Любовь Глебова так определила задачи своего ведомства: «В министерстве готовят нормативно-правовую базу с учетом тех предложений, которые дает Рособрнадзор. Она, конечно же, должна и может учесть все возможные пожелания вузов по правилам приема: что непонятно, что недопрописано. Речь идет о подготовке такой добротной нормативно-правовой базы, чтобы вузам было удобно ею пользоваться, чтобы возникало как можно меньше вопросов в связи с правилами приема в вуз, но при этом меняются не нормы и не закон». По словам Глебовой, 2008 год в истории ЕГЭ станет своего рода поворотным: «Лицом вступительных экзаменов этого года стала обязательность приема вузами результатов ЕГЭ у абитуриентов по тем предметам, которые они сдавали в регионе проживания». «В предыдущие годы вузы сами проявляли желание принимать результаты ЕГЭ, - отметила представитель Рособрнадзора. - Но в этом году прием результатов ЕГЭ носит обязательный характер и в связи с этим, конечно, возникает какое-то количество вопросов, которые мы попытались на сегодняшний день обсудить». Разговор с ректорами, по ее словам, получился довольно детальным, что показывало хорошее знание ректорами законодательных норм. Вопросы касались скорее правоприменительной практики. «Разговор был настолько спокойным, что никаких вопросов, которые можно выделить как требующие отдельного рассмотрения или вызывающие сильную тревогу, не было, - сказала она. - Все вопросы были очень рабочие». Тут стоит отметить, что мнение самих ректоров узнать не представлялось возможным: мало того, что заседание проходило в обстановке повышенной секретности, так журналистов, не допущенных в зал, где оно проходило, еще попросили удалиться и из соседствующей с залом комнаты.

По словам Любови Глебовой, на заседании, в частности, шла речь о нижней границе удовлетворительной оценки ЕГЭ, которая у каждого вуза своя. Если у абитуриента количество баллов по ЕГЭ меньше, чем эта граница, вуз вправе не принять у него документы. На недоуменный вопрос журналистов, нельзя ли сделать шкалу единой для всех вузов, Глебова поинтересовалась, почему, когда экзамены сдавали в традиционной форме, ни у кого не возникал вопрос о том, почему ребенок сдал экзамен на пятерку в школе, а пришел сдавать в вуз и сдал на тройку. «Это тоже была своего рода шкала пересчета, только называлась она по-другому», - отметила Любовь Глебова. То же самое касается и верхнего предела.

При этом речь не идет о перешкалировании вузами результатов ЕГЭ. Высшие учебные заведения будут «прикладывать в пределах применимости к своей системе оценки знаний» то, что принесет ребенок в сертификате о сдаче ЕГЭ. Вуз просто говорит, какой у него будет приемный ценз, а не переводить баллы ЕГЭ в свои баллы. То есть если у вуза, например, десятибалльная система, то он будет считать как десять баллов все, что выше 95 баллов по результатам ЕГЭ. «Преподаватели старой школы привыкли оценивать знания по пятибалльной шкале, - подытожил эту тему Игорь Федоров. - Их не заставишь перейти на другую систему, иначе они будут тогда ошибаться».

Часто вуз уже 30 июня заявляет, что у него заканчивается прием документов на вступительные экзамены, а правила определяют, что все вузы обязаны принимать заявления до пятнадцатого июля. «Если этого не происходит, родители могут написать заявление о нарушении прав своих детей», - уточнила глава Рособрнадзора. При этом последний день для сдачи вступительных испытаний в виде ЕГЭ - 31 июля, а зачисление в вузы должно быть после этой даты (по данным Любови Глебовой, «31 июля плюс два дня», то есть второе августа). «Это связано с тем, что вторая волна ЕГЭ проходит с 17 по 25 июля, и резервный день сдачи - 31 июля», - сказала она.

Кроме того, при подаче документов на поступление вам совершенно не обязательно иметь подлинник свидетельства о сдаче ЕГЭ. Это особо касается абитуриентов, недовольных результатами единого госэкзамена и подавших на апелляцию, однако не получивших к моменту подачи документов исправленного свидетельства. По данным Рособрнадзора, школьники подали около двадцати тысяч апелляций по результатам ЕГЭ, что составляет менее одного процента от количества сданных экзаменов. В настоящее время из них удовлетворено в пользу учеников семь с половиной тысяч. В прошлом году некоторые потенциальные абитуриенты, прошедшие процедуру ЕГЭ, получили аттестаты слишком поздно и не смогли их предъявить при поступлении в вузы. В этом году абитуриент имеет возможность написать, что свидетельство находится на апелляции, на рассмотрении. Кроме того, ребенок или родитель может взять выписку в центре качества образования, что прошла апелляция и результаты повышены на один или два бала. Выписка будет подтверждением того, что в заявлении дана объективная информация. Это касается не только документов, проходящих предварительную апелляционную процедуру. «Если ребенок на сегодняшний день подал заявление в несколько вузов, то, конечно, он имеет право предъявить везде копию, а может написать заявление», - отметила Любовь Глебова. При этом она добавила, что Рособразование принимает тревожные звонки об отказе в приеме таких заявлений: «Мы сегодня еще раз обратили внимание всех участников нашего совещания на то, что так не должно быть». Подлинник свидетельства требуется лишь к моменту зачисления.

На вопрос, можно ли назвать результаты ЕГЭ этого года провальными, глава Рособрнадзора устало сообщила, что оценки как таковой ЕГЭ не дает, а измеряет состояние знаний такое, какое оно есть. Результаты этого года, по словам Любови Глебовой, по формам сдачи в виде единого государственного экзамена никак не отличаются от результатов всех прошедших восьми лет. «Мы еще в переходном периоде и в этом году сохранили правило защищенности отметки, этих двоек за ЕГЭ в аттестатах нет, - подытожила глава Рособразования. - Это не те дети, которые не имеют права поступить в вуз. Другой вопрос, что будет в следующем году, когда у нас не будет действовать правило «плюс один» и предстоит определить, что такое будет означать двойка, но не стоит гадать на кофейной гуще». Пусть нынешние десятиклассники, то есть будущие выпускники, учатся так, чтобы не рассчитывать на двойку. Знаете, почему по литературе такой большой процент плохих оценок? Потому что некоторые люди решили, что им незачем учить литературу по принципу: «Я приду в конце года на любой предмет, который мне даст право «плюс один», отдам чистый листок, и у меня это будет оценено на двойку, а поставят в аттестат тройку». Уверена, что гадание насчет того, какой предмет можно не учить и при этом легко получить по нему удовлетворительную оценку, - не то, чем нужно интересоваться одиннадцатиклассникам».