У входа в Центральный музей Великой Отечественной войны гостей встречают гусары. Недалеко от входа под нависшей богиней Никой и монументом Победы оркестр играет марши. В нижнем ярусе музея, в гардеробе, царит XIX век. Наташи Ростовы и Пьеры Безуховы готовятся к выходу в свет. Впрочем, долой чинность. Вчерашние школьники с горящими глазами разбрелись по помещению, шумя и переговариваясь. Ребята обнаружили в гардеробе отличный артефакт - автомат, с помощью которого можно самостоятельно сделать себе сувенир. Этим они и занимаются - формируют оловянные медальки. Девушки красуются друг перед другом платьями и фотографируются. Между парочками скользят взрослые дамы в бальных нарядах с веерами. Судя по их опытному виду, кринолин для них такое же само собой разумеющееся явление, как и высокая прическа с буклями. «Построиться парами!» - командуют воспитатели. Ребята послушно выполняют распоряжение. Девочки манерно придерживают кринолины, а мальчики непременно заносят правую руку за спину. Под руку, процессией, они отправляются в залу.

Большой зал полон гостей. А на широкой парадной лестнице, будто специально для балов предназначенной, стоят пары - дама и кавалер. У подножия лестницы - широкая ваза-купель, полная алых роз. Бал открыло музыкальное дефиле воспитанниц девятого кадетского корпуса. А потом был «величественно-гордый» полонез. Кадеты под руку с девушками в пуантах и балетных пачках спустились в зал и исполнили танец.

«Девушки, вы тоже из кадетов?» - спросила я их позже. Девочки в тот момент были увлечены «бальной почтой», и вопрос их, кажется, даже обескуражил поначалу. Поэтому в ответ был сначала смех, потом смущенное: «Нет, мы из хореографического училища - школы классического танца в Коломенском».

- То есть вас специально пригласили на бал? Долго готовились к торжественному выходу?

- Мы с кадетами постоянно танцуем, поэтому недолго. Специально почти совсем не готовились.

- Наверное, это уже не первый ваш бал? Уже не волнуетесь?

- Нет, бал как раз первый. Но мы с ними давно танцуем, поэтому не волнуемся.

Требовавшая немалой внимательности почта - это множество кармашков, каждому из которых был присвоен свой номер. Кавалеры и дамы также были «пронумерованы» загодя. Система проста - при виде милого тебе воспитанника запоминаешь номер, пишешь ему послание и отправляешь в кармашек «почты». Ее кадеты проверяли на наличие записок постоянно. Движущая сила почты, как оказалось, находится в глубине зала. Там на диванах удобно расположилась притомившаяся от танцев молодежь, сосредоточившая все свое внимание на написании писем. В основном это были девушки.

«Кадетский бал объявляю открытым. По правилам этикета бал начинает церемониальный вальс», - прозвучало после торжественного полонеза. Пара за парой кадеты и кадетки выходят в центр бального зала. Следом распорядитель бала продекламировала: «Такой стремительный и бурный зал наполняет вальс фигурный», - и призвала вальсирующих кавалеров и дам образовать два круга - внешний и внутренний - для удобства танцующих. Тут надо сказать, что такое предложение было нелишним. Для растущего числа кадетских корпусов и увеличившегося числа кадетов зала была уже несколько маловата. Около ста танцующих пар вместе с гостями вечера, как выяснилось, занимают довольно-таки много жизненного пространства. Приглашенные и фотографы скопились также на балюстраде зала. Впрочем, не сказать, чтобы выпускников кадетских корпусов это тревожило. С блеском в глазах, пересмеиваясь и напуская на себя смешно-серьезный вид, они танцевали вальс.

