Сегодня речь идет о выстраивании финансовых взаимоотношений между учредителем и образовательным учреждением путем установления государственного задания. Вопросы, касающиеся госзадания, регулируются новой редакцией Бюджетного кодекса (63-м законом от 23 апреля 2007 года), где записано: форма финансирования любых учреждений бюджетной сферы - задание учредителя. В этом задании должны быть увязаны показатели качества и количества оказываемых учреждением услуг. Сегодня мы говорим о том, что муниципальные органы управления образованием должны подписывать соглашения с учреждениями, где прописаны все процедуры взаимодействия.

Ясно, что качество образования не бесплатный ресурс и приходится, как всегда в экономике, выбирать решение, балансируя приращением качества и оценкой, сколько же это может стоить, эффективна ли такая цена за то или иное приращение качества. Когда мы говорим об управлении качеством в условиях перехода к управлению результатом в социальной сфере, понятно, что нам нужны регламенты предоставления образовательных услуг, которые складываются из тех стандартов образования, которые сегодня приняты, требований к качеству и доступности, которые, скорее, становятся требованиями родителей к предоставлению образовательных услуг. Обязательным механизмом такого управления качеством становится встроенная обратная связь с потребителями услуг. На самом деле уже сегодня есть механизм по оценке деятельности губернаторов, в который встроены социологические опросы по оценке удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг в сфере образования. Насколько я знаю, по школьному образованию оценка удовлетворенности качеством услуг одна из самых высоких: у большинства регионов она превышает 90 процентов.

Какие же показатели могут характеризовать доступность образования и оптимальное построение сети? Первый показатель - охват детей услугами образования. Сквозь призму этого показателя аналитики могут принять решение о том, повышается ли доступность качественного образования или нет, в том числе и по цене оказываемых услуг.

Переход на государственное задание был обозначен в Бюджетном послании Президента РФ еще в 2009 году. Дмитрий Медведев сказал об этом так: «Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий, в том числе на основе преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения».

Что же такое государственное задание?

Государственное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (ст. 6 БК РФ).

Государственное задание должно содержать:

выписку из реестра расходных обязательств;

категории физических (юридических) лиц - потребителей услуг (сводятся в таблицу 1);

показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг (сводятся в таблицу 2);

порядок оказания услуг;

предельные цены (тарифы) на оплату услуг или порядок их установления;

порядок контроля;

требования к отчетности.

В 2010 году все учреждения образования должны будут перейти на финансирование по заданию, в котором будут увязаны все показатели качества и количества образовательных услуг. Мне не кажется это простой задачей. Это очень ответственная задача, так как учредитель вправе приостановить или даже прекратить финансирование за нарушение любого из показателей госзадания. В этом смысле качество услуг становится финансово-ответственным для тех, кто оказывает эти услуги.

Очень важно, что форма госзадания утверждается. Во всех учреждениях, кроме казенных, мы уходим