических данных, основной способ работы с нерадивыми родителями в городе - лишение их родительских прав, то есть применение крайней меры семейно-правовой ответственности. В последние годы количество родителей, лишенных родительских прав, постоянно увеличивается (2002 год - 696 человек, 2007 год - 2145). По данным Главного управления внутренних дел по городу Москве, подразделениями по делам несовершеннолетних в течение года в суд были направлены 1562 материала о лишении родительских прав (на каждого четвертого родителя из числа состоящих на учете в этих подразделениях). Однако с точки зрения профилактики социального сиротства в целях сохранения для ребенка биологической семьи более эффективно ограничение родителей родительских прав. Ребенок изымается из семьи сроком на 6 месяцев, а органы опеки, районные центры социальной помощи семье и детям, другие городские службы принимают меры по оздоровлению ситуации в семье в целях возвращения в нее ребенка. Родителям дается шанс и время для исправления.

В 2007 году в Москве ограничены в родительских правах 127 человек (57 - в связи с психическим заболеванием, 70 - в связи с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей). Таким образом, в прошлом году такая мера, как лишение родительских прав, применялась в 30 раз чаще, чем ограничение родительских прав. Восстановлены в родительских правах 35 родителей (1,6% от лишенных родительских прав), отменено ограничение в родительских правах в отношении 13 человек (10,2% от ограниченных в родительских правах).

Не способствует организации работы по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан бездействие органов опеки и попечительства, которые в основном работают в режиме реагирования на поступающие к ним обращения. Целенаправленная и планомерная работа по поиску кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели для детей, оставшихся без попечения родителей, не проводится. Для большинства органов опеки и попечительства стал привычным исключительно такой метод работы, как вынесение постановления о помещении ребенка в детское учреждение на полное государственное обеспечение. А устройством ребенка на воспитание в семью, по их мнению, должен заниматься кто-то другой. Таким образом, органами опеки и попечительства не выполняется основное требование статьи 123 СК РФ, которая устанавливает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью и только при отсутствии такой возможности - в детские учреждения.

Серьезной проблемой остается и неудовлетворительная работа с кандидатами в усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели. Как правило, граждане желают взять на воспитание ребенка дошкольного возраста. Из 570 детей, переданных в течение 2007 года на усыновление в семьи российских граждан, 470 - дети в возрасте от 0 до 3 лет. Лишь 25 детей в возрасте более 7 лет были переданы на усыновление. По информации префектуры Северо-Западного административного округа города Москвы (СЗАО), из 78 граждан, обратившихся в уполномоченную службу по передаче детей на патронатное воспитание, только 11 были готовы взять в семью ребенка школьного возраста.

В прошедшем году в аппарат уполномоченного более 330 граждан обратились за помощью по вопросам усыновления, оформления опеки, создания приемной семьи и с жалобами на бездействие органов опеки и попечительства. Из этих обращений следует, что многие жители города не осведомлены о том, кто должен заниматься вопросами опеки и попечительства, какие документы необходимы для принятия решения о передаче ребенка в семью и прочем.

Преодоление социального сиротства тормозит и позиция многих руководителей государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не заинтересованы в сокращении численности воспитанников, откровенно боятся, что будет закрыт их дом ребенка или детский дом и они останутся без работы, а судьба детей их не беспокоит.

До сих пор отсутствует взаимодействие и обмен информацией о детях, переданных на воспитание в семью. Так, по данным, содержащимся в отчете Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, на усыновление иностранным гражданам в 2007 году были переданы 172 ребенка, в отчете Департамента здравоохранения города Москвы - 181 ребенок. При этом, как сообщили из Департамента образования города Москвы, из подведомственных им учреждений иностранным гражданам передано на усыновление 4 ребенка.

По данным управления Судебного департамента в Москве, в 2007 году судами рассмотрены 62 иска об отмене усыновления, из которых 52 удовлетворены. Если сравнивать число таких исков с общим количеством детей, усыновленных в течение года российскими гражданами (570), то получается, что отменяется каждое десятое усыновление. Конечно, как правило, речь идет об отмене усыновлений, установленных в предыдущие годы. Однако, на наш взгляд, данный вопрос должен стать предметом специального изучения Департаментом семейной и молодежной политики.

В последние годы в городе Москве неоднократно поднимался вопрос о необходимости разработки Порядка взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, социального сиротства. Эффективное взаимодействие всех заинтересованных государственных органов - ключевое решение многих межсекторных проблем. В подпункте 10.3 постановления Правительства Москвы №928-ПП ряду департаментов и комитетов Правительства Москвы дано поручение разработать Порядок в I квартале 2007 года. Однако данное поручение также осталось невыполненным.