«К этому балу мы особенно не готовились, - рассказывает Анжелла Королько, преподаватель хореографии Московского казачьего кадетского корпуса имени Шолохова. - Это систематические занятия, которые проходят во всех кадетских заведениях постоянно. Если бы мы готовились только к кадетским балам, то у нас не осталось бы времени ни на учебу, ни на спартакиады, ни на олимпиады. Это планомерный систематический труд. А бал - это только результат годовой работы». По ее словам, пары, за соблюдением которых, казалось, так строго следили, не формируются специально. Это дети, которые занимаются в коллективе исторического бального танца. Они вольны сами выбрать себе партнеров и выступать на мероприятиях так, как они желают. Между тем кадетские балы в России - давняя традиция. Первый бал прошел 275 лет назад. В этом году количество участников кадетского бала увеличилось вдвое. Кроме того, 120 девушек из различных гимназий и лицеев столицы прибыли на бал специально за час до его начала.

Танец следовал за танцем, полька за вальсом, танго за кадрилью. «О! Я хочу танцевать танго!» - пропела девушка рядом и направилась в центр зала, туда, где суета рождала танец. На ее месте как из-под земли появился низенький кадет, важно проверил свой кармашек «бальной почты» и, обнаружив послание, исчез в диванной глубине зала.

«Тут так много пар, смотрящихся настолько органично, что возникает закономерный вопрос: много ли уже кадетских семей появилось за эти годы?» - спрашиваю я Анжеллу Королько.

- Кадетское образование очень молодо, ему еще только десять лет. Поэтому как таковых кадетских пар ждать рано - они еще студенты. Хотя среди моих выпускников пары уже есть. И есть уже даже детки. Но вы поймите, они же не на кружке влюбляются и не во время балов, а в процессе обучения. Это и спартакиады, и выездные лагеря в Тучково. Мы вообще стараемся устраивать мероприятия таким образом, чтобы кадеты разных учреждений общались как можно больше и чаще. Только тогда мы достигнем нашей цели - большой и дружной кадетской семьи.

Преподаватель истории кадетской школы №1700 Московского объединенного морского корпуса в Строгине Любовь Осипова в кадетском образовании работает с самого начала его возрождения, то есть уже десять лет. В прошлом году у нее был первый полноценный выпуск (полноценным выпуск считается, когда дети отучились все семь лет). Она ведет класс, в котором совместно учатся мальчики и девочки. «Очень талантливые дети, - улыбается она. - Причем девочки не только не уступают мальчикам по успехам, а даже их в некоторых вещах превосходят. Прекрасно ходят в походы, великолепно вяжут морские узлы».

Кстати, преподавательницы не считают, что занимаются именно возрождением традиций кадетского образования. По их словам, они эти традиции продолжают. «Многие педагоги к этому постоянно стремились, постоянно над этим работали, пусть и находясь в тени в патриотических клубах, в пионерских лагерях, - уточняет Анжелла Королько. - Сейчас же люди, озабоченные продолжением традиций кадетского образования, просто вышли на свет. По сути, пионеры от кадетов отличаются лишь ситуацией». Впрочем, не столько ситуация формирует кадета, сколько кадет ситуацию. Кадетское образование в исконном своем смысле - это образование классическое. То, которое давалось кадетам еще до революционных преобразований Российской империи в Советский Союз. Однако не только умение красиво вальсировать или танцевать мазурку отличает кадетов от выпускников обычных школ. Кадетское образование прежде всего готовит гражданина. «А куда этот гражданин будет прикладывать свои знания - уже не важно», - подытожила Анжелла Королько.

Между тем третье, последнее, отделение бала подходит к концу. Уменьшается и количество людей в зале. Становятся видны в подробностях платье каждой дамы и выправка каждого кавалера. Гусар уже покинул свой пост у входа в музей. А оркестр под стелой играет последние ноты марша. Бал близится к закрытию. Но музыка пока еще продолжает играть. У одной из колонн зала сидела пожилая женщина - музейный смотритель. Казалось, что она вся превратилась в слух и зрение. Не замечая никого вокруг, она с улыбкой провожала каждую пролетавшую мимо нее вальсирующую пару. И покачивала головой то ли в такт вальсам и падеграсам, то ли в такт своим воспоминаниям.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)