Это слова из предисловия к книге Марины Владимировны Карнауховой «Русский язык: понимаю - пишу - проверяю», подготовленной и выпущенной в свет двумя издательствами: «Горной книгой» и издательством Московского государственного Горного университета (МГГУ). Формула «Понимаю - пишу - проверяю» - три этапа освоения русского языка, три ступени лестницы успеха. Язык необходимо прежде всего осмыслить как научную дисциплину, это залог понимания законов построения осознанной речи (напомним, что термины «язык» и «речь» - не одно и то же). Понимать грамматический строй языка - значит уметь грамотно писать, это вторая «ступенька» лестницы. Чтобы подняться дальше, на третью «ступеньку», не нужно обращаться к дополнительной литературе, искать и покупать другие пособия. К этому, по крайней мере, и стремилась Марина Карнаухова, и, как говорится во вступительной статье, здесь «обучение строится как расширенные комментарии к различным видам лингвистического анализа (лексический разбор, анализ текста, фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы)». Конечно, не забыты орфография и пунктуация. «Ступенька «Проверяю» избавляет от страха высоты» - каждый может спокойно и уверенно следить и контролировать изложение своих мыслей, не боясь написать неправильно то или иное слово, предложение. И, разумеется, при первом знакомстве с «Русским языком» не надо бояться объема этой книги - более семисот страниц!

Весь материал соотнесен здесь со школьным курсом русского языка, затрагивая порой вопросы, которые исследуются не во всех школьных программах. Теоретический материал разбит на темы и параграфы. Практическую часть составляют разные задания, упражнения, тестовые вопросы. Для самостоятельной подготовки, работая с книгой, рекомендуется завести отдельную тетрадь. Впрочем, есть задания, которые необходимо сделать устно, чтобы тренировать умение рассуждать.

Мы сказали об объеме книги. Это вовсе не значит, что штудировать ее нужно подряд, от первого до последнего листа, наоборот, можно обращаться только к интересующим темам, если есть пробел в конкретных знаниях. Главное - регулярность. Рекомендуется заниматься два раза в неделю по 30-40 минут, усваивая один или два параграфа темы. Ориентирована книга на самую широкую аудиторию: школьники, учителя, абитуриенты, студенты, родители. При подготовке к ЕГЭ книга может оказаться незаменимым помощником.