Анатолий Каспржак, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук:

- Существует такое мнение, что школа занимается профориентацией, но думаю, что оно сильно устарело, потому что школа если и может заниматься профориентацией, то на профессию учителя. Когда учительница в летах начинает агитировать за то, чтобы человек был, предположим, слесарем, как было при советской власти, когда мы сдавали отчет о наборе в ПТУ, это смешно. Профориентацией занимается телевизор, профориентацией занимается радио, профориентацией занимаются средства массовой информации. Кроме того, ребенок ведь не в изолированном мире существует. Всем понятно, что чиновнику сегодня хорошо, неплохо программисту. Ребята еще не понимают, что не так хорошо бизнесмену, но им кажется, что если Абрамович покупает яхту, «Челси» и дом в Лондоне, то они тоже все так же купят и все будут Абрамовичами. Только обидно для меня, например, как представителя в общем свободной профессии, что знаменитая триада «учитель, инженер, врач», которая была абсолютно замечательна в разных вариантах, сменилась набором других профессий.

Когда мы говорим «профориентация», то у меня всегда в голове сидит стереотип. Я вспоминаю педагогический совет, предположим, 1982 года, на котором меня, как заместителя директора по воспитательной работе, ругают за то, что мы не выполнили план- направление в ПТУ. Если в таком плане, то школа не должна заниматься профориентацией. Если же мы говорим о том, что школа должна создать условия, чтобы ученик, подросток, молодой человек, выходящий в жизнь, стал понимать, какой вид деятельности ему ближе всего, тогда, конечно, школа этим должна заниматься. Нужно создать условия для того, чтобы ученик старших классов, а может быть, и подросток в средней школе стали понимать, что для них категорически неприемлемо, а что приносит удовольствие.

Наша школа вообще устроена так, что она долгое время была ориентирована на то, чтобы ученик прямо со школьной парты через институт и аспирантуру приходил в ученый совет. Престижным считался единственный вид деятельности - интеллектуальный. Наверное, это время ушло, если 5 процентов людей ориентированы на то, чтобы пойти в ученый совет, то все остальные чувствуют себя несчастными, однако школа продолжает пропагандировать единственный способ удачности в этом виде. Поэтому наши отличники подчас менее удачливы в жизни, чем наши троечники.

Я вспоминаю, как в 60-е годы к нам в школу приехал космонавт Николаев и мы около Курского вокзала бежали за машиной, машина была только у космонавтов. Не только у космонавтов, но прежде всего у космонавтов. Это было одно от другого неотделимо: успех в жизни, общественное признание и материальное благосостояние.

У финнов есть такая замечательная формула: школа должна создать условия для формирования у человека осознанной занятости. Что такое осознанная занятость? Это когда человек должен уметь соотнести то, что он может, с тем, что он хочет. Для этого нужно предоставить ребенку возможность выбора. Иван Ильич, знаменитый философ 60-х - 70-х годов, югослав, живущий в Америке, сказал, что образование - это процесс свободного определения каждым учащимся своего места в жизни обучения, то есть того места, которое знание должно занять в его жизни. Для этого нужна масса проб. Для этого не надо после уроков делать профориентацию.

Сегодня психологи, социологи, разные прочие профессионалы сопровождают выбор ребенка. Но это нельзя делать после того, как ребенок выучит физику. Надо понимать, зачем он учит физику, для того, чтобы понять, как этот способ мышления, это знание будет соотнесено с его стремлениями. То же самое я могу сказать про историю, про литературу, про любые другие науки. Но у нас учитель истории учит истории, потому что он считает, что в классе сидят все историки, даже если он, извините, работает в физматшколе.

Иван Внуков, учитель истории и обществознания лицея №1502 при МЭИ:

- Я думаю, что профориентацией в большей степени занимается сегодня сама жизнь. Востребованность в энергетике велика, и, может быть, это особенность нашего учебного заведения, да и лицейской системы образования в целом, что идет ориентация на вуз. Поэтому, поступая в лицей, ребята ориентируют себя на инженерные специальности и делают это очень даже успешно. И не только парни, которых у нас большинство, но и девчонки тоже. Они поступают, успешно учатся, многие подходят и спрашивают, что именно в энергетической сфере считается наиболее востребованным, разговаривают на эту тему с родителями. МЭИ проводит очень серьезную работу, в последнее время поворот к техническим специальностям все-таки наметился. По крайней мере, мы видим: из того огромного массива, который проходит через наш лицей №1502, многие идут учиться в технический вуз.

Школа не должна, наверное, быть той школой, какой она была в конце 50-х, - трудовой, политехнической с производственным обучением, когда учеников силой загоняли в производственно-учебный комбинат, готовили на рабочие профессии. Эти профессии потом пригодились, может быть, одному-двум ученикам из класса, а может быть, и никому не пригодились. Но есть и другая крайность, которая сложилась в последнее время, - школа ушла из многих сфер, и, наверное, нужно готовить ребят к пониманию того, что такое наш мир сегодня. Ребятам должна быть доступной информация о прогнозе развития государства и вообще экономического развития на перспективу. Работать в школе нужно ювелирно, используя для профориентации и психологическую, и социологическую службы, выстраивая некоторую систему. Может быть, одной школе это не под силу, и тут нужно сотрудничество с вузами, совместная работа целой группы школ по сетевому принципу.

О выборе профессии уже начинают задумываться учащиеся восьмого класса, потому что к концу девятого нужно принимать какое-то решение.

Я переписываюсь с одним учеником, который недавно поступил к нам в лицей, и поинтересовался, нужна ли работа по профориентации. Он рассказал, что в школе у них был такой урок, но это была профанация: учебников нет, специалистов нет, о специальностях не говорят.

