Кто-то «за», кто-то категорически «против». Учтем все

В этой связи следует отметить, что 17 из 52 функционирующих ныне федеральных целевых программ полностью или в значительной степени реализуются Минобразованием России. В 2003 году средства, выделенные на реализацию Федеральной программы развития образования и других ФЦП в сфере образования, превысили 6,5 миллиарда рублей, что приближается к десятой части всех расходов федерального бюджета на образование.

Сейчас, когда близится к завершению срок реализации Федеральной программы развития образования, принятой на 2000 - 2005 годы, министерству с привлечением заинтересованных министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов Российской Федерации следует тщательно проработать проект ФПРО на следующий период - до 2010 года. Очень важно, чтобы этот документ, который предусмотрено рассмотреть в Правительстве Российской Федерации в мае текущего года, был подготовлен своевременно и учитывал все особенности второго, «технологического» этапа реализации Концепции модернизации российского образования.

Исключительно важную социально стабилизирующую роль для работников образовательной отрасли в регионах должен сыграть принятый в 2003 году по инициативе Президента России Федеральный закон (№123-ФЗ), возлагающий на субъекты Российской Федерации ответственность за обеспечение финансированием в общеобразовательных учреждениях значительной части учебных расходов и расходов на выплату заработной платы учителям.

Принятие этого закона связывалось с необходимостью существенного усиления государственной поддержки общеобразовательных учреждений.

В настоящее время около 70 процентов регионов приступили с 1 января 2004 года к реализации данного закона. При этом наиболее тщательно проводят эту работу в Оренбургской, Костромской, Пензенской, Ярославской областях, Красноярском крае и ряде других территорий. Законами этих субъектов Российской Федерации о бюджете на 2004 год предусмотрены необходимые субвенции бюджетам муниципальных образований, и их размеры определены на основе утвержденных нормативов финансирования на одного обучающегося.

Вместе с тем 28 регионов отнесли реализацию закона на своих территориях на 2005 год. И здесь Министерству образования совместно с Минфином России и Минтрудом необходимо обеспечить тесное взаимодействие с администрациями территорий. Тем более что решение этой проблемы накладывается на проводимую в стране работу по уточнению предметов ведения на различных уровнях управления, связанную в том числе с реструктуризацией сети образовательных учреждений.

Чем быстрее мы завершим начатую работу, тем эффективнее будет продвигаться решение других важнейших направлений модернизации сферы образования. Тем более что данные вопросы касаются жизнеобеспечения всех, кто занят в этой сфере. Недавно один из руководителей наших структур социальной сферы то ли в шутку, то ли всерьез высказался по поводу того, что в среднем задержки с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы по стране составляют лишь два часа, чем вызвал справедливое возмущение у журналистов. Думаю, что у учителей г. Тайшета, объявивших в начале февраля забастовку в связи с многомесячной задержкой зарплаты, эта средняя цифра вызвала бы не просто возмущение. В решении социальных вопросов не может быть средних показателей! Каждый наш шаг в этом направлении должен быть сверен с интересами конкретных людей, конкретных групп работников отрасли или обучающихся.

В этой связи необходимо также коснуться вопроса еще одного - уровня заработной платы работников образования, прежде всего учителей. Несовершенна и сама система оплаты их труда, жестко связанная с числом учебных часов, что при достаточно низкой базовой ставке побуждает учителей брать на себя полуторную, двойную учебную нагрузку, вводить зачастую неоправданную дополнительную платную нагрузку. Все это негативно сказывается и на здоровье самого учителя, на качестве учебного, а особенно воспитательного процесса, и на самих обучающихся.

Хорошо понимая это, Минобразование с активным участием Министерства труда и социального развития, с привлечением специалистов-трудовиков, юристов, организаторов образования, в тесном контакте с ЦК Профсоюза работников народного образования и науки активно работает над формированием отраслевой системы оплаты труда, отрабатывая новые подходы с учетом предложений от субъектов Российской Федерации.

Анализ финансирования системы образования показывает, что на протяжении последних лет сохранялся довольно высокий темп роста расходов на образование (2003-й - на 19,5%, 2004-й - на 20,6%). Первостепенной задачей в этих условиях является разработка мер по совершенствованию экономических отношений и повышению эффективности использования бюджетных средств, по сути, каждого рубля, вложенного в образование.

К сожалению, сложившаяся к настоящему времени сеть образовательных учреждений не соответствует критериям оптимальности ее организации. Поэтапная передача большинства учреждений начального (93%) и значительной части учреждений среднего профессионального образования (54%) в ведение субъектов Российской Федерации позволит осуществлять учет реальных потребностей как федерального, так и регионального секторов экономики, а также повысить ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за обеспечение их регионов необходимым количеством специалистов.

