Правда, пока не во всех, а лишь в тех, кому довелось стать участниками пилотной или, точнее, экспериментальной программы по изучению такого доселе не значившегося в школьном расписании предмета, как «личные финансы».

На протяжении последних трех лет преподавание этого предмета велось в 300 общеобразовательных школах Англии. Свыше 150 тысяч учащихся старших классов изучали на уроке персональных финансов такие темы, как умение выстраивать свой личный бюджет; старт малого бизнеса; как заложить и приумножить личные накопления; что такое финансовый рынок и как покупать на нем индивидууму финансовые «продукты»; как не наделать долгов и так далее и тому подобное.

Инициатором внедрения в школьную программу подобных уроков стало на сей раз отнюдь не министерство образования, а организация по обучению в области личных финансов - The Personal Finance Education Group. И весь трехлетний эксперимент во всех трехстах школах спонсировался британскими финансовыми «гуру» - банковскими и деловыми структурами.

Что послужило толчком для разработки этой экспериментальной программы? Тревога по поводу явно неудовлетворительных знаний населения, и молодежи в особенности, по части того, как обеспечить свою личную финансовую устойчивость и независимость - а стало быть, финансовую устойчивость общества в целом. Недавние социологические опросы выяснили, что более трети британских респондентов не имеют понятия или же имеют лишь слабое представление о том, какие проценты по задолженностям они платят своим кредиторам. А между тем совокупный долг британского населения зафиксировал в минувшем году рекорд, превысив астрономическую сумму в один триллион фунтов стерлингов. В пересчете на душу населения это означает, что каждый британец имеет долг примерно в 16 тысяч фунтов стерлингов (свыше 920 тысяч рублей). И что в целом по стране долги населения превышают его доходы на сто тридцать процентов.

Жизнь в кредит рассматривается многими молодыми людьми едва ли не как норма. Между тем каждый седьмой британский должник берет сегодня в долг не столько из-за острой нужды, сколько из удовольствия тратить - на отдых, развлечения, престижные товары. Тратить те деньги, которых на деле у него нет, ибо, имея в руках соблазнителя в лице пластиковой карточки, сорение деньгами кажется таким простым и ни к чему не обязывающим! При этом о моменте расплаты большинство заемцев просто не думают и понятия не имеют, что их финансовая ситуация давно уже вышла из-под контроля.

Специальное исследование на тему «деньги и молодежь» пришло к заключению, что юные британцы живут одним днем, не беспокоясь о дне завтрашнем, когда речь заходит об отношении к деньгам. Подавляющая часть юношей и девушек в возрастной группе 15-24 лет расходуют половину всех имеющихся у них средств на развлечения и досуг (из среднего дохода молодежи в 726 фунтов стерлингов в месяц 345 ф/с расходуется «на пустяки»). Признавая на словах, что желали бы полной финансовой независимости от старшего поколения, на деле молодые люди практически не умеют экономить и в 70 случаях из ста рассчитывают на родительский кошелек. При столь очевидной безалаберности по части личных финансов отрадным выглядит уже хотя бы тот факт, что половина опрошенных признают: в долгах они будут прозябать большую часть своей жизни. При том что сам по себе факт весьма плачевный.

Именно поэтому научить молодых людей и подростков элементарному умению жить - в смысле финансового обеспечения собственной жизни и жизни будущей семьи - представляется тем, кто затеял проект изучения «личных денег» в школе, задачей не менее важной, чем научить решать математические задачи или понимать иностранный язык. Язык бытовой жизни и выдвигаемые ею каждодневные задачи - разве это менее актуально?

Исследуя результативность проведенного трехлетнего эксперимента, лондонский Брунельский университет получил данные о том, что более 80 процентов школьных учителей считают уроки персонального финансирования весьма полезными и эффективными, помогающими молодым людям ориентироваться в основополагающих вопросах, касающихся бюджета и финансов. The Personal Finance Education Group хотела бы ввести подобные уроки во всех британских школах, однако этот вопрос упирается все в те же финансы, только на сей раз уже, понятно, не личные. Либо правительству, либо крупным корпорациям придется подставить новому школьному уроку, получи он прописку в школьном расписании, свое плечо.

Лондон