...Тот солдат мог отступать в глубь России вместе с 1-й армией под командованием Барклая-де-Толли от Немана, где главные силы Наполеона перешли государственную границу в ночь на 12 июня (по новому стилю - 24 июня) 1812 года. А мог идти из Белоруссии вместе с 2-й армией Багратиона, спешившей на соединение с 1-й, чтобы не быть уничтоженными по отдельности. В любом случае он оборонял Смоленск, где обе армии, опередив все-таки французов, встретились в середине августа, город, который вынуждены были оставить - русская армия отступала в поиске удобной позиции для генерального сражения: Вязьма, Царево-Займище, Гжатск, Можайск... Он мог присоединиться к отступавшей армии и в тот момент, когда шло ее пополнение свежими регулярными силами и ополченцами из областей коренной России: армия вошла в село Бородино, в окрестностях которого через несколько дней, 26 августа (по новому стилю - 7 сентября), состоялась величайшая мировая битва.

Здесь солдат погибнет, 150 лет его останки пролежат в пропитанной кровью земле. Их найдут в 1962 году, поставят обелиск, но имя его так и останется неизвестным. Кем был он? Скорее всего, крестьянским сыном, родом из какого-то уголка России, возможно, из крепостных, наверное, ничем не выделялся среди десятков тысяч таких же парней, нашедших свой покой в братских могилах на поле Бородина.

Кажется, время и пространство мира сжались тогда до предела: «В одно и то же время взорам представлялись день, вечер и ночь», - вспоминал участник исторической драмы. На этом поле в огне и крови ковалось руками русского солдата, осененного образом Сергия Радонежского (по словам участника сражения Федора Глинки, его икона была для войска «самой заветной»), новое будущее для России, Европы, мира, совсем не такое, каким оно представлялось Наполеону. Вековые дубы Бородинского поля - живые очевидцы подвига.

2 сентября (по новому стилю - 14 сентября) в два часа пополудни Наполеон со свитой поднялся на Поклонную гору. Блеск золотых куполов древней столицы ослепил его, он воскликнул: «Москва!». Именно здесь, в Москве, он хотел подписать победоносный для себя мир: «Если я займу Киев, то этим я возьму Россию за ноги, если Петербург, - то за голову, а если Москву, то этим поражу Россию в сердце». Символические ключи от города могли стать для завоевателя реальными ключами к мировому господству. Такой видел Наполеон тайну времени и пространства. Однако солнце уже клонилось к западу, ключей никто не нес. Наверное, именно тогда впервые в жизни к императору подло подкралось сомнение, а сентябрьская вечерняя московская заря уже роковым образом отмеряла закат созданной им общеевропейской империи!

Наполеоновская армия, откатываясь от Москвы вдоль уже известной ей и опустошенной ранее дороги, вынуждаемая русским заслоном и наседавшими уланами Уварова и казаками Платова, воины великой армии проследовали через Бородинское поле в обратном направлении спустя два месяца. Судьба не была слепа - она встала на сторону мудрого и самоотверженного. Такими были главные участники и творцы Победы: армия, народ России, главнокомандующий Кутузов, сумевшие подняться над личными, узкосословными, узкоэтническими интересами и не допустить порабощения страны. В июне 1812 года в Россию вторглась немыслимая по тем временам вооруженная армада, не знавшая горечи поражений, с высоким боевым духом, опиравшаяся на экономику почти всей Европы. Через полгода, в декабре, на обратную сторону Немана переправлялись ее жалкие остатки. Русская армия сделала свое дело. Клаузевиц, знаменитый военный теоретик, непосредственный участник и очевидец событий, отмечал, что если между народной массой и правящей властью нет внутренних несогласий, то победить Россию невозможно. Это ясно понимал Кутузов. Его идея «золотого моста» для наполеоновской армии позволила активно использовать стратегические преимущества времени и пространства, сохраняя живые силы народа. Его военно-политическому и государственному гению пришлось в самые критические часы и минуты принимать единоличные решения. Так, знаменитый военный совет в Филях, где Кутузов приказал отступить от Москвы, шел всего час.

Историк Отечественной войны Е. Тарле справедливо сравнивает вторжения в Россию Наполеона в 1812 году и Гитлера в 1941 году. Оба имели главной целью превратить Россию в колониальное «восточное пространство», навсегда исключить ее из числа субъектов мирового развития. У народов Европы - благодарная память. Если в Львовской области сносят памятник Кутузову, то в Чехии в декабре 2005 года знаменитому фельдмаршалу поставили памятник (второй по счету) на том самом месте, где во время Аустерлицкого сражения в 1805 году находился его штаб (сейчас это село Крженовице в Чехии). Самый первый был установлен офицерами русской армии сразу после смерти фельдмаршала, которая настигла его в заграничном походе 16 апреля (по новому стилю - 28 апреля) 1813 года в Бунцлау (ныне польский Болеславец восточнее Вроцлава). Тело полководца отвезли в Петербург, но его сердце (как гласит предание), специально набальзамированное, в маленьком свинцовом гробу захоронили на месте смерти. В 1945 г. сюда вернулись советские воины. 28 апреля, в годовщину смерти Кутузова, в почетный караул встали 136 Героев Советского Союза. Две Победы нитями зримыми и незримыми, глубинным историческим смыслом связали времена и страны, совместили события и людей. Над куполом рейхстага взметнулось Знамя Победы, на котором в Европу возвратилось имя Кутузова.

