Комментарий «УГ»

Финансирование государством мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама осуществляется по следующим направлениям, если учитывать всех организаторов, исполнителей и привлеченных соисполнителей и так далее:

Из федерального бюджета Российской Федерации:

- в рамках приоритетного национального проекта «Образование»,

- по программам государственной политики в области демографии,

- по федеральным целевым программам в области культуры и образования,

- по федеральным программам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму, с финансированием некоторых видов деятельности по закрытым бюджетным статьям,

- в рамках грантовой поддержки некоммерческих организаций, созданных мусульманскими религиозными организациями, иных организаций - по программе поддержки неправительственных некоммерческих организаций.

Из бюджетов субъектов Российской Федерации:

- по программам государственной политики в области демографии,

- по региональным программам по развитию национальной культуры и по противодействию экстремизму и терроризму,

- через механизмы безвозмездной передачи имущества, земельных участков, предоставления различных льгот, оказания помощи в реставрации и содержании культовых зданий, являющихся памятниками истории и культуры, установления льгот по оплате коммунальных платежей,

- в рамках грантовой поддержки некоммерческих организаций, созданных мусульманскими религиозными организациями, иных организаций - по региональным программам поддержки неправительственных некоммерческих организаций.

из государственного бюджета разработки и производства сторонними подрядчиками, в том числе государственными образовательными и научными учреждениями, необходимых для развития мусульманского религиозного образования продукта (учебно-методическое обеспечение, интернет-ресурсы, переводы материалов с иностранных языков и пр.).

Из Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, созданного сравнительно недавно с целью дополнительного финансирования мероприятий по реформированию исламского образования, планируемых проектов и аккумулирования средств, поступающих по линии Организации исламской конференции и исламских благотворительных организаций. По словам сотрудника Администрации Президента РФ, члена правления фонда Алексея Гришина, Исламский банк развития в 2008-2009 годах должен перечислить в российский Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования 1,5 млн долларов США на гуманитарные проекты. В одном из интервью Гришин подтвердил, что принимает самое непосредственное участие в распределении грантов из средств этого фонда.

Продолжение. Начало в №27

Возможно, еще 40000 долларов США можно потратить на переводчиков (хотя не вполне ясно, зачем они тут нужны) или на офисные помещения (хотя офисами все активные группы участников будут обеспечены в рамках плана). Спрашивается, а куда же пойдут оставшиеся деньги?

Вообще изучение финансовых сценариев - чрезвычайно увлекательное дело. Например, в рамках проекта запланировано «Определение потребности в специалистах по направлениям подготовки (специальностям) «искусства и гуманитарные науки», «культурология», «регионоведение», «социология» в Приволжском, Северо-Западном, Центральном и Южном федеральных округах», и на это только в 2007 году планировали потратить почти миллион долларов, а в 2008-м, 2009-м и в 2010 году - по 20 миллионов рублей. Между тем, считает Игорь Понкин, можно было запросить о существующих у них потребностях либо мусульман, либо заинтересованные государственные органы, получить ответы и сэкономить почти 3,5 миллиона долларов бюджетных средств.

Вообще чрезвычайно интересен механизм определения объемов финансирования проекта. Приказом Федерального агентства по образованию (Рособразования) от 26.11.2007 №2153 «О выделении ассигнований из федерального бюджета на поставку товаров в 2007 году по итогам открытого аукциона «Закупка и поставка подведомственным Рособразованию образовательным учреждениям высшего профессионального образования оргтехники и компьютерного оборудования» Управлению программ в сфере образования и размещения государственного заказа было предписано предусмотреть выделение ассигнований из федерального бюджета на оплату поставки товаров по итогам открытого аукциона «Закупка и поставка подведомственным Рособразованию образовательным учреждениям высшего профессионального образования оргтехники и компьютерного оборудования» (И-2) по направлению расходов «прочие нужды», по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации на сумму 50000000 руб. и обеспечить заключение государственного контракта с закрытым акционерным обществом «Би-Эй-Си». Управлению учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» было предписано обеспечить рассмотрение и приемку результатов исполнения обязательств ЗАО «Би-Эй-Си» в соответствии с условиями государственного контракта, а также предоставление зарегистрированных Управлением программ в сфере образования и размещения государственного заказа актов сдачи-приемки исполнения обязательств по государственному контракту в Управление бухгалтерского учета и отчетности. Этим же приказом Управлению бухгалтерского учета и отчетности было поручено обеспечить перечисление денежных средств по государственному контракту, заключенному с закрытым акционерным обществом «Би-Эй-Си», в рамках выполнения Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах по направлению расходов «прочие нужды» по вышеуказанной статье расходов и в указанном размере.

Приказ Федерального агентства по образованию от 01.10.2007 №1840 наделил конкурсную комиссию №12 «Электронные образовательные и сетевые ресурсы» Федерального агентства по образованию полномочиями по принятию решения о победителе открытого конкурса «Создание и поддержка специализированного сайта в сети «Интернет» по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама», проводимого в 2007 году в рамках Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах, финансируемого за счет средств федерального бюджета. Этим же приказом Рособразование наделило Аукционную комиссию Рособразования по федеральным целевым программам полномочиями по принятию решений о победителях аукциона «Закупка и поставка подведомственным Рособразованию образовательным учреждениям высшего профессионального образования оргтехники и компьютерного оборудования», проводимого в 2007 году в рамках того же Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007-2010 годах.

