«Электронная Москва» - это программа, которая предназначена для того, чтобы с помощью информационных технологий сделать жизнь в городе более комфортной и удобной. В 2003 году у нас была сформирована городская целевая программа «Электронная Москва». Поначалу она носила немножко ведомственный характер, но постепенно мы поменяли подходы, выделили основные проекты, наиболее важные для города и реализуем их на едином методологическом подходе. Работая над этой программой, совершенствуя программы, мы формировали структуру, которая отвечает потребностям города наиболее естественным образом и имеет три уровня иерархии.

Один из уровней - обеспечение информационными технологиями жизнедеятельности города. В этом направлении развивается программа образования, все школы подключены к интернету, мы оснащаем их компьютерами. Три направления легли в основу программы «Электронная Москва». Но вопрос ведь не только в том, чтобы сформировать структуру, но и в том, чтобы структурировать ее. Процентов 70 проектов, которые мы задумали, реализованы, процентов 20 - это те, что в стадии реализации, и 10 процентов - то, что мы планируем развивать дальше. Важный вопрос - а как нам отбирать проекты, потому что понятно, что мы работаем в условиях отграниченных ресурсов, финансовых, временных и кадровых. Долгое время это было камнем преткновения, и мы сформулировали принцип, который родился из жизни. Мы исходим из того, насколько проект важнее для населения, для администрации, какие сервисы он обеспечивает. Если обеспечивает много важных сервисов, то это проект приоритетный, мы будем его реализовывать. Если он обеспечивает меньше сервисов, если с точки зрения организации есть ведомственные проблемы, если он слишком дорогостоящий, то мы не относим его к приоритетным.

Второй важный принцип - это принцип собственно реализации программы: когда мы проект отобрали, то как им управлять? При нашей огромной инфраструктуре мы стараемся выполнять максимально типовые решения, поскольку они позволяют сэкономить дальше на инфраструктуре, во-вторых, проще ею управлять. И когда сформулировали задачу, ее решаем, дальше система построена, надо ее эксплуатировать. Фундаментальный принцип, который мы для себя выработали, - это мониторинг всей инфраструктуры. Как это было раньше? Организация, которая эксплуатирует систему, должна описать, какая она, перечислить технику и так далее. При тех объемах, которые у нас сейчас есть, это нереально. Мы ввели портал, на который вся ведомственная информация должна выводиться, в результате мы получаем некоторую систему, которая эффективно работает.

Когда система введена, возникает вопрос: а как ею пользоваться? Об этом надо думать особенно, потому что система автоматизированная, а если она пользователям не нравится, она не придет в жизнь. Есть несколько принципов, которыми мы руководствуемся в плане применения системы. Основной принцип - это максимальная свобода от бумаг, потому что документы бумажные в базе открыты и доступны. Мы, наверное, подойдем к некой системе сертификации компьютерной грамотности.

Есть еще много разных проектов, которые достаточно сложны и технологически эффективны. Мы реализовали проекты информирования населения через портал. Например, в Год ребенка был создан детский портал, он очень интересен и для родителей, и для детей разных возрастов (в частности, для школьников и дошкольников). Инвалидам, имеющим ограничения по жизнедеятельности, такая информационная среда позволит наполнить свою жизнь, иметь общение по интересам.