Памятью об Отечественной войне 1812 года, ее олицетворением стал величественный храм Христа Спасителя, заложенный к 20-летию Бородинской годовщины на берегу Москвы-реки. Понадобилось полвека литературного осмысления, чтобы классический образ той войны и того мiра нашел воплощение в романе Л.Н. Толстого. И разве не священный День Победы «братской тризной поминается» у 30-летнего Александра Пушкина? День, который «порохом пропах», который «со слезами на глазах»?

В Москве, на Поварской улице, стоит старый вяз. В 1812 году он видел отступавшую русскую армию, уходивших угрюмых жителей. Он видел шедшие по Арбату вражеские полки, московские пожары. В 1941 году он видел Москву военную, вместе со всеми переживал лихолетье и приобщался к радости Побед, став для нас их живым, известным свидетелем. Как проникнуть мыслью и чувством в героическое время нам? Как сделать историческую память глотком живой воды, придающей ясность сознанию, свежесть восприятию, прилив физическим и творческим силам, необходимым для грядущего?

Обращение

В течение нескольких лет в Москве проводятся ежегодные Забелинские чтения - научно-образовательный форум, объединяющий научную деятельность школьников, учителей, университетских преподавателей, профессиональных исследователей, работников музеев, общественных деятелей. Он стал моделью организации совместной исследовательской деятельности учащих и учащихся по актуальным духовным, нравственным, социальным проблемам развития страны, рассматриваемых в исторической ретроспективе и перспективе. Мы предлагаем Чтения 2009-2012 годов полностью посвятить изучению всемирно-исторического явления - Отечественной войны 1812 года, восстановлению в наших душах спасительной связи времен. Оргкомитет Забелинских чтений приступил к разработке проекта, в рамках которого предполагается поиск и осмысление исторических отзвуков и артефактов событий 1812 года во всех регионах России и странах Европы: семейных воспоминаний, вещей, экспонатов в краеведческих музеях, документах в местных архивах; песен, рассказов, преданий; захоронений участников событий; проведение многоэтапного похода педагогов, студентов, школьников по маршруту русской армии Москва - Париж; организация поисковой игры педагогов, студентов и школьников на Бородинском поле; съемка образовательно-художественного фильма «Благословение Двенадцатым годом»; постановка спектакля; организация художественной и фотовыставок; подготовка мобильной электронной и театрализованной презентации проекта (на вокзалах, транспорте, в крупных торговых центрах); реализация других оригинальных и значимых акций.

Россия широко раскинула свои крылья на запад и восток. Но 142 миллиона человек - слишком мало, чтобы удержать, обустроить такую огромную территорию. И в обозримой перспективе нас заметно больше не станет. Единственный выход - в повышении качества человека, его образованности, обученности, воспитанности, умелости, опытности, творческом потенциале, целеустремленности, твердости, убежденности... Решить эту жизненную стратегическую задачу могут только школа, университет. А учитель, педагог похож на солдата, принявшего вызов истории...

Мы, подписавшие письмо, обращаемся ко всем гражданам России, к молодежи, учителям и преподавателям, музейным и библиотечным работникам, руководителям образовательных учреждений, предприятий и организаций, органов власти, лидерам общественных и политических движений, мировому сообществу поддержать Обращение, выступить с общественно значимыми инициативами.

Скажите ваше слово - список поддержки открыт для вашей подписи! Чтобы вспомнить о тех, благодаря кому мир стал таким, каким он есть, и Россия занимает в нем достойное место. О тех, кто выше времени и пространства.

Святая, вечная им память!

Координаты Оргкомитета: Адрес: Россия, 127422 Москва, ул. Тимирязевская, д. 36, Московский институт открытого образования, Центр педагогических конкурсов и управления проектами (каб. 507). Телефон: (+7 Россия) (495 Москва) 977-54-11

Электронная почта: kuna@live.ru

Письмо подписали:

Г.Аксенова, кандидат исторических наук, доцент Московского педагогического государственного университета;

В.Бадил, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, начальник Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы (сопредседатель оргкомитета проекта);

В.Блохин, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и гуманитарных наук Российского университета дружбы народов;

В.Ганичев, доктор исторических наук, профессор, председатель правления Союза писателей России;

В.Костомаров, президент Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, доктор филологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, лауреат премии президента в области образования;

А.Кухтинская, народный учитель России, директор школы №368 г. Москвы «Лосиный остров»;

А.Лубков, доктор исторических наук, профессор, проректор Московского института открытого образования;

С.Миляева, кандидат философских наук, директор Окружного методического центра Западного окружного управления образования г. Москвы (ученый секретарь проекта);

В.Мясников, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, директор Института теории и истории педагогики;

М.Ножкин, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, поэт, композитор;

С.Пимчев, кандидат педагогических наук, профессор Московского института открытого образования (научный руководитель, продюсер проекта);

Л.Савинкова, заслуженный учитель России, доцент, директор Центра педагогических конкурсов и управления проектами Московского института открытого образования;

А.Семенов, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, ректор Московского института открытого образования;

Т.Черникова, кандидат исторических наук, доцент Московского государственного института международных отношений (университета);

Л.Фарисенкова, доктор педагогических наук, профессор, декан филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина;

В.Чертов, доктор филологических наук, профессор, проректор по науке Московского педагогического государственного университета;

Т.Юрова, заслуженный работник культуры России, директор Московского городского Дома учителя;

Г.Ягодин, доктор химических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, член-корреспондент Российской академии наук, руководитель Гособразования СССР.