Такая бессистемная работа, конечно, вреда не принесет, но пользы уж точно не будет.

Я бы не стал так пугаться слов «польза для страны», другое дело, как увязать это определение с тем, что ты можешь сделать, в том числе и для себя. Школа должна думать, как успешно построить жизнь молодому человеку, давая определение, что же такое успешная жизнь, она должна раскрыть его способности, помочь найти середину между хочу и могу. Ведь мы в детстве все хотели быть космонавтами и летчиками, были успехи страны, в школу приходили представители этих специальностей. Потом мальчишки и девчонки стали видеть другое, и нужно видеть их реальные возможности, говорить: «Петя, Маша, давайте посмотрим, какие у вас задатки». Я, например, в свое время полтора года мучился в политехническом институте, и хорошо, что вовремя оттуда ушел. А ситуация была такой, что раз в эту систему попал, то надо и работать. У нас есть такие ученики, которые говорят так: «Второе я выберу для души, а первое, так и быть, по маминым советам либо потому, что просто оказался там». Мальчишкам принять решение и сделать свой выбор сегодня сложнее: они жутко боятся вылететь из института и попасть в Вооруженные силы. Но правильный выбор все равно важен.

Школу сегодня не ругает только ленивый, но в педагогику нужно звать молодежь, нужно звать молодых людей, чтобы в школах были коллективы мужские, а не только женские. Базисный план образовательного учреждения сегодня предполагает изучение различных предметов. У нас лицей при Энергетическом институте, но на серьезном уровне наши ученики изучают историю, литературу, различные элективные курсы. Когда в конце 80-х - начале 90-х годов появилась система лицейского образования, это было правильное решение, система «школа - вуз» себя оправдала, но сегодня эта система испытывает большие проблемы, потому что впереди ЕГЭ, и остается немного от той модели, которая есть. Попытки создания школ нового типа, которые сегодня предпринимаются, профильных школ сегодня не подкреплены какой-то юридической базой. Но пока еще ученик делает выбор, зная, при каком вузе находится лицей. Поступая в лицей, он выбирает один из профилей, которые мы ему предлагаем, пройдет практику на базе МЭИ, увидит реальную ситуацию. Потом он будет поступать не просто в вуз, он уже в девятом-десятом классе выбирает специальность. Вот такая модель, как мне кажется, хорошо работала и работает, может помочь ученику определиться с техническими специальностями. Не так давно президент оговорился (или не оговорился?!), что через несколько лет у нас 70 процентов молодых людей будут предпринимателями. Мне кажется, что это ошибка, потому что не понятно, где остальные будут находиться.

Светлана Котеленец, учитель технологии школы №54, финалист конкурса «Учитель года Москвы-2003», победитель в номинации «Технология»:

- Я - учитель. Я - художник. Я - личность. Эти три «Я», наверное, и составляют смысл и основное содержание моей жизни. А что в жизни может быть важным для человека? Деньги? Слава? Любовь? В ряду значимых назову успех. По-моему, любой человек, будь то ребенок или взрослый, должен ощущать себя успешным. Поэтому я и занимаюсь с девочками разработкой проектов, направленных на создание конкурентоспособных изделий. Для детей проект - это еще и возможность самореализации. Наверное, я люблю бессонные ночи, бурные споры, обсуждение идей, неожиданные открытия. А когда все получается, то в глазах моих детей светится успех.

Умение держать себя в состоянии бодрости, способность выдержать высокий жизненный ритм, желание переделать за день тысячу дел, самосовершенствуясь при этом, не останавливаясь на достигнутом, не успокаиваясь (ведь не зря говорят о нас «...мы все ученики в великой школе жизни...»), стремление учиться у своих коллег, учеников - таким я вижу современного учителя, к такому стараюсь стремиться сама. Я представляю своей предмет и как род искусства, считаю, что мало уметь преподать знания, необходимо еще заворожить, очаровать, вовлечь в стихию поиска и творчества, ведь научить можно только тому, что любишь сам.

Многое, что я люблю делать в своей жизни, - ухаживать за цветами, вышивать, заниматься росписью по шелку, принимать гостей, искусно готовить, составлять букеты и композиции, шить шикарные вещи для своих друзей и близких, всем этим я и стараюсь поделиться со своими учениками.

В последнее десятилетие московские школы совершили невообразимый прорыв в области применения современных технологий. Да, будущее общество - информационное, даешь знания по ПК! Да, мы входим в мировую экономику, нужно знание иностранных языков. Да, все озабочены проблемой оттока «мозгов» за рубеж - преступлением перед следующими поколениями.

А не ошибку ли мы совершаем, забывая, что каждый наш ученик - это в будущем мужчина и женщина, отец и мать? Где же наша история, традиции, связь времен и вещи рукотворные?

Воспитание женственности в своих ученицах - один из моих педагогических принципов. Через любовь к своему делу, через творчество и красоту, через развитие индивидуальности, самостоятельности, эстетической культуры я стараюсь приумножить духовное богатство подрастающего поколения. Ведь разве не богат человек, владеющий каким-либо мастерством? Умение многое делать (и хорошо делать!) собственными руками для себя и своих близких - залог детской уверенности завтра.

Моя особая гордость - ставший уже школьной традицией итоговый праздник - конкурс «Планета мод», проходящий в конце мая, на котором, подводя итоги своей работы за год, видя, что все удалось, зал полон, глаза детей светятся радостью и гордостью, и вместе с ними я сделала еще одно общее и нужное дело, я еще и еще раз убеждаюсь, что «нужно любить то, что ты делаешь, и тогда труд возвышается до творчества»!