Современное образование в школе строится на принципах открытого образования: научить ребенка учиться; развить потенциал личности ребенка; обеспечить готовность ребенка к непрерывному образованию и самообразованию; формировать мотивации к обучению; использовать разнообразные образовательные модели в учебном процессе.

Участие в национальном проекте «Образование» заставило нас искать пути реализации принципов открытого образования применительно к массовой школе, так как наш Центр образования ориентирован на работу с коллективом учащихся дифференцированного социального состава, с разнообразными социальными запросами на образование. Образовательные услуги центр предоставляет в очной, очно-заочной и заочной форме обучения с широко развитой системой дополнительного образования, однако для различных категорий учащихся (спортсменов, юных актеров, детей, перенесших травмы) возникла необходимость поиска новых образовательных технологий - дистанционного обучения.

Любая инновация предполагает прежде всего поиск новых решений. Длительно и хорошо отработанная в рамках традиционных технологий образовательная система центра заставила нас разрабатывать интегрированные программы, сочетающие в себе традиционные и инновационные технологии применительно к массовой школе.

Возможно ли моментально перестроить педагогические подходы для решения инновационных задач в предметных областях? Реально ли изменить годами отработанные методики, которые приводят к хорошим качественным показателям и вызывают законное неприятие нововведений, особенно у опытных преподавателей, привыкших опираться в своей педагогической практике на отработанную и проверенную методологическую базу? Для того чтобы педагогу-предметнику, работающему по технологии классно-урочной системы в массовой школе, озабоченному обеспечением качества обучения в условиях жестких требований ЕГЭ, ввести в свою ежедневную работу инновационные технологии, реализующие принципы открытого образования, необходимо изменить образовательное пространство школы. Но что имеется в виду, когда говорят об изменении образовательного пространства? Прежде всего внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс, изменение форм и методов педагогической деятельности, использование современных педагогических технологий на основе сетевых форм обучения. Возможно ли это в массовой школе, имеющей всего один или два компьютерных класса? Возможно, но на основе объединения школ в единое сетевое информационное пространство с их подключением к информационным образовательным базам, которые обслуживаются мощными научно-исследовательскими институтами.

В Москве создан информационный центр на базе Центра образования «Технологии образования» - ЦОТО с банком образовательных программ, или, иными словами, образовательный контент, который через систему дистанционного обучения открывает детям-инвалидам доступ к учителю, организует в режиме реального времени с использованием интернет-технологий консультации детей-инвалидов с педагогами.

Участие Центра образования №1424 вместе с другими московскими школами в проекте «Служба консультаций», осуществляемом по заказу Департамента образования в рамках программы «Год ребенка», позволило начать изменения образовательного пространства через введение инновационных сетевых технологий обучения без разрушения существующей образовательной системы.

«Служба консультаций», работающая в системе дистанционного обучения пока в рамках системы дополнительного образования, открывает детям и педагогам доступ к образовательному контенту (информационный банк образовательных программ), вводит в образовательное пространство школы новые технологии обучения. Сегодня эти технологии проникают в школу, как ручейки современных инновационных технологий, но завтра им предстоит занять ведущее место в образовательном пространстве страны, открыть доступ всем школам в единое информационное пространство, реализовать возможности получения качественного образования вне зависимости от места проживания ученика.

Образование, как известно, одна из самых консервативных областей, но новые образовательные технологии сегодня воспринимаются учителями как необходимость. Внедрение в учебную практику школы сетевых форм обучения позволит перестроить школу, ничего не ломая, а это сложная, но вполне решаемая задача.

Насколько реально в классно-урочной системе организовать индивидуальный подход к каждому ребенку при наполняемости классов не менее двадцати пяти человек? Опыт наших учителей показывает, что это реально, но для осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку необходимо внедрение в образование инновационных технологий. Дистанционные формы обучения, предложенные «Службой консультаций», на наш взгляд, идеальны для организации индивидуальной работы с детьми. Технологии дистанционного обучения позволяют:

реализовать личностно-ориентированный подход в работе с каждым ребенком;

организовать обучение по индивидуальным учебным планам;

повысить качество обучения, оказывая своевременную помощь ребенку, активно вовлекая его в процесс получения знаний;

перейти к реализации принципа «научить ребенка учиться», так как этот принцип строится на умении самостоятельно добывать необходимую информацию;

повысить качественные показатели чтения, так как интернет-технологии превращают чтение в увлекательный поиск знаний.

Дистанционное обучение посредством «Службы консультаций» в рамках дополнительного образования позволяет внедрять инновационные образовательные технологии, в самом деле не разрушая существующую образовательную систему школы.

Важнейшим инструментом реализации принципов открытого образования становится проектная деятельность учителя и ученика. Использование интернет-технологий в этой работе изменяет традиционную схему общения между учеником и учителем. Учитель становится консультантом, наставником, руководителем, помогая ученику самостоятельно добывать знания. Педагоги понимают, что научить ребенка учиться можно, только изменив позицию ребенка с позиции пассивного слушателя и исполнителя на активную позицию творца. Именно творца, так как даже самый простенький ученический проект требует от ученика мобилизации всех приобретенных знаний и умений. В работе над проектом идет формирование ученических компетентностей, которые формируются особенно успешно, если работа над проектом проходит в группах из 2-4 учеников. Работа учеников в мини-группе формирует не только коммуникативные навыки, но, что особенно важно, формирует умение работать в команде, распределять роли в работе над проектом, находить свои сильные стороны и свое место в команде. Например, один из участников проекта работает над сценарием, второй создает анимацию и занимается мультимедиа, третий собирает и обрабатывает материал, четвертый выполняет организационную работу и так далее. Надо ли говорить, что это и есть реальная профессиональная самоориентация? Попробовав себя в деле, каждый человек может точно определить круг своих интересов, увидеть, какой род работы ему ближе. Активная роль ученика в работе над проектом, с обучающими программами, в поиске необходимой информации развивает потенциал личности ребенка, обеспечивает готовность к непрерывному образованию и самообразованию. Именно готовность к непрерывному образованию стала сегодня социальным запросом современного общества к выпускнику. Бизнес-структуры широко используют сетевые формы обучения и переподготовки своих сотрудников, поэтому опыт сетевого обучения в школе особенно важен, так как он делает выпускника конкурентоспособным на рынке труда.

Учащиеся нашего Центра образования прошли обучение и начали заниматься в «Службе консультаций» по дистанционной форме обучения. Восторженные отзывы учащихся можно выразить словами: «Все необычно и очень, очень интересно!» В нашем центре обучение ведется по формам дневного, индивидуального, вечернего и дополнительного образования, каждое из подразделений заинтересовано в использовании дистанционных форм обучения, но особенно это необходимо в организации обучения детей-спортсменов, в подготовке к ЕГЭ, в работе с подростками, занимающимися по индивидуальным программам. Опыт применения дистанционных форм обучения позволяет надеяться на распространение передовых образовательных технологий в школах.

Ирина КРАСОВА, заместитель директора по экспериментальной работе Центра образования №1424