В мыслях, привычках, общении, языке мы стали определеннее, забыли о двойных стандартах. Говорить на работе на одном языке, с друзьями - на другом, с женой - на третьем. И еще, как бы исторически привычка к крепкому словцу, к матерному сквернословию существовала и тогда, но, как правило, адресно. То есть направляли эти слова сопернику, вредному начальнику, врагу. Была также эта привычка обычна в разговоре внутри мужской компании. Профессионально, то есть постоянно, употребляли такую речь лишь отдельные неквалифицированные рабочие, а также уголовники. Но даже и эти лица избегали мата в незнакомом обществе.

Теперь двойные стандарты не нужны. Теперь в ходу иные привычки - говорить на одном и том же языке на работе, на улице, дома, с друзьями, незнакомыми, мужчинами и женщинами. Многое изменилось, всеобщую тягу к хорошей жизни нельзя осуждать. Но нельзя не заметить, что всеобщая тяга к культуре не появилась, даже наоборот, она вообще исчезает. Существует тяга к тому, что модно, престижно. Мы презираем прежнюю уравниловку, всеобщую серость и бедность. Почему же мы не научились презирать серость и бедность нашего нового языка, в котором все пласты смешались и вдруг стали считаться равноправными? Тут приложили немало усилий наши культура, театр, телевидение. Появилась даже особая художественная литература, писанная на таком языке, будто писатель вышел из среды уголовников, а не из литературного института. Почему мы их не презираем? Ведь они переступили черту, которую в нашей культуре никто никогда не переступал. Владимир Иванович Даль при составлении своего знаменитого «Словаря живого великорусского языка» наотрез отказался включить в него мат.

Причиной распространенности мата многие считали и сейчас считают пьянство, бескультурье, недостаток ума, необходимость эмоциональной разрядки, конфликты и скандалы, агрессию, пренебрежение к запретам. Оставим задачу разбираться в причинах филологам (или тем, кого это явление интересует с научной точки зрения). Отметим, что ни одна из названных причин не объясняет, почему свободно и спокойно в присутствии массы прохожих употребляют мат смешанные компании мужчин и женщин всех возрастов, юноши с девушками, девушки между собой (чего уж говорить о детях). Не в ссоре, не в сердцах, а в дружеском разговоре, в беседе, на прогулке, на отдыхе, на пляже...

Молодежь ставит рекорды. Нередко можно услышать, как общаются при помощи мата влюбленные. Нет ничего святого. После услышанного меня даже не интересует, на каком языке эти молодые люди разговаривают дома. Привычка смолоду к мату и сквернословию - это характерный и четкий критерий падения культуры в обществе, при всем блеске ежедневных телевизионных шоу, изобилии глянцевых обложек книг и гламурных журналов. При всем следовании мировой моде в одежде, вкусах, мыслях, образе жизни.

В новой России - несколько бед (я опять не о материальном). Некоторые из них осознаются, предпринимаются определенные меры. Это пьянство (с ним боремся), наркомания (идет борьба), курение табака (собираемся бороться). Не забудем еще одно бедствие - распространение сквернословия, которым пропиталась вся наша жизнь, включая общественную, включая культуру. Этому надо как-то противостоять. Союзники есть - церковь, школа. Но этого мало. Нужны общественные действия. На семью, в значительной ее части, надежды мало. Культура (литература, театр, телевидение и прочие СМИ) пока в стороне.

Христианство, как истинно культурное явление, наложило табу на сквернословие, которое по своей сути является бесовским, своеобразным заклятием и проклятием того, к кому оно обращено. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека, а исходящее из уст из сердца исходит; сие оскверняет человека». Вспомним: в русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками. Целые области старой России не знали мата. Думаю, и в сегодняшней, и в будущей России не все потеряно. Если мы чаще будем открыто говорить об этом.