Комментарий «УГ»

Наша принципиальная позиция - никаких новых предметов в школе! Она и так загружена донельзя. А все, что предлагается, можно и нужно с успехом использовать на уроках физкультуры и ОБЖ или же на кружках, секциях и факультативах.

«Для тех, кто утверждает, что на планете царит мир и нет необходимости в военной мощи, я отвечаю: «Посмотрите на карту мира и перечислите, во многих ли местах в данный момент царит спокойствие... Более того, даже во время устойчивого мира никто не может знать, когда разразится война, поэтому военная подготовка всегда имеет большое значение. Это означает, что простым людям, как и посвятившим себя боевому искусству, следует обучаться боевым приемам». Эти слова принадлежат Масутацу Ояма, создателю стиля контактного карате Кёкусинкай. Но и выдающиеся русские полководцы в своей военно-учебной деятельности много внимания обращали на подготовку войск к рукопашному бою. Так, в первом строевом уставе 1700 года «Краткое обыкновенное учение» были специально введены основы обучения владению огнестрельным оружием со штыком. Обучение рукопашному бою входило в строевую и тактическую подготовку в армиях Румянцева, Суворова, Кутузова...

Следует отметить, что в Вооруженных Силах СССР физической подготовке солдат и офицеров всегда уделяли должное внимание, чего не скажешь о современной Российской армии. Опыт первой чеченской войны убедительно показал слабый уровень физической подготовки многих офицеров ВС и МВД РФ. Об уровне подготовки солдат в этой войне и вообще не стоит говорить.

В связи с этим представляется целесообразным введение в программу подготовки старших классов общеобразовательных учреждений, в программу обучения курсантов военных и милицейских училищ, в боевую подготовку солдат и командирскую подготовку офицеров обязательных занятий рукопашным боем со сдачей экзаменов и соответствующей отметкой в аттестационных документах. В этом, на мой взгляд, одна из первоочередных задач реформы армии и образования в современных условиях.

Поэтому я хотел бы предложить Министерству образования, Министерству обороны и Министерству внутренних дел ввести в программу обучения допризывной молодежи дисциплину «Рукопашный бой». А то ведь дело доходит до абсурда, когда по программе ОБЖ для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений предусмотрено обучение приемам самозащиты от безоружного и вооруженного противника в течение аж 8 часов. А в школе Дзёсинмон-Шоринрю, стиль которой принят на вооружение сотрудниками МВД, обучать приемам противодействия вооруженному противнику учеников школ начинают не ранее того, как ребята проучились 8 лет и получили квалификацию 1 кю, овладев базовой техникой и умением вести поединок с безоружным противником. К чему могут привести попытки применить изучение этих же самых приемов в течение нескольких уроков? По мнению авторов программы и учебников по ОБЖ (Сюньковой и других), ученик или ученица, которые изучили приемы самозащиты за этот период времени, могут смело действовать против ножа, а при попытке достать пистолет мгновенно обезоружат любого, посмевшего это сделать. Я представил себе своих учениц 11-х классов... Нет, одолеть вооруженного негодяя они вряд ли смогут, да и безоружного тоже. Ведь преступники достают оружие вовсе не для того, чтобы продемонстрировать его, они наверняка умеют с ним обращаться, коль носят с собой...

Карате как вид боевого искусства в умелых руках может служить мощным средством и военно-патриотического воспитания молодежи, стать оружием борьбы с завоевателями, за независимость и свободу своей страны, своего народа».

Василий МИКРЮКОВ, преподаватель ОБЖ школы № 136 г. Москвы, директор клуба по изучению восточных единоборств, инструктор по карате