- Сейчас пришло время, - сказала Лариса Алексеевна, - когда появилась нужда в ясельных группах, количество родителей, желающих отдать в них малышей с 8 месяцев, увеличивается. А с 2 лет их еще больше. Детей записывают заранее, начиная с полутора лет. С одной стороны, это рост доверия к дошкольным учреждениям, с другой - желание самих родителей и после рождения ребенка интенсивно работать, делать карьеру, учиться. Дети, которые не ходят в детский сад, - тоже наши. И мы стараемся помочь родителям стать профессионалами с точки зрения педагогического воздействия на ребенка. С этой целью открываются группы краткосрочного пребывания. Они помогают первой социализации детей.

В них создается развивающая предметная среда, без которой невозможна никакая деятельность ребенка. Именно в это время происходит становление речи у малышей. К трем годам она должна быть развернутой и полноценной.

Системе «Мать и дитя» и ее роли в психическом здоровье ребенка посвятила свое выступление доктор медицинских наук профессор Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук Галина Козловская. Этот центр начинается заботиться о ребенке еще до его рождения. Обследуются женщины в первые месяцы их беременности. А затем обследуются новорожденные. Наблюдения показали, что основные причины возникновения психических расстройств - родовые травмы, а также генетический, социальный факторы.

- Система «Мать и дитя» включает период беременности, период новорожденности, период младенчества и ранний возраст ребенка до трех лет. Она формирует и последующее общее поведение человека. На этапе беременности система «Мать и дитя» формирует материнское чувство и готовность к материнству. Это чувство складывается под влиянием среды со школьного возраста. У девочек и мальчиков по-разному организован мозг. В зависимости от того, как воспитывается девочка, у нее начинает развиваться то или иное отношение к материнскому чувству, которое может проявиться во время беременности или при рождении ребенка. Оно формируется в первые месяцы жизни при взаимодействии с ребенком. Этот период очень важен для материнского поведения.

Некоторые депутаты считают, что девочки имеют право рожать в 13-14 лет. Но они ошибаются. К тому же для малыша очень важна гармония в семье, то есть обязательное присутствие отца. В полной семье обычно есть понимание своей ответственности в отношении к ребенку, а у малолетней одинокой мамы - нет.

Есть матери, для которых ребенок - не главное. Это те женщины, которые в детстве недополучили любви и заботы. Этот комплекс и определяет неготовность уже взрослой женщины к материнству. Оно проявляется на подсознательном уровне. К таким матерям относятся и бывшие воспитанницы детских домов. Ребенок в утробе матери развивается как нежеланный.

Часто детей раннего возраста начинают развивать, не согласуясь с его возрастными возможностями. Это и раннее обучение плаванию, незапрограммированное природой, что плохо отражается на здоровье ребенка. А также раннее прерывание кормления малыша грудью. Бывает, что ребенок постоянно находится у матери. Она не спускает его с рук. Это гиперопека, гиперпротекция. Она мешает ребенку свободно вздохнуть. Это искажает, нарушает главный инстинкт ребенка - инстинкт любознательности и свободы. Это мешает творческому развитию малыша. Другая ситуация, когда мать то отталкивает ребенка от себя, то ласкает, что способствует отторжению ребенка от матери. Все это приводит к нарушению его психического развития.

Индифферентность и негативизм, которые могут быть малозаметными, порождаются жестоким отношением к ребенку. Физические наказания ребенка сказываются на формировании его личности, нарушается его психическое и физическое развитие, оно вызывает у него низкорослость, способствует снижению веса.

Когда мама улыбается, когда она радуется вместе с малышом, то он чувствует ее любовь, ее заботу и привязывается к ней.

Этот феномен проявляется в период младенчества и позднее в течение всей жизни. Это формирует эмоциональное развитие ребенка: он улыбается, двигает ручками, радуется. У него восторженное, счастливое личико. Этот феномен позволяет устанавливать контакты с окружающими, дружить с ними. А нарушение этого феномена вызывает агрессию, неумение сочувствовать и даже остановку физического и психического развития. Такие дети, у которых нет системы привязанности, у которых нет настоящего взаимодействия с окружающими людьми, с друзьями, вырастают равнодушными, в том числе и по отношению к престарелым родителям. Это социальная проблема.

Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца Людмила Павлова обсудила проблему развивающей среды, создающей условия полноценного развития детей 2-3 лет в детсаду и в семье.

