- Александр Александрович, в последнее время много говорят о грядущем всеобщем введении ЕГЭ. Что вы думаете по этому поводу?

- Нет у меня восторга по поводу введения единого госэкзамена. Он подразумевает оценку знаний учащихся методом тестирования. В СОШ № 2, где я директорствовал двенадцать лет до перехода на это место, мы ввели его без особых проблем, а ученики освоили без особых затруднений. Мы сотрудничаем с Ростовским государственным строительным университетом, где приемные экзамены идут только по результатам тестов. И это сотрудничество дает мне право полагать, что система эта оправданна, но имеет массу негативных моментов. Например, отчуждение ребенка от размышления, ученик может (по выбору родителей) не посещать школу, а готовиться дома и сдавать экзамены экстерном, но при этом конкретная учительница Мария Ивановна не прививает конкретному ребенку понятия добра и зла, живое, эмоциональное слово учителя выхолащивается бесстрастным, компьютерным. А ведь ребенок - это сгусток эмоций. Единый госэкзамен оправдан только для готовящихся поступить в вузы.

- Различается ли подготовка городского и сельского ученика?

- Наши лицеисты по уровню подготовки выше ростовчан! А средний уровень знаний учащихся станиц не уступает городскому. Плюс наши дети выигрывают в человечности, порядочности, дисциплинированности. Что касается периферийных школ района, то это зависит от конкретно сложившейся ситуации. Повезет маленькой станице или хутору с учителем физики или математики - уровень подготовки будет высоким. А если нет? Ведь этого учителя оттуда не уберешь! Тут и вопрос жилья, и не каждый поедет. Поэтому могут быть провалы по отдельным предметам. Это болезненный вопрос.

- Как по-вашему, способствует ли ЕГЭ возрождению того хорошего, что было в нашей школе, или это выход на принципиально новый уровень?

- Десять лет у нас были разброды и шатания. Дошло дело до того, что в учебнике по истории за девятый класс материал по Великой Отечественной войне занимал один параграф - это два урока! Но, к счастью, ранее сложившаяся система оказалась весьма консервативной в хорошем смысле этого слова. Последние год-два она стала возвращаться «на круги своя». И в этом не последнюю роль сыграло введение единого госэкзамена, а также аттестация учителей и лицензирование школ. Тем не менее мы за вариативность обучения.

- Что это значит?

- Это значит, что в десятом классе, например, физику можно преподавать шесть часов в неделю, четыре часа и два часа. Физико-математический класс - шесть часов. И правильно! Четыре часа - стандартная программа. И это правильно! Гуманитарный класс - два часа достаточно - тоже верно! Все это, конечно, под контролем управления образования.

- Каков должен быть критерий качества школьного обучения? Процент поступаемости в вузы? Фактор человечности? Кого в итоге должна выпускать школа: человека или начетчика?

- Мне бы хотелось сказать: человека! Да и общество стало приходить к пониманию, что без воспитания личность растущего человека стандартизируется, схематизируется, у него размываются понятия добра и зла, определенные еще в библейских истинах. Но в нашей жизни все сложнее, и больше ориентируются именно на поступление в вузы. Хотя не приемлю новые высшие учебные заведения в виде платных филиалов, которые занимаются, по сути, завуалированной продажей государственных дипломов. Посудите сами: в Краснодарском крае сейчас сто тридцать филиалов высших учебных заведений! Дошло до того, что без проблем можно открыть такой филиал на любом хуторе! Но позвольте, а кто там преподает? Каково качество обучения? Да и для поступления в такой филиал надо просто «натаскать» абитуриента по известным тестам по конкретным предметам. Так что системе и школьного, и высшего образования еще предстоит усовершенствоваться, отлаживаться и перестраиваться.