Без ведения единого реестра (банка данных) учета по всем категориям детей и подростков, нуждающихся в социальной защите, нельзя судить о степени их охвата теми или иными социальными услугами, в том числе оздоровительными мероприятиями в каникулярный период. По информации префектуры Северо-Восточного округа (СВАО), в зимние и летние школьные каникулы в детские оздоровительные лагеря было направлено 339 детей и подростков, находящихся под опекой (попечительством). При этом в СВАО на учете состоят 1170 подопечных несовершеннолетних. Таким образом, оздоровительными мероприятиями не были охвачены 70% детей этой категории. Такое же положение сложилось и в других административных округах города Москвы.

Не выполнен и подпункт 10.4 постановления Правительства Москвы №928-ПП об обеспечении учета детей-инвалидов в рамках создаваемого специализированного регистра для персонифицированного учета лиц с ограничениями жизнедеятельности и обмена информацией. Отсутствие учета крайне негативно сказывается на оказании социальных услуг таким детям, организации их лечения, санаторно-курортного оздоровления, интеграции в сферу образования, разработке индивидуальных программ реабилитации.

Обращает на себя внимание то, что в постановлении Правительства Москвы №928-ПП не дано никаких поручений Городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Между тем в соответствии с Законом города Москвы от 13 апреля 2005 года №12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» одна из основных задач таких комиссий - осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, а на Городскую комиссию по делам несовершеннолетних возложена обязанность по координации и контролю за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. К сожалению, сам стиль работы Городской комиссии по делам несовершеннолетних свидетельствует о нежелании данного государственного органа вникать в проблемы детства, защищать не на бумаге, а на деле интересы детей. Об этом, например, свидетельствуют документы Городской комиссии по делам несовершеннолетних, направляемые руководителям федеральных и городских органов исполнительной власти. Так, подготовленная в 2007 году информационно-аналитическая записка о развитии региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 2006 году основана на информации, полученной из ГУВД по городу Москве. Деятельность же районных, окружных комиссий и Городской комиссии по делам несовершеннолетних отражена крайне скупо, недостатки в их работе и принимаемые меры по повышению эффективности работы комиссий не обозначены совсем. Видимо, таких проблем для Городской комиссии по делам несовершеннолетних не существует. Проводимые крайне редко, как правило, раз в полгода, заседания Городской комиссии по делам несовершеннолетних также подготавливаются не на основе изученных и проанализированных материалов, а на основе данных, полученных от органов исполнительной власти и таких городских структур, как городской центр «Дети улиц».

Вопрос об организации комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав работы с беспризорными и безнадзорными детьми, вынесенный на рассмотрение Городской комиссии по делам несовершеннолетних 17 января 2008 года, основан на отрывочных и неполных статистических данных ГУВД по городу Москве, городского центра «Дети улиц» и полностью воспроизводит часть доклада о деятельности уполномоченного, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году, касающуюся этой проблемы.

В отличие от таких государственных органов, как ГУВД по городу Москве, управление Судебного департамента в городе Москве, департаментов образования, здравоохранения, социальной защиты населения города Москвы и другие, которые обязаны составлять сложные по структуре ежегодные отчеты в течение одного месяца, следующего за отчетным годом, Городская комиссия по делам несовершеннолетних не в состоянии ни за один, ни за два месяца собрать для этого не представляющую сложности информацию от 10 окружных комиссий города.

Который год уполномоченный сталкивается с проблемой неспособности Городской комиссии по делам несовершеннолетних своевременно представить отчет о деятельности за предыдущий год. Это является свидетельством слабой организации работы со стороны ответственного секретаря Городской комиссии по делам несовершеннолетних, а также невыполнения пункта 2 части 4 статьи 4 Закона города Москвы №12 и статьи 12 Закона города Москвы №43.

В пункте 12 постановления Правительства Москвы №928-ПП предусмотрено разработать и внести на рассмотрение Правительства Москвы в I квартале 2007 года проект программы правового просвещения детей и подростков, оказания содействия в практическом применении ими своих прав. Данное поручение также осталось невыполненным, несмотря на очевидную важность этого вопроса.

В связи с исполнением раздела 3 «Участие работодателей в мероприятиях Программы» приложения к постановлению Правительства Москвы №928-ПП Территориальной профсоюзной организации было поручено уделить пристальное внимание реализации мероприятий Года ребенка, для чего перечислены дополнения, внесенные в отраслевое соглашение Департамента социальной защиты населения с Территориальной профсоюзной организацией для улучшения социально-трудовых условий семьям, имеющим детей. В числе таких мероприятий - установление льгот для многодетных женщин, беременных, одиноких матерей; организация санаторно-курортного лечения и многое, многое другое.

Между тем только Государственной инспекцией труда в городе Москве в 2007 году было выявлено 2410 нарушений законодательства о труде женщин: за женщинами не сохранялось место работы (должность) на период отпуска по уходу за ребенком, не оплачивался или несвоевременно оплачивался отпуск по беременности и родам, занижались размеры пособий по беременности и родам.