Четыре года назад ЦК профсоюза одобрил работу нашей республики по охране труда. Мы и в самом деле делаем много. Но жизнь не стоит на месте, нам нужно искать и находить новые подходы к этой важной работе. Десять лет мы не собирались с Министерством образования и науки РФ и не обсуждали на федеральном уровне проблемы охраны труда и здоровья работников образования. И вот собрались, в программе были указаны как участники представители нашего профильного министерства, Министерства здравоохранения и социального развития и других ведомств. Однако никто из них участия в нашем совещании не принял, а Минобрнауки РФ представлял далеко не первый руководитель. Вроде бы у нас в отрасли не такие уж и серьезные проблемы. Но это на первый взгляд: то, что в нашей мирной отрасли погибли 38 человек, - трагедия огромного масштаба. Давайте закроем глаза и представим себе, что, если бы эта беда коснулась кого-то из нас, даже гибель одного человека отозвалась бы нестерпимой болью в душе.

Огорчает формальное представительство Федерального агентства по образованию, территориальных советов ректоров, директоров ссузов. Мы начинаем привыкать, что с проблемами школ, дошкольных учреждений, профтехучилищ нас отправляют на места, и мы сами в каждом регионе изобретаем местные подходы для решения непростых государственных задач. А ведь мы едем в федеральный центр, чтобы все-таки услышать, как оценивает перспективы решения острых социальных проблем отраслевое министерство, в том числе по федеральным учреждениям. По представленной на совещании аудитории складывается впечатление, что вопросы безопасности труда, учебы, здоровья работников и студентов волнуют только отраслевой профсоюз.

Массовые проверки состояния охраны труда, проведенные в 2007 году в учреждениях профессионального образования, еще раз подтвердили обоснованную обеспокоенность профсоюзных органов низким качеством выполнения норм, правил и инструкций по охране труда как должностными лицами, так и работниками. Властные органы на федеральном уровне отсылают нас в регионы. Конечно, в регионах делается много. Например, в Марий Эл многие проблемы социальной защиты работников и студентов, безопасности труда и здоровья мы решаем с республиканским Советом ректоров: проводим социологические исследования, анализируем систему взаимодействия во всех вузах, ссузах и ПУ по организации административно-общественного контроля. Итоги работы совместных комиссий подводим на совместных заседаниях ректоратов, профкомов, Совета ректоров и президиума рескома профсоюза. Готовим предложения по устранению нарушений: договорились, что в первую очередь будут аттестованы все рабочие места с вредными и опасными условиями труда. Программа, составленная по годам, реализуется, ректораты активно используют на эти цели возвратные средства государственного социального страхования.

Мы определяем наиболее острые вопросы защиты социально-трудовых интересов работников, инициируем их изучение и выработку предложений на заседании республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На комиссии ежегодно рассматриваются социальные аспекты консолидированного бюджета, ход реализации приоритетных национальных проектов, меры, предпринимаемые по выплате отпускных, вопросы безопасности труда и оздоровления работников, их детей, студентов. Последнее заседание РТК «О состоянии финансирования мероприятий по охране труда в организациях бюджетной сферы республики» состоялось 21 мая 2008 года.

Но все это проблемы не только Марий Эл, но и общероссийские. Мы знаем, что в бюджетах всех уровней целевые средства на безопасный труд не планируются. Однако в связи с выходом приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», без системного целевого финансирования, в том числе учредителем, руководители учреждений профессионального образования не смогут обеспечить повсеместное проведение аттестации рабочих мест с последующей их сертификацией.

