Каждому дано

Я задал такой вопрос: «На каком месте стоит физическая культура сегодня в школе по отношению к другим обязательным учебным дисциплинам (русскому языку и литературе, математике, физике, химии и др.)?». Ответы преимущественного большинства учителей и учащихся, их родителей на этот вопрос обычно звучат так: «Важнее физкультуры для любого человека ничего нет. Физкультура - это здоровье! Ее можно поставить выше всех предметов школьного обучения или в один ряд по значимости, но никоим образом не ниже». В действительности все выглядит вовсе не так убедительно, находится множество поводов, чтобы поступать вопреки тому, как должно быть. В результате физическая культура в школе становится предметом второго сорта, чуть ли не злодеянием, носителем которого является учитель.

Остановим наше внимание на отметке, которую общепринято ставить по физической культуре. Наверняка не ошибусь, если скажу, что сплошь и рядом отметка становится предметом «торга». Причем не столько со стороны обучающихся, сколько со стороны родителей и коллег по работе, хотя все чаще именно дети диктуют условия. А заявляется обычно следующее: «Почему вы, Мария Ивановна, портите мне аттестат своей «физрой»? Вы что, с ума сошли, у меня же это единственная тройка, да меня дома убьют за нее! А что делать мне, если у меня нет данных, я же не спортсмен?» Все это - в сопровождении водопада слез и истерики.

Такое случается чаще всего там, где целью обучения становится получение отметки, а не знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение трех единых педагогических задач - оздоровительных, воспитательных и образовательных. Требует особого внимания к себе и правовая сторона взаимодействий участников процесса образования в школе. Необходимо решить вопросы с посещаемостью уроков: нередко детей снимают с занятий для репетиций и проведения различных увеселительных и праздничных мероприятий. Что уж говорить про посещение курсов для подготовки к поступлению в вузы, да и просто прогулы, «потому что меня нельзя трогать, а то я совершу суицид, и вам не поздоровится».

Необходимо четко и здраво определиться с использованием получаемой оценки после окончания школы в вопросах награждения золотой и серебряной медалью за курс средней (полной) школы. Я считаю неверным решением отбрасывать при рассмотрении кандидатов на медаль оценку по физической культуре. Существует определенное мнение в обществе, что не каждому дано получить высокую оценку по этому предмету. Но думаю, что это больше относится к математике, физике и т.д., где не всем дано на одном уровне овладевать содержанием предмета, которое по своей сути условно можно отнести к разряду внешних информационных источников, требующих полноты усвоения знаний. Особенности же физической культуры заключаются в том, что именно при правильной организации и проведении занятий по этой дисциплине любой ученик с любыми анатомо-физиологическими и психическими данными имеет возможность получить высокую оценку. Урок физической культуры должен быть направлен на внутреннюю сферу ученика, на его телесное и умственное развитие и совершенствование. И накоплено достаточно научно-методических обоснований и практических рекомендаций, снимающих тот шквал проблем, о которых я говорю. Многолетний практический опыт работы в школе дает мне право утверждать, что переход от балльной системы оценивания к «зачету-незачету» никоим образом не коснется качественного улучшения в вопросах физической культуры, а только усугубит ситуацию в условиях создавшейся неразберихи. И будет ширмой в пользу прикрытия ленивых и нерадивых, как учителей, так и детей, действующих по принципу «как скажете», а не как должно быть.

Григорий ПОГАДАЕВ, учитель физической культуры средней школы №5, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, Одинцово, Московская область