Как указывалось в информационном докладе «Об итогах работы Федерального агентства по образованию в 2007 году», подготовленном к расширенному заседанию коллегии Рособразования 27.02.2008г., в ходе рассмотрения несогласованных вопросов по предельным объемам бюджетного финансирования по действующим обязательствам Минфином России было принято решение предусмотреть выделение Рособразованию дополнительных ассигнований в рамках действующих обязательств на подготовку специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2008-2010 годах ежегодно по 300 млн рублей. Всего на помощь мусульманским религиозным организациям в 2007 году, по словам одного из чиновников, «при активном участии государства» было направлено в целом около 800 млн рублей (почти 35 млн долларов США). Откуда же берутся эти деньги, из каких источников?

Теперь нужно, конечно, посмотреть, кого же будет готовить система образования за такие, прямо скажем, огромадные деньжищи. В проекте об этом сказано так: «Совместно с традиционными исламскими объединениями провести реформу и упорядочение системы исламского образования, сделать его способным обеспечить подготовку достаточного количества лояльных государству специалистов для работы в этих объединениях (священнослужителей, преподавателей исламских учебных заведений, служащих аппаратов духовных управлений и издательств). Для организации противодействия дальнейшему распространению радикального ислама в ближайшие 5-7 лет (3 полных образовательных цикла среднего профессионального и высшего образования) потребуется подготовить около 2000 таких специалистов со средним специальным и около 1300 - с высшим образованием, в том числе 800 имамов-хатыбов, 300 преподавателей исламских учебных заведений и 200 работников аппаратов духовных управлений, издательств и т.д. Приведенные расчеты основаны на современных потребностях в специалистах такого рода и имеющихся возможностях исламских учебных заведений. В дальнейшем в ходе совершенствования сферы исламского образования эти цифры могут быть пересмотрены в сторону увеличения.

Реформа исламского образования должна привести к сокращению количества официально зарегистрированных исламских образовательных учреждений за счет укрупнения и формирования 5-6 исламских университетских центров (с высшими и средними учебными заведениями) на базе имеющихся исламских университетов в Москве, Казани, Уфе, Махачкале и др.

В ходе реформы предполагается оказать значительную материальную, организационную и методическую помощь этим центрам, ускорить (во взаимодействии с ними) доработку и утверждение Минобрнауки России исламского компонента государственного образовательного стандарта по специальности «теология». Исламским образовательным учреждениям (как и религиозным образовательным учреждениям других конфессий) будет предоставлено право проходить государственную аккредитацию, реализовывать некоторые светские государственные образовательные стандарты, например, по филологии (арабской), востоковедению, религиоведению, теологии и выдавать выпускникам диплом государственного образца.

Пункт 3 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» дает возможность в рамках мероприятий по поддержке исламского образования создать в исламских вузах кафедры по преподаванию светских социогуманитарных дисциплин (история России, обществознание, регионоведение, теология и др.) в виде филиалов кафедр государственных вузов. Эти кафедры могут быть созданы на основе договоров о сотрудничестве между государственными и исламскими вузами и содержаться за счет бюджетных средств, выделенных на реализацию специальных программ Минобрнауки России. На обеспечение деятельности таких кафедр с учетом их технического оснащения в ближайшие 7 лет (3 полных образовательных цикла) потребуется до 320 млн руб. (20 кафедр по 2 млн руб. в год, а также по 2 млн руб. на техническое оснащение).

Наполнить ежегодным реальным финансированием и реализовать разработанную Минобрнауки России «Комплексную программу содействия развитию сферы религиозного образования на 2005-2015 гг.», которой предусматривается возможность целевой подготовки около 600 специалистов для духовных управлений мусульман и исламских образовательных учреждений в государственных университетах (в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени) по светским государственным программам высшего образования (регионоведение, востоковедение, религиоведение, теология и т.д.), проведение в этой сфере научных исследований и ситуативных мониторингов, а также разработка и реализация системы содействия исламским учебным заведениям. Дополнить программу в соответствии с планами по оказанию поддержки реформированию исламского образования и созданию в исламских вузах кафедр по преподаванию светских социогуманитарных дисциплин в виде филиалов кафедр государственных вузов, предусмотрев в ней их финансирование.

С целью реализации упомянутой выше комплексной программы и содействия реформе исламского образования образовать Межвузовский консорциум по поддержке исламского образования при Минобрнауки России (согласовано с руководством министерства и ректорами вузов). Создание такого консорциума (без образования юридического лица) позволит вузам составлять и координировать программы, а также направления подготовки специалистов-исламоведов, проводить мониторинг потребностей в них религиозных организаций и госучреждений, оказывать организационную и методическую помощь собственно исламским учебным заведениям.

Предусмотреть финансирование деятельности консорциума через «Комплексную программу содействия развитию сферы религиозного образования на 2005-2015 гг.» Минобрнауки России.

Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерству регионального развития Российской Федерации предписано обеспечить реализацию в Южном федеральном округе проекта и создать на базе существующих исламских учебных заведений двух крупных исламских образовательных центров: в Махачкале (на базе Северо-Кавказского университета им. Мухаммада Арипа) и в Нальчике (на базе Исламского института). Этим министерствам была также поставлена задача - рассмотреть возможность создания аналогичных центров в Приволжском федеральном округе на базе исламских университетов Казани и Уфы.

Продолжение следует