Раннее детство можно назвать романтическим периодом жизни. Никогда ребенок не будет удивляться миру так, как в 2 - 3 года, потому что каждый его день жизни - открытие этого мира. Малыш приобретает умения и навыки, делающие его человеком. Как бы ни был мал ребенок, он не переживает или проживает годы детства, а живет в нем, осуществляя генетическую программу человеческого роста и развития. Это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь.

Самоценность раннего детства может быть реализована только полноценным развитием: физическим здоровьем, психическим здоровьем, душевным, эмоциональным благополучием, духовной достаточностью (познание мира). Полноценное развитие особенно важно в ранние годы, когда закладываются основы здоровья и интеллекта. Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного развития ребенка. Почему?

Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы. Формирующийся мозг учится отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами младенца.

Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у малыша эмоциональный отклик, активизирующий зрение, слух, тактильную чувствительность, т.е. все виды восприятия, а также речь. Переоценить значение окружающей среды трудно, но не всякая среда может быть развивающей.

Сегодня часто оборудование не соответствует ГОСТу. Отсутствует культура цвета и формы, поэтому создается впечатление ярмарочного, бессистемного заполнения групп случайными предметами, не создающими предметно - развивающую среду для самых маленьких.

Но если бы оборудование 50-60-х годов сохранилось для ясельных групп, оно не отвечало бы задачам современности.

Вот почему перед наукой встала задача разработки современной модели предметно-развивающей среды для маленьких. За основу берутся ростовые и размерные характеристики изделий классической ясельной системы, создаются современные авторские образцы.

Такая работа была начата в 90-е годы в детском саду №1619 (заведующая Л.Гераскина). В 2002 году сад получил призовое место по номинации «Лучшая группа». В 2006 году по этой же номинации в конкурсе «Первые шаги» получила призовое место наша вторая база - детсад №225 за разработку современной модели предметно-развивающей среды для детей 2-го и 3-го года (заведующая Н.Макарова).

В процессе эксперимента была подтверждена гипотеза исследования, согласно которой движущие силы психического развития ребенка заключены не в нем самом, не в окружающей среде, а выступают как интеграл взаимодействия ребенка с окружающей средой в трех составляющих:

развивающей предметно-пространственной, игровой среде;

развивающем общении взрослого с ребенком;

развивающих видах детской деятельности.

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый микропериод его младенческого и раннего детства. Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы. Что же является главным для создания предметно-развивающей среды в группах раннего возраста? Она должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность. Последнее имеет прямое отношение к обеспечению качества жизни и комфортности ребенка в условиях групп детского сада.

Качество его жизни - это вся совокупность условий жизни, позволяющая обеспечить психофизическое благополучие. Комфортность рождает покой, радость, интерес, чувство удовольствия и вызывает желание находиться в группе детского сада.

Экспериментальная работа показала, что организация развивающей среды должна осуществляться на основе: возрастного состава детей; психологической характеристики группы; количества мальчиков и девочек; индивидуальных особенностей детей.

Необходим комплексный подбор игрушек, картинок, иллюстраций, книг.

Интегративное взаимодействие должно просматриваться между методиками и видами деятельности ребенка.

Необходимость осуществления интегративного взаимодействия по содержанию должна соответствовать пяти различным уровням обобщения информации:

I уровень - наблюдения реальных объектов;

II уровень - отражение реалий в игрушке, игре;

III уровень - отражение в рисунке, иллюстрации и картинке, книге;

IV уровень - отражение в художественном слове (рассказ, стих, потешка);

V уровень - в изобразительной деятельности (рисунки, лепка, аппликация).

Другим инновационным подходом стало оформление по принципу логически выстроенных игровых комплексов. (Одно игровое пространство переходит в другое, образуя как бы замкнутую цепь, комплекс.) Из новых технологий разработаны: домотека, «двойное игровое пространство» - балконное оформление внутри группы, уголок экологического воспитания; выставка классической живописи для маленьких; стенд символической функции мышления (плоскостное конструирование); модуль сенсомоторного развития (дидактический стол на вращающейся основе с набором пособий и спектральной вкладкой); подиум творческого конструирования и др.

Предметно-игровое пространство не должно быть «агрессивным» по дизайну (резкие угловатые линии, несочетаемые цвета, замкнутые пространства); оно не должно быть «застывшим», наполняться содержанием, меняться, отвечая задачам воспитания и развития подрастающих малышей; «игровое поле» должно меняться в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагога; в ближайшем окружении малыш должен встречаться с информацией, отвечающей пяти уровням освоения, которые были упомянуты ранее (по степени обобщенности).

Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Она развивающая и развивающаяся; а также обогащающаяся.

Результаты исследовательской работы показали роль правильной игровой среды для маленьких.

К концу года в группе 3-го года в 13 раз возросло число ребят 1-й группы развития, изменился эмоциональный микроклимат группы - в 6 раз уменьшились конфликты; значительно увеличилось время устойчивой игровой деятельности (на 50%), а также изменилось содержание самих игр.

На конференции был продемонстрирован опыт работы детсада №225 в Гольянове, где воспитываются дети с 3 лет. Это сад высокой культуры и воспитания, экспериментальная городская площадка Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца. Здесь используются современные модели воспитания и развития маленьких детей. Здесь на высоком профессиональном уровне реализуется концепция «Единого воспитательного пространства для самых маленьких в детском саду».

Все воспитатели и педагоги уверены, что раннее детство - это уникальный период, он несет в себе уникальные потенциальные возможности роста и развития ребенка.

Все усилия направлены на создание психически комфортной обстановки для детей раннего возраста, развития их интеллекта, сохранения и укрепления здоровья. Уникальная развивающая среда гармонично сочетает в себе условия, которые рождают у детей радость и чувство удовольствия, желание каждый день приходить сюда. Интерьер и игрушки удобны в повседневном использовании. Игровое пространство динамично, оно меняется в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагогов.

Дети здесь охотно привыкают к высокому уровню сервисного обслуживания, приобретают культурно-гигиенические навыки. Ребенок с самого раннего возраста осознает красоту и всю прелесть окружающего мира.

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца Елена Волкова свое выступление посвятила условиям формирования игровой деятельности у детей от 2 до 3 лет:

- В этом возрасте закладываются и формируются основные предпосылки для сюжетно-ролевой игры. Развивается двигательная, вербальная, словесная игра.

Сюжетно-ролевая игра закладывается во время сюжетных действий с игрушками. Воспитатели обращают внимание ребенка, что это не просто кукла или машинка, а с ними можно играть, придумывая простые сюжеты. Дети и сами потом придумывают различные ситуации. Дома малыши часто играют в детсад, в самом саду - редко. По рассказам родителей, дети проигрывают те ситуации, с которыми познакомились благодаря воспитателю. Старший воспитатель Центра развития ребенка - детский сад №1271 - Ирина Воробьева рассказала о новых подходах к работе с родителями в адаптационной группе кратковременного пребывания:

- Детские сады имеют возможность оказывать определенное влияние на семью. Ведут педагогическое просвещение родителей. Старт в общественное воспитание начинается с посещения групп раннего возраста, а еще раньше - с посещения адаптационных групп кратковременного пребывания. От воспитателей и педагогов в значительной степени будет зависеть уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей. В нашем детском саду (заведующая Н.Чернова) особое внимание уделяется взаимодействию родителей с детьми от 6 месяцев до 3 лет и педагогами, чтобы помочь маме и папе осознать самоценность и особую значимость раннего периода в жизни человека. Убедить в необходимости воспитывать ребенка с учетом общих закономерностей развития и его природной индивидуальности. Оказывать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов его воспитания, позволяющих ему чувствовать себя уютно и уверенно в детском саду.

Стремимся создать психологический комфорт и условия для развития навыков в различных видах деятельности с учетом интересов и возможностей детей раннего возраста, потребностей родителей. В группе кратковременного пребывания ребенка работают: музыкальный руководитель, воспитатель по изо, а также воспитатели групп раннего возраста.

Важный способ сотрудничества педагога и родителя - это совместные их действия, когда мамы уже не пассивные наблюдатели, а активные участники.

Ранний возраст - первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества. Основная задача педагога в группе краткосрочного пребывания - сначала через родителей, а потом и самому приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру, помочь воспитанию нравственно-эстетического отношения к нему.

В основе содержания нашей работы - программа «Истоки» под редакцией Ларисы Алексеевны Парамоновой. Четыре основных компонента, которые должны обязательно учитываться в развитии ребенка раннего возраста, - это эмоциональный, познавательный, деятельностный, социально-личностный.

В группу кратковременного пребывания дети приходят с мамами, папами, бабушками, дедушками. Родители могут видеть жизнь ребенка в коллективе. Вместе с ним занимаются физической культурой, музыкальным, сенсорным развитием, изобразительной деятельностью.

