Татьяна АБАНКИНА, директор Центра прикладных экономических исследований Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики

Для регионов северной приарктической зоны Сибири и Дальнего Востока можно выделить одну ключевую особенность: на этих территориях проживают народы и народности, в истории которых происходили «перепрыгивания» через целые социально-экономические формации - от традиционного кочевого и полукочевого этапа развития сразу к социализму.

Исходя из особенностей скачкообразного, а не эволюционного пути развития коренных народностей республики необходимо создать особые механизмы обеспечения права на образование детей, проживающих в малозаселенных и труднодоступных территориях и поддерживать социальные инициативы, направленные на становление институтов гражданского общества коренных малочисленных народностей.

Важная роль в процессе становления институтов гражданского общества и социальном партнерстве принадлежит школе и системе образования в целом. Якутские школы стали инициаторами социальных инициатив «Две тысячи добрых дел», «Шаг в будущее», «Сила труда». В сфере образования проходят апробацию модели культурно-образовательных центров села и центров организации новых рабочих мест.

Таким образом, социальное партнерство становится ключевым механизмом обеспечения права на образование для детей, проживающих в сельских малозаселенных и труднодоступных территориях.

Нужно признать, что в Якутии становление государственно-общественного управления образованием последовательно проходило этапы меценатства, шефства, попечительства и социального партнерства. Так, 29 декабря 1998 года в республике был принят Закон «О меценатах и меценатской деятельности». 25 августа 2000 года состоялась учредительная конференция с участием 810 попечителей и руководителей образовательных учреждений по созданию общественной организации «Ассоциация попечительских советов учреждений образования Республики Саха (Якутия)». 6 января 2001 года на первом форуме попечителей была принята Концепция развития попечительского движения в республике, в которой под попечительством понимается социальное партнерство общественных сил, формирующее гражданскую основу образования.

10 октября 2001 года был принят Закон «О попечительской деятельности в Республике Саха (Якутия)», где под попечительством уже понимался вид социально значимой деятельности, добровольно осуществляемой гражданами и юридическими лицами. 13 апреля 2002 года проведен второй форум попечителей учреждений образования республики, на котором было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством республики и республиканской Ассоциацией попечительских советов учреждений образования.

Попечительское движение дает обществу возможность:

выступать как партнеру в процессе обучения;

принимать участие в управлении школой и тем самым разделять ответственность за учебно-воспитательный процесс;

формировать социальный заказ системе образования, выстраивая учебный процесс в соответствии с потребностями рынка труда и определяя приоритеты развития школы.

В рамках социального партнерства активно обсуждаются вопросы определения социальных индикаторов качества образования, независимой социальной экспертизы деятельности школ, проведения аттестации школ и педагогических кадров, контроля за целевым использованием внебюджетных средств. В качестве примера можно привести Толойскую школу Чурапчинского улуса и Качикатскую Хангаласского улуса, где попечители не только спонсируют учебные заведения, но и поддерживают их инновационные культурно-образовательные проекты. Школам предоставляются площади и оборудование при организации профессиональной ориентации учеников, летнего труда и отдыха, предпрофильного и профильного обучения, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки школьников. Таким образом, социальное партнерство выступает как особый механизм стабилизации системы образования именно там, где сегодня особенно ощущается нехватка сил и средств.

В 2003 году в республике созданы Союз агропрофилированных школ и Малая академия сельскохозяйственных наук, охватывающие 34 школы, которые заключают с агрошколами договоры о совместной научно-исследовательской и профориентационной работе. В 19 агрошколах готовят трактористов и сельских механизаторов, в 14 обучают основам земледелия и овощеводства, в 11 - основам животноводства. Ежегодно около четверти выпускников поступают в сельскохозяйственные вузы. Государство в свою очередь поддерживает агрошколы, выделяя им земли, сельскохозяйственную технику и оборудование. Подобная организация многоканального финансирования образования становится инвестиционно привлекательной и для социальных партнеров.

За последние 10 лет в малых сельских поселениях республики построены каждая пятая школа, каждый десятый детский сад, реконструированы здания педагогических колледжей. И здесь опять-таки не обошлось без консолидирующей силы социального партнерства. Например, даже полная реализация целевой программы «Строительство образовательных учреждений в сельской местности Республики Саха (Якутия) на 2004-2008 годы» не смогла обеспечить во всех сельских школах необходимый температурный режим и благоустройство, поэтому были включены механизмы многоканального финансирования школ.

В Якутии складывается любопытная тенденция: ценность образования все в большей степени измеряется не только наличием у школьников знаний, умений и навыков, но и тем, насколько они обладают способностью ориентироваться в проблемах культуры и оценивать свое место в мире. Каждая школа развивается с учетом особенностей микросреды. В северных и промышленных районах - Момском, Томпонском, Верхоянском и Нижнеколымском - были смоделированы и внедрены вариативные модели:

кочевая школа-сад, представляющая собой органический компонент инфраструктуры кочевой общины, где могут работать воспитатель и учитель начальных классов;

стационарная школа с филиалами в родовых общинах, например, «Нутендли» в Нижнеколымском улусе или «Муола» в Верхоянском, где обучение идет с 1-го по 7-й класс.

В республике активно применяются индивидуальные образовательные маршруты для учеников 10-11-х классов, включающие три блока: индивидуальный профильный, общий профильный и базовый. В отличие от варианта профилизации, предлагаемого федеральной Концепцией развития профильного обучения в старшей школе, построенного на базовом образовательном блоке через последовательные шаги от дифференциации к индивидуализации через предметные профильные и элективные курсы, в данных вариативных моделях индивидуальные курсы строятся на основе образовательного интереса ученика. Маршруты разных школьников в точках взаимного притяжения могут соприкасаться, идти параллельно и снова расходиться. В модельном варианте дополнительное образование (кружки, студии, клубы) становится основанием (ядром) для образования академического. Таким образом, дополнительное образование из дополнительного трансформируется в основное, определяющее содержание образования в целом.

Кстати

Республиканская система образования весьма специфична вследствие:

низкой плотности населения: 0,1 человека на 1 кв. км;

удаленности улусных центров от столицы республики: 15 из них находятся на расстоянии более чем в 1000 км наземным путем, 8 - более 2000 км наземным путем, 10 - более 1000 км воздушным путем. Средняя удаленность периферийных населенных пунктов от улусного центра - 173 км;

территориальной разобщенности сельских школ: Аллаиховский улус занимает площадь в 107,3 тыс. кв. км, имеет всего 6 школ; Булунский улус - 223,6 тыс. кв. км, 9 школ; Оленекский улус - 318,1 тыс. кв. км и 4 школы. В Нижнеянском улусе Нижнеянская школа находится на расстоянии 581 км от улусного центра, а Усть-Янская - в 537 км. В Оленекском улусе Эйикская школа удалена от улусного центра на 550 км, в Кобяйском улусе Себян-Кюельская школа расположена на расстоянии 460 км от улусного центра; в Нижнеколымском улусе Андрюшкинская школа - на расстоянии 450 км, в Верхоянском улусе Суордахская школа - на расстоянии 402 км;

слабой развитости транспортной инфраструктуры (в период ледостава и весеннего половодья большинство населенных пунктов на 4-5 месяцев оказываются отрезанными от сообщения наземным путем).

В результате:

низкая наполняемость классов: 14 человек в среднем по республике, 5 человек - в отдаленных сельских и арктических улусах;

высокие среднегодовые расходы в расчете на одного ученика в сельских и арктических улусах.

Комментарий

Наталья СИТНИКОВА, руководитель отдела общего образования Министерства образования Республики Саха (Якутия):

- В последнее время образование рассматривается не только с точки зрения его доступности и качества, но и все в большей мере обращается внимание на экономические аспекты образовательных услуг.

Для управления системой образования государством устанавливаются соответствующие показатели. Часть показателей ориентируют на результаты единого государственного экзамена, увеличение числа выпускников, успешно прошедших итоговую аттестацию, имеющих первую и вторую группы здоровья, сокращение числа правонарушений. Другая, значительно большая часть показателей отслеживает соотношение численности педагогов и учеников, количество детей в классе, соотношение учителей и вспомогательного персонала, объемы расходов бюджета и темпы роста оплаты труда. Для тех регионов, которые имеют огромные территории и низкую плотность населения, эти показатели выявляют неэффективные расходы.

Как быть со школами в такой ситуации? Оптимизировать расходы, объединить общеобразовательные учреждения с дошкольными, выстроить систему энерго- и теплосбережения. В результате реструктуризации сети ни одна малокомплектная школа, если она единственная в сельской местности, не закрылась и не потеряла свой статус. Школы стали культурно-образовательными центрами сел, взяли под свое крыло детские сады или начальные школы.

Хочу отметить, что сиюминутная экономия средств не является нашей целью и неэффективна, если взглянуть на этот вопрос с точки зрения будущих поколений. Исследователи доказали, что, не вложив средства сейчас, потратишь в десятки раз больше на перевоспитание и «латание дыр» потом. В конечном счете качество образования оценивается через качество жизни людей, которые это образование получили, креативную молодежь, способную выстроить эффективно работающую экономику страны.

Сегодня в республике создана правовая и нормативная база для развития сельских школ, в том числе приняты законы Республики Саха (Якутия) о государственной поддержке сельских образовательных учреждений, о размере нормативов общего образования, о государственно-общественном управлении, действуют республиканские и ведомственные целевые программы развития образования. Установлены особые нормативы наполняемости классов, зависящие от плотности населения. Ежегодно утверждается перечень малокомплектных образовательных учреждений, в который включаются школы, соответствующие критериям: наполняемость менее установленной, единственное учреждение, удаленность и труднодоступность, расстояние до ближайшего села.

Учитывая, что большинство школ республики находятся в сельской местности, мы поддержали идею развития агрошкол и их объединения в союз. Следующим этапом стали введение особых нормативов финансирования для агрошкол и целенаправленная поддержка по программе социально-экономического развития села.

Целевой характер вложений уже обеспечил существенное обновление инфраструктуры образования. Достаточно сказать, что до начала модернизации доля школьников, обучающихся в современных условиях, составляла в республике только 7 процентов. Сегодня этот показатель вырос почти в десять раз и превысил 70 процентов. Такой рост стал возможным благодаря серьезным вложениям в ремонт и реконструкцию школ, обновление оборудования, а также развитию сети образовательных учреждений.