Кстати говоря, сегодня наиболее часто понятие «стандарт» встречается в сфере IT (одной из самых технологически развитых). Раз основной темой в нашей отрасли тоже становятся стандарты - значит и мы выходим на более высокий технологический уровень.

Прежде чем говорить подробно и работать над содержанием и внедрением стандартов, нам всем необходимо договориться о том, что мы понимаем под стандартами в образовании, в чем заключается смысл их создания, внедрения.

В нашем случае стандарт как принятая норма - это отнюдь не шаблон, не трафарет, не лекало, под которое нужно подогнать человека, будто заготовку.

Для сравнения скажу. Мы нередко используем в речи оборот «высокие стандарты», говоря о качестве. Но, согласитесь, было бы нелепо говорить о «высоких шаблонах». Шаблон - значит иначе нельзя. Стандарт - хуже нельзя. Образец - пример, как можно. Творческая натура учителя всегда сопротивляется отождествлению стандарта и шаблона.

В этой связи показательно приведенное на слайде (1) определение, принятое международной организацией по стандартизации, раскрывающее ее цели и принципы.

В таком понимании стандартизация существенно влияет на уровень и темпы развития отрасли. Базируясь на новейших достижениях и передовом опыте, стандартизация не только фиксирует достигнутый уровень, но задает вектор и импульс дальнейшему развитию.

Хочу обратить наше внимание на другое слово, которое гораздо ближе по смыслу к тому, что следует понимать под стандартами в образовании. Это слово - «гарантии», определение которого также приведено на слайде (2).

Стандарт в образовании выступает гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

Гарантия - это нормативно закрепленное обязательство. В этой связи особенно актуален ключевой принцип, взятый за основу в мероприятиях приоритетного национального проекта: деньги в обмен на обязательства.

Таким образом, стандарт в образовании - не шаблон, не прокрустово ложе ограничений, а гарантированное предоставление возможностей.

Это как бы «ограничение снизу», но налагаемое не на граждан, а на систему. Набор требований стандарта предъявляется не к ученику, а к системе образования - что она обязана обеспечить, предоставить. В том числе «стандартная» обязанность школы - чтобы ученикам хотелось в ней учиться.

И именно такой подход, такое понимание стандарта нашли отражение в обновленном образовательном законодательстве.

Стандарт - в первую очередь система гарантий ученику, студенту, семье.

Придя в любое российское образовательное учреждение, каждый гражданин должен быть уверен: «Здесь мне будет предоставлен определенный, известный, устраивающий меня уровень условий - от автобуса, гардероба, столовой и туалета до компьютеров и высокопрофессионального преподавателя по каждому предмету». И действительно получит это.

Если нам удастся обеспечить этот подход, стандарт станет фактором мобильности - и социальной, и профессиональной - учащихся и выпускников, станет основой социального равенства. Стандарт как единая гарантия современного качества образования в каждой обычной, бесплатной школе позволит снять такие ситуации, когда семьи жалуются: «Наши дети бедные, поэтому им хорошее образование недоступно». Пока это все еще одна из самых популярных тем звонков и обращений граждан.

С другой стороны, стандарт - это система гарантий работнику сферы образования. Гарантия права на труд. Гарантия хороших, удовлетворяющих его, позволяющих ему самореализоваться, качественно и результативно трудиться условий труда.

Например, гарантия учителю физики в том, что:

1) он сможет работать в укомплектованной необходимым современным учебным оборудованием лаборатории;

2) по реалистичным программам;

3) он будет обеспечен полноценной преподавательской нагрузкой - как по количеству занятий с учащимися по специальности, так и по числу учеников, которые будут у него учиться.

Как мы видим, если говорить о стандартах как о гарантиях, на важнейшее место выходят требования к условиям осуществления образовательного процесса.

И это оправданно. Было бы ошибкой полагать, что если во все школы «поставить» одинаковые программы и учебники, то на выходе получим одинаковое образование.

Все мы прекрасно знаем, что на практике это далеко не так. Содержание образования, описанное в программе, приходит к ученику как бы перемешанное с укладом школы. И в итоге содержание образования в конкретной школе оказывается таким, каков ее уклад. Примерно как чистая родниковая вода, проходя по трубам, приобретает привкус труб. Что на самом деле получит потребитель, что потечет из крана, существенным образом зависит от труб.