Сенсорное развитие осуществляется по методикам Л.Павловой, Э.Пилюгиной. Педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, цвете и величине предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Родители узнают, как идет процесс познания сенсорных эталонов у детей; как дома организовать игры на сенсорное восприятие, игры-занятия с песком и водой.

Ранний детский возраст - это возраст движений. Физкультурные занятия с малышами проводятся по технологии М.Литвиновой «Физкультурные занятия с детьми третьего года жизни». Маленький ребенок еще не всегда допускает к себе взрослого, поскольку для него мы пока чужие. Поэтому во время занятий беседуем, консультируем, обучаем родителей. Ребенок видит доверительное отношение родителя к педагогу и постепенно сам раскрывается для «диалога» с нами. Дети начинают привыкать к занятиям, учатся слышать и слушать, видеть и смотреть, правильно выполнять движения. В этот момент происходит большой скачок в его умениях. Дети второго и третьего года жизни учатся вместе с родителями играть в подвижные игры. Все это создает эмоциональный подъем у ребенка и родителя.

Музыкальные занятия увлекают и радуют наших маленьких гостей. У родителей нет возможности прививать первичные музыкальные представления детям. Здесь они имеют возможность совместно слушать музыку, стать активными участниками музыкального занятия. Часто используем прослушивание популярных классических произведений, рекомендованных В.Петровой в программе «Музыка - малышам». Ребенок видит участие родителей, их эмоциональный настрой и с удовольствием включается и сам. Малыши внимательно и с интересом слушают музыкальные мелодии. Высшая степень доверия к музыкальному педагогу, когда ребенок сам берет за руку педагога и пляшет с ним, а мама с удовольствием наблюдает за ними.

Наибольший интерес у родителей с детьми вызывают совместные занятия по изо. Работа с детьми первого года жизни (с 6 месяцев) совместно с родителями и педагогом начинается по методике М.Гмошинской «Художники в памперсах». Рисование красками начинается с этапа детского экспериментирования, знакомства с художественными материалами. Дети вместе с родителями познают первые этапы в изобразительной деятельности.

С детьми второго и третьего года жизни нам помогают исследования, проведенные Т.Казаковой, в которых раскрыты новые подходы к организации этого вида занятий. Они направлены на создание детьми в рисунке, лепке, аппликации образа, развитие восприятия, речевых проявлений, взаимосвязь с игрой.

Новые подходы предполагают: создание специальной предметно-ориентированной среды и разных типов оборудования; предоставление современных художественных специальных нетоксичных материалов для детей раннего возраста; свободный самостоятельный выбор детьми цветного фона, размера листа бумаги, цвета краски, пластилина и активные действия с ними и т.д.

На занятиях по изо дети знакомились с новыми материалами, экспериментировали с ними, узнавали их свойства и способы действия с ними (наносили мазки, пятна, штрихи, линии; отщипывали кусочки глины, пластилина, массы для моделирования, изменяли форму - сжимали, скатывали; обрывали, сминали бумагу разной фактуры, приклеивали). Занятия проходили в игровой форме, что поддерживало интерес у малышей к рисованию, лепке, аппликации, вызывало у них эмоциональный отклик. Образ для детей становился «живым». Процесс сотворчества со взрослым давал им возможность воспринимать целостную картину действительности.

В результате экспериментальной работы у детей значительно обогатился сенсорный опыт, повысился интерес к рисованию, лепке и т.д.

Все виды деятельностей проходят в игровой форме. Родители знакомятся с игрушками: для чего она предназначена, что она развивает, в каких вариациях можно использовать. Во время всех занятий, игр педагог-психолог, воспитатель сопровождают родителя и ребенка, отвечают на интересующие вопросы. В общении с родителями в группе кратковременного пребывания происходит взаимообогащение: узнаем и мы от них много нового. В диалоге с ними возникают взаимопонимание и доверие, которые идут на пользу развитию ребенка.

Родители - активные участники и помощники во всех наших начинаниях и проектах. Например, в День матери в Государственном дарвиновском музее были организованы творческие столики, где родители с детьми рисовали, лепили, создавали интересные композиции.

Взаимосвязь педагог - родитель - ребенок успешно осуществляется в группах кратковременного пребывания. Следует отметить, что при переходе в группы раннего и младшего дошкольного возраста у детей существенно сокращается период адаптации к детскому саду.