В рамках эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разработаны различные модели организации образования на селе. Работа в этом направлении продолжается. Вместе с тем в правительство, палаты Федерального Собрания поступают обращения граждан с несогласием действий отдельных руководителей на местах, направленных на закрытие сельских школ. О значении школы на селе нет необходимости убеждать вас и говорить о последствиях таких скоротечных решений. Их не должно быть. И здесь необходимо помнить, что решение о закрытии сельской школы должно быть обязательно согласовано с сельским сходом. В этом вопросе должны быть всесторонне учтены особенности территорий и муниципальных образований.

Важной позицией является разработка принципов нормативного финансирования учреждений образования. Действующий порядок сметного финансирования должен быть заменен механизмом бюджетного финансирования на основе стабильных подушевых нормативов.

Применительно к общеобразовательной школе я бы поставила на одно из первых мест проблему охраны здоровья учащихся. Все вы знаете о неутешительных результатах недавней диспансеризации детского населения. Безусловно, было бы неправильным искать в системе образования корни явления, имеющего серьезные социальные и экономические причины. Однако неоспорим и такой факт, что за годы пребывания в детском саду, школе, профессиональном учебном заведении дети и подростки отнюдь не избавляются от своих болезней, а активно приобретают новые, среди которых сколиоз, нарушения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, различные неврозы и т.п.

Активнее следует реализовывать уже намеченные планы по улучшению физического воспитания детей и подростков, используя возможности укрепления материальной базы школьной физкультуры. С 2003 г. осуществляются меры по оснащению спортивным оборудованием и инвентарем общеобразовательных учреждений (из федерального бюджета на указанные цели выделено 300 млн. руб.). В Первой летней спартакиаде учащихся России участвовали 5 млн. человек из всех субъектов РФ, эта цифра не может нас не радовать, как не может не огорчать другая - из 64 тыс. школ только 41 тысяча имеет свой спортзал.

Трудно переоценить то внимание, а нередко и тревогу, с которыми миллионы родителей следят за апробацией в школе таких новшеств, как единый государственный экзамен, введение профильного обучения в старших классах. Причем если мнение о едином экзамене, или ЕГЭ, формируется, можно сказать, с чистого листа, то профильное обучение старшеклассников воспринимается большинством родителей через призму многочисленных экспериментов в области трудового, производственного обучения, через которые с конца 50-х годов минувшего века прошли поколения и поколения наших сограждан. В этой ситуации чрезвычайно важна повседневная разъяснительная работа как с родителями, так и с самими школьниками, призванная показать принципиально новые подходы, иные целеустановки перехода к профильному обучению в старших классах. Должна быть создана продуманная система изучения интересов и склонностей учащихся, их профессиональной ориентации, построенной с учетом способностей, физиологических возможностей учащихся, пожеланий их родителей. Конечно, мы никогда не сможем добиться 100-процентного результата в этой работе, но максимально сократить амплитуду колебаний, упростить школьнику выбор хотя бы общего направления дальнейших жизненных планов - важнейшая социальная задача образования, один из показателей его эффективности.

Несколько слов о едином государственном экзамене. Цель, ради которой проводится эксперимент, была понята и поддержана правительством. Совершенно очевидно, что не все так однозначно, как хотелось бы авторам этой идеи. Вам хорошо известно, что мнения по поводу введения системы единого государственного экзамена разделились, и порой, я бы сказала, полярно разделились. Кто-то голосует только «за», но есть и другая категория, которая голосует категорически «против». Правительство согласилось с предложением министерства о продлении эксперимента еще на один год, чтобы дать возможность дополнительно проанализировать результаты, обсудить их со всеми заинтересованными сторонами, снять имеющиеся разногласия и только после этого подготовить соответствующие предложения на дальнейшую перспективу.

Хочу сказать, что результаты всех экспериментов в области образования будут предметно рассмотрены в правительстве, в том числе и на его заседаниях, и только после этого будут приниматься решения. Уверена, что решения в сфере образования должны быть взвешенными, с учетом анализа всех последствий и возможных рисков.

Важнейшей социальной проблемой является повышение эффективности и качества профессионального образования, ценность которого в глазах населения определяется прежде всего трудоустройством выпускников, их востребованностью экономикой страны. У нас в этом плане далеко не все благополучно.

Несколько слов о начальном и среднем профессиональном образовании. Вопрос совершенствования начального профессионального образования был специально рассмотрен на заседании правительства, разработан и утвержден Комплексный план межведомственных мероприятий по данному вопросу, который в настоящее время реализуется. По инициативе ряда субъектов Российской Федерации прошла передача учреждений начального и среднего профессионального образования в их ведение.

В настоящее время в рамках реализации Федерального закона от 4 июля 2003 г. №95-ФЗ и распоряжения правительства от 19 ноября 2003 г. №1672-р готовится Перечень учреждений начального и среднего профессионального образования федерального уровня.

Следовательно, часть учреждений начального и среднего профессионального образования предстоит передать в ведение субъектов Российской Федерации. В этой связи как никогда актуальной становится задача формирования единого регионального образовательного пространства, построенного на основе баланса распределения выпускников образовательных учреждений разного уровня, организационной, экономической и содержательной интеграции. Видимо, на этом пути должны появиться и новые организационно-управленческие решения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.