Комментарий «УГ»

Подведены предварительные итоги сдачи ЕГЭ в Москве.

По русскому языку москвичи получили: 4,5% двоек, 37% троек, 41,8% четверок, 16,7% пятерок. Эти показатели лучше аналогичных по России (9,1%, 44%, 36,2% и 10,7% соответственно).

По математике на двойки написали работы 21,3%, тройки получили 37,2%, четверки - 29,5%, пятерки - 11,9% (по России - 23,5%, 39,4%, 28,1%, 9% соответственно).

- Можно ли сделать такой вывод, что в этом году учителя «не потянули ЕГЭ», что надо их самих «подтягивать», чтобы они лучше могли подготовить учеников?

- Нет, я не могу согласиться с такой позицией. Результаты ЕГЭ в этом году мы подводим впервые, хотя можно говорить, что 8 лет в Москве сдавали ЕГЭ, но по выбору, поэтому раньше на такой экзамен шли те ученики, которые лучше знали предмет и чувствовали себя увереннее. Хотя если мы возьмем данные по русскому языку прошлого года и этого, когда сдавали все, то цифры те же самые. То есть здесь есть объективная оценка. Меня тревожат результаты ЕГЭ по математике, потому что в Москве 21,3% выпускников написали его на двойку. Эта тема, которая заставляет задуматься, потому что если брать «среднюю температуру по больнице», то, оказывается, каждый пятый написал на двойку. Но сегодня дать анализ этого пока еще не представляется возможным, пока мы можем соотносить только голые цифры и пытаться делать выводы. Нам надо посмотреть, какие учреждения эти дети оканчивали, потому что колледжи, вечерние школы, семейные экстернатные формы дают результаты хуже, чем школы.

Мы знаем, что форма тестирования в нашем образовании применялась крайне редко, многими она даже отвергалась. Такое отсутствие психологической подготовки к тому, что надо плюсики вставить в клеточки, что-то штриховать, тоже, к сожалению, налицо. Но, говоря о таких результатах, я не могу сделать вывод, что вина учителя, то, что он недоучил ребенка, - результат того, что такое значительное количество выпускников получили двойки. Надо посмотреть, как учились эти дети в школе.

Я считаю, что надо организациям, которые за это ответственны, работать над контрольно-измерительными материалами (КИМ). Потому что говорить, что каждый пятый ребенок, отучившись 11 лет в школе, не может написать на тройку, что у нас столько учителей, которые не могут научить математике, я не могу. Это тяжелая тема, по итогам ЕГЭ мы будем делать очень серьезный анализ и в сентябре-октябре разбираться, в чем причины, принимать меры, чтобы эти причины ликвидировать. Но я не могу согласиться с выводами, что у нас такие плохие учителя и такое плохое качество обучения.

- Известно, что сертификат ЕГЭ действует полтора года. Что делать ученикам, которые не захотели поступать вуз или не поступили, призваны в армию?

- Как выпускники прошлых лет, они потом сдают ЕГЭ и поступают в вузы. Сертификаты 2008 года будут действительны в течение двух лет.

- А есть ли какая-то подготовка для этих ребят, ведь за два года они могут многое забыть?

- Да, есть, и очень серьезная подготовка, открытая для всех, Москва для этого сделала свою программу, есть обучающие программы и в интернете. В этом году были очень серьезные программы подготовки к ЕГЭ - по итогам прошлого года давали рекомендации, на что обратить внимание. Для ребят, которые приходят из армии, есть специальные программы помощи в обучении.

- Что делать с теми, кто против ЕГЭ?

- А что мы делаем с людьми, которые не выполняют законы РФ? Я неоднократно высказывала свою позицию, министр образования на последнем заседании Правительства Москвы тоже говорил по поводу того, в какой степени должны использоваться результаты ЕГЭ, высказал свое мнение о том, что для оценки знаний ребенка нельзя использовать только форму ЕГЭ. Нужны так называемые портфолио, отражающие историю обучения ребенка, они должны использоваться в полном объеме, это должно быть одним из моментов, оценивающих ребенка, но никак не решающих его дальнейшую судьбу.

- По поводу неутешительных итогов ЕГЭ говорят, что, кроме детей, был еще экспериментальный экзамен для учителей, и там тоже не очень хорошие результаты, не все учителя справились с заданием. Пробовали ли авторы этой новой методики справиться с этими заданиями, и если это получалось, то где они этому научились?

- Во-первых, среди московских учителей никакого ЕГЭ не проводилось. Но учителя решают все задания. Другое дело, что они говорят, насколько сложны нынешние задания, сравнивая их с заданиями прошлого года. Могу сказать, что в этом году было огромное количество заданий с тем, чтобы они не повторялись. Если мы говорим об объективности, то в этом году и в прошлом году в школах одинаково преподавали математику или русский язык, значит, уровень оценивания должен быть один и тот же. Но каждый год берут разную шкалу для оценивания, поэтому, как мне кажется, к этому уже не совсем объективный подход.

Что учителя выполняют все КИМы, в этом нет сомнений. Есть учителя, которые всю жизнь ведут математику до 9-го класса, они не хотят работать в старших классах, может быть, задания «С» такие учителя и не выполнят уже, потому что они направлены на поступление в вузы, но учителя, работающие в старших классах, все задания выполняют.

- А составители вопросов знают ответы на все тесты?

- Все КИМы апробированы, составитель, естественно, знает ответы. Кто ключ-то дает к ответу? Тот, кто составлял вопросы.

- Были ли в этом году у москвичей стобалльные работы?

- Да, таких работ около 700. По русскому языку стобалльников в России 620, в Москве - 106, из них по математике в России - 62 стобалльника, в Москве - 23. Ни по одной работе, прошедшей перепроверку, у стобалльников, не произошло понижения, они все подтверждены.

- Всего лишь 20 тысяч выпускников в России подали апелляцию, то есть это меньше 1%, а в прошлые годы их было 50%. Хотелось бы узнать, какие трудности в Москве мы преодолели, какие остались? Сколько человек подали апелляцию в этом году и сколько в прошлом году было подано апелляций по русскому языку?

- Русский язык писали 71743 человека, подана 1951 апелляция. Из них удовлетворены получением оценки 869. Что касается математики, то пока зарегистрировано 3242 заявления по математике (математику писали 68292 человека). Апелляция по математике идет в основном по части «С». По русскому языку было 12 критериев оценки, по математике - всего 5 критериев.