Несомненное и, пожалуй, самое значительное правовое достижение прошлого года (и всех последних лет) - обновление структуры стандартов. В новой структуре впервые требования к условиям закреплены законодательно. Значит, тут мы наконец достигли уровня, достаточного для того, чтобы их стандартизовать. Стандарт становится полноценным.

Кроме того, принят еще ряд ключевых нормативных актов, обеспечивающих переход к обновлению стандартов в образовании. Самые важные представлены на слайде (3).

Причем национальный проект позволит существенно ускорить работы по обновлению образовательного законодательства, повысить их результативность.

Теперь, когда создан нормативный фундамент современного качества образования, это позволяет приступить к содержательному наполнению, формированию стандартов. Предпосылки для этого заданы национальным проектом. В его рамках отработаны, введены в практику ключевые элементы и принципы новых стандартов в системе образования.

Один из ярких примеров - формирование и отработка на практике представлений о современных условиях предоставления образования. К началу конкурсного отбора регионов современные требования к условиям предоставления образования были сформулированы в общем виде.

В течение 2007 года совместно с пилотными регионами разработаны единые индикаторы современных условий предоставления образования. Главным образом, в отношении требований к безопасности и к оснащенности учебным оборудованием. Проведен мониторинг по этим индикаторам во всех школах пилотных регионов.

Практика показала, что провести ежегодный мониторинг всех школ по этим показателям - задача выполнимая. С нынешнего года к мониторингу подключились 10 новых регионов, но мы готовы и предлагаем поэтапно присоединять все субъекты Российской Федерации. По аналогии с тем, как в регионах, внедряющих комплексные проекты, данные по всем параметрам мониторинга собираются с уровня каждой школы, даже той, которая пока не перешла на новую систему оплаты труда или еще не получила финансовую самостоятельность, так и по ряду показателей стоит перейти на сбор данных по всем регионам. И начать надо как раз с этого ключевого показателя - со сбора данных об условиях в школах по технологии, отработанной в пилотных регионах в 2007 году.

Основная тенденция на перспективу, которая уже явно прослеживается в этой разработке, - все требования к условиям предоставления образования свести под «общую рамку»: создать не отдельные документы Санэпиднадзора, Пожнадзора и т.п., а единый нормативный документ, определяющий современные условия в школах как часть стандарта.

Отмечу один из главных результатов реализации приоритетного национального проекта. Сегодня в требования к результатам, а через них и к программам, включают не только ориентацию на традиционно понимаемые учебные достижения типа умения решать квадратные уравнения, но и на то, что мы привыкли называть внеучебными достижениями. На то, что мы считаем сегодня ключевыми компетентностями: умение в сотрудничестве с другими добывать, создавать знания и успешно применять их в жизни.

Однако, говоря о стандартах в системе образования, следует иметь в виду не только непосредственно образовательный стандарт как требования к структуре образовательных программ, условиям их осуществления и результатам. Полезно подумать о стандартах и в более широком смысле, охватывая и новые стандарты деятельности, стандарты механизмов в системе образования.

Если образовательный стандарт - это стандарт уклада школьной жизни, то стандарты в образовании - это стандарты механизмов формирования уклада учреждения.

И в их формировании роль приоритетного национального проекта еще более существенна. В первую очередь речь идет о том, что национальный проект, и в особенности комплексные проекты модернизации образования, задали образцы и предпосылки новых стандартов финансовых механизмов и механизмов управления образованием.

Основа нового стандарта финансирования - механизм ресурсного обеспечения школ по нормативно-подушевому принципу в условиях финансовой самостоятельности школ. Так называемое формульное финансирование.

Новые стандарты финансирования задает также конкурсный принцип финансовой поддержки инициатив, сонаправленных с основными векторами модернизации образования.

Сложились общие для всех регионов подходы к формированию системы оплаты труда. Их суть в том, что оплата труда зависит в первую очередь от достигаемого качества, от интенсивности, в том числе от количества учеников.

Готовности к введению и принятию профессиональным сообществом дифференцированной оплаты труда способствовало то, что в предыдущий период в рамках ежегодного конкурсного отбора десяти тысяч лучших учителей уже прошли апробацию федеральные критерии и процедуры оценки результатов работы педагогов с общественным участием.