В рамках подготовки к заседанию трехсторонней комиссии прошло расширенное заседание президиума профобъединения с участием специалистов Фонда социального страхования, Министерства социальной защиты населения и труда, Государственной инспекции труда, МЧС и отраслевого министерства. Проанализировано положение дел, подготовлены предложения. Мы обсудили эту проблему и на трехсторонней отраслевой комиссии с участием специалистов Министерства образования и представителей объединения работодателей. Прежде всего, на наш взгляд, необходимо в разрезе каждого образовательного учреждения, а затем в целом по уровням бюджетов просчитать реальную потребность в финансовых ресурсах на проведение аттестации. Этим мы сейчас и занимаемся. Все понимают, что это колоссальные средства. Например, только по Марийскому техническому университету потребность в сегодняшних ценах составляет более 2 миллионов рублей. Но решать проблему только за счет предприимчивости ректорского корпуса без целевого финансирования учредителем дальше нельзя. Нужна политическая воля Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию на сохранение жизни и здоровья людей, а значит, на целевое финансирование. Необходимо принимать федеральную целевую программу «Безопасный труд» на условиях софинансирования по годам с проведением тендеров среди организаций, имеющих лицензию на проведение таких работ.

Президиум ЦК профсоюза и наша комиссия изучали проблему удешевления процедуры аттестации. Есть опыт Белгородской, Тульской и Тамбовской областей, которые за счет конкуренции снизили стоимость аттестации рабочего места с 1200 до 450 - 500 рублей. Мы считаем, что только такой путь позволит всем учреждениям образования, в первую очередь федеральным, не по отчетам, а реально в соответствии с законодательными нормами, провести аттестацию.

Мы в своей работе должны добиваться того, чтобы подходы к вопросам безопасности труда и учебы, сохранения и укрепления здоровья работников отрасли и студентов не были формальными.

Что, на мой взгляд, сегодня необходимо сделать в первую очередь? Во-первых, предложить Министерству образования и науки РФ и Федеральному агентству по образованию создать систему отраслевого контроля с ежегодным проведением подробного анализа состояния безопасности труда и здоровья на совместном заседании коллегии министерства и президиума ЦК профсоюза, а также внести конкретные обязательства сторон в федеральное отраслевое соглашение.

Во-вторых, разработать и внедрить систему управления охраной труда как в отрасли, так и в каждом учреждении образования (вуз, ссуз, ПУ). Все вузы хотят быть интегрированы в мировое образовательное пространство, но без решения проблем безопасности труда и учебы успех в этом деле вряд ли возможен.

В-третьих, кадрово и финансово укрепить службы охраны труда Федерального агентства по образованию и вузов.

В-четвертых, в минимально сжатые сроки (до рассмотрения бюджета на 2009 год) предложить руководителям вузов и ссузов провести расчеты реальной потребности в финансовых ресурсах на проведение аттестации и сертификации рабочих мест в разрезе каждого учреждения и уровней бюджетов в соответствии с приказом Минздравсоцразвития, подготовить на их основе аналитическую записку по проблемам безопасности и охраны здоровья работников и студентов, направить ее в Правительство РФ и добиваться планирования в бюджетах всех уровней финансирования расходов на проведение аттестации и сертификации рабочих мест по условиям труда в федеральных бюджетных учреждениях. На условиях софинансирования в региональных и местных бюджетах необходимо добиваться планирования и выделения средств на санаторное и профилактическое лечение работников федеральных учреждений образования за счет средств социального страхования.

Наконец, я думаю, нужно предложить сторонам разработать и принять приоритетную целевую национальную программу «Кадры системы образования» со специальным разделом «Безопасный труд».

Я часто задаю себе вопрос: почему проблемы работников отрасли, от которых все требуют качественного труда, не стали проблемами Министерства образования и науки РФ? Ведь в Минздравсоцразвития РФ, в Минкультуры РФ созданы отраслевые системы внутриведомственного контроля за охраной труда и здоровья, утверждены отраслевые типовые инструкции по охране труда, правила, порядок расследования несчастных случаев. Кто защитит систему образования от бесконечных проверок и штрафов различных федеральных ведомств, предписания и требования которых меняются несколько раз в год, а их выполнение требует колоссальных финансовых расходов? И где взять средства, чтобы выполнить предписания пожарных служб, санэпиднадзора и других надзорных ведомств?..

Считаю, что министерство должно проанализировать, кто и как часто проверяет учебные заведения, какой документооборот идет сверху вниз и где те кадры, которые в состоянии его переработать. Мы вместе должны учиться отстаивать интересы отрасли, в том числе руководителей - наших членов профсоюза, за плечами которых тысячные коллективы.