Именно в то время Жанна Пантелеева, классный руководитель с 35-летним стажем из Красноярска, несколько раз возила ребят в США. Жанна Георгиевна по-настоящему подружилась с заокеанскими коллегами. Однажды, когда они стали расхваливать ее учеников, попросила откровенно сказать: в чем они показались недостаточно воспитанными? «Им не свойственен коллективизм», - был ответ. Жанна Георгиевна тогда сильно расстроилась и не поверила им. «Наши дети по своей природе коллективисты», - уверяла она себя.

А потом, уже дома, успокоившись, стала наблюдать за своими девятиклассниками как бы со стороны. И неожиданно, к своему великому огорчению, сделала для себя открытие: американские педагоги оказались правы. Ребята готовились к юбилею школы. Им поручили написать сценарий, посвященный определенному периоду ее истории. Они собирались несколько раз и не смогли договориться. Никто никого не слушал, каждый предлагал свое, но его тут же отвергали. Не обошлось и без оскорблений. Тогда Жанна Георгиевна попросила всех свои идеи написать на листочках анонимно. И только потом, уже в ее присутствии, начали обсуждать. Сценарий всем понравился. В оставшиеся два года Жанне Георгиевне удалось создать такой коллектив, который не распался и через четыре года после окончания школы. Эти ребята вместе отмечают дни рождения Жанны Георгиевны и свои, обязательно собираются в канун Нового года.

Каждому классному руководителю известно, что детей сплачивают общие дела, если они значительны и интересны для них. У Веры Игнатенко, учителя из Перми, - свой опыт по воспитанию коллективизма. Она использует метод Антона Макаренко - метод параллельного действия: развивает в каждом ребенке личность и желание участвовать в коллективных делах. Год назад ей достался пятый класс, в котором оказались ребята из двух четвертых. Они продолжали дружить двумя группами. Причем нередко между ними возникали конфликты.

Даже когда старосту класса выбирали, каждая группа голосовала за свою кандидатуру. Так и работали они какое-то время вдвоем. Потом Вера Ильинична предложила им поменяться группами, затем по очереди, через каждый месяц, руководили классом. К концу года группы как таковые исчезли, уже был коллектив, но пока еще не очень дружный, не очень сплоченный.

В 6-м классе у Кати тяжело заболела мама. Когда ребята узнали об этом, они, распределив обязанности, стали помогать однокласснице. А когда Вера Ильинична уехала на учебу в Москву, ее заменила молодая учительница, которая потом сказала ей: «Как легко было с вашим классом работать. Они такие дружные, ответственные у вас».

Марина Фролова, учитель из Апшеронского района Краснодарского края и наш давний автор, уверена: вернуться к воспитанию чувства коллективизма заставляет сама жизнь. «Жить в коллективе обречен каждый, чтобы ощущать себя психологически комфортно, не теряя своей индивидуальности».

Она, преподаватель мировой художественной культуры, давно убедилась, что для детей необходимо общее захватывающее дело. В ее классе это театр. Кстати, пьесу они сочиняют все вместе. И в постановке ее участвуют все: они и актеры, и режиссеры, и костюмеры, и декораторы.

Для этих педагогов, а также для Светланы Колиух из Воронежа жизненно важно воспитать у ребят коллективизм и одновременно развить у них индивидуальность, воспитать активную и самодостаточную личность, чтобы человек не стал «винтиком» в общем коллективе, как, скажем, кирпичики в здании, где они сами по себе лишь строительный материал. Коллектив из личностей можно сравнить с разноцветным лугом, где каждый цветок сам по себе красив, сам по себе индивидуален, а вместе они составляют прекрасный живой ковер. Так и дети в классе, воспитанные настоящими педагогами. Это важно для их будущего. Недаром Сенека сказал: «Мы рождены, чтобы жить вместе».