Данные «формульные» механизмы получения и распределения школой финансового ресурса при грамотных механизмах управления мотивируют и педагогические коллективы в целом, и каждого учителя на качественный труд; делают их сторонниками оптимизации и повышения эффективности финансовых расходов. Приходит осознание работниками образования того факта, что бюджетные средства общество выделяет не учреждениям на их существование, а гражданам и семьям на приобретение качественного образования.

Теперь о новых стандартах управления образованием. Они обозначены на слайде (9). Прокомментирую управление по результатам, когда задаются четкие целевые параметры результатов и отслеживается ход их выполнения.

Например, в мониторинге комплексных проектов отслеживаются четкие, единые для всех, понятные показатели. Сегодня эти показатели приходится отслеживать у себя всем регионам, даже пока не участвующим в мероприятии.

Показатели комплексных проектов тесно пересекаются с таким стандартом управления, как параметры эффективности деятельности региональных органов власти, закрепленные в соответствующем указе президента. Уже сейчас при оценке деятельности губернаторов учитываются переход образовательных учреждений региона на подушевое финансирование и система оплаты труда в соответствии с рекомендованной министерством модельной методикой, а также ряд других параметров. В будущем они будут еще более синхронизированы. В частности, мы предполагаем, что туда войдет наполняемость старшей ступени, доля фонда оплаты труда учителей и другие. Соответствующие работы ведутся.

К новым стандартам управления образованием можно также отнести реализуемые принципы:

деньги в обмен на обязательства;

поддержка лидеров;

открытость, публичность деятельности системы;

полноценное общественное участие в принятии ключевых управленческих решений;

стимулирование процессов самоуправления, самооптимизации в элементах образовательной сети, укрупнение этих элементов одновременно с дифференциацией внутри них.

Единицей управления становится не отдельная школа, а школьный округ, у частей которого появляется своя специфика, «разделение полномочий», в котором происходит такое перераспределение образовательных ресурсов, что у каждого школьника появляется возможность их максимального использования.

Пока этот подход реализуется в первую очередь в сельской местности (базовые школы, социокультурные комплексы) при сохранении и усилении особого внимания к тем детям, которые живут в труднодоступных селах.

Но очевидно, что сохранение в городах ситуации, когда все школы имеют с 1-го по 11-й класс, зачастую по одному в параллели, не только экономически невыгодно, но и лишает многих ребят, особенно старшеклассников, возможности обучаться по всем предметам с использованием полноценных современных лабораторий и у высококвалифицированных учителей.

Новые финансовые и управленческие механизмы очень педагогичны, так как приводят в конечном итоге к возможности каждого школьника учиться в педагогически «правильной» школе, где есть все необходимые условия для формирования индивидуальной образовательной программы и приобретения качественного образования.

Так что экономическая эффективность и педагогическая результативность отнюдь не противоречат друг другу и благодаря новым финансовым и управленческим механизмам тесно связаны между собой.

Не случайно понятия «стандарт» и «стандартизация», как мы увидели из определений, ключевым образом связаны с понятием «эффективность».

То есть мы фиксируем как стандарт такую систему управления и финансирования, которая обеспечивает наивысшую эффективность системы, оптимальное соотношение «результат - затраты», конкурентоспособность образования как типа услуг и в конечном итоге его современное качество, востребованное гражданами.

Все выработанные принципы универсальны не только в рамках территорий, обеспечивая всем гражданам России равные гарантии, но и во всех секторах, на всех уровнях образования, обеспечивая единый подход, интеграцию как в самом образовании, так в перспективе и образования с другими отраслями социальной сферы. Так как все они работают в конечном счете на одну задачу. Ведь каждому гражданину, каждой семье важно получить гарантированную, качественную во всех отношениях социальную услугу, и не важно, где именно это произойдет.

Сегодня для многих семей решающим при выборе места жительства становится уже не фактор наличия рядом здания с табличкой «школа», а возможность обеспечить детям образование современного качества.

Таким образом, у современных стандартов в образовании несколько основных предназначений. Стандарт - это:

система равных высоких социальных гарантий гражданам;

основа эффективности функционирования образования;

универсализация наиболее эффективных механизмов управления системой.

И таким образом, формируя и внедряя новые стандарты, мы движемся по пути создания новой, современной модели образования.