О том, что необходимо сдвигать с мертвой точки формирование общественной составляющей в управлении школой, в коллективе задумались еще десять лет назад.

- Мы обычное образовательное учреждение, финансирующееся как все. То есть только по фонду заработной платы, - говорит директор школы, кандидат педагогических наук Вячеслав Юрьевич Коровкин. - Следовательно, без родительских денег нам существовать очень сложно. Поэтому еще в перестроечные годы мы с коллегами решили, что родители должны быть с нами вместе. Вопрос: в каких структурах? Благодаря долгой и кропотливой работе за десять лет в школе появилась схема, где начали взаимодействовать две основные ветви: самоуправление профессиональное и общественное. Органами первой стали методические объединения и педагогический совет, вторая представляла собой совет школы. Таким образом, была создана структура, при которой педагогический совет решает собственно профессиональные проблемы, администрация руководит образовательным учреждением, а масса насущных вопросов достается коллегиальному органу - совету школы.

- Кто входит в его состав?

- Наш совет школы состоит из одиннадцати человек: представителя учредителя, двух родителей, семерых работников школы и директора по статусу. Председателем совета школы является директор школы.

- Справедливо ли соотношение: два родителя и семеро работников школы?

- На этапе становления это логично. Пока еще мы не имеем серьезного слоя родителей, готовых участвовать в процессе на общественно-профессиональном уровне. Кстати, родители не возражают против такого количества своих представителей, поскольку многие вопросы решаются на родительском комитете школы, а это ключевая фигура в общественном управлении. В его составе насчитывается более двадцати человек: каждый председатель родительского комитета класса автоматически становится членом родительского комитета школы. Здесь есть свой председатель, секретарь, казначей. Родительский комитет школы осуществляет главную функцию: связует классные дела со школьными и с администрацией. Именно от родительских комитетов поступает информация о том, в чем на сегодня особенно остро нуждается школа. Сами родители обеспечивают закупку как крупных, так и мелких вещей, того же мела, ветоши, лампочек. Передают на хранение, а мы, как и положено государственному учреждению, ставим это на учет в отдел образования. Главное, ни педагогический коллектив, ни администрация не занимаются сбором денег.

- Совет школы, попечительский совет... Может быть, основная цель их создания - дополнительное финансирование?

- Это лишь одна из задач. Посмотрите, как в нашей структуре высоко стоит попечительский совет! Я полагаю, что это - высший орган самоуправления родителей. Туда не должны входить ни учителя, ни директора. Это несерьезно, когда он создается из работников образовательного учреждения. По опыту Европы, Америки, где мне приходилось работать, видно, что в его составе должны быть родственники, родители учеников, бывшие выпускники, прочие важные персоны. Максимум пять человек. В нашем попечительском совете их трое: политик, бизнесмен, руководящий работник. Они определяют стратегию и, не являясь представителями государства, могут спросить с родителей об их деятельности. Родители - общественная составляющая, но это не избавляет их от подотчетности, так же как их наличные средства. Оптимальный вариант: аккумулирование денег в попечительском совете. В его ведении открыть счет и создать фонд. У нас это «Фонд поддержки школы № 207». Официальный фонд со счетом, с уплатой налогов, с аудитом, проверкой. Здесь аккумулируются деньги, которые родительские комитеты собирают в виде добровольных пожертвований. И это совершенно верно, поскольку родительские средства требуют учета и траты по закону.

- Вячеслав Юрьевич, мы все о достоинствах общественной составляющей, а есть ли подводные камни?

- Есть одна вещь, за которую меня ругают коллеги: развитие этой схемы ведет к расхолаживанию государственной составляющей в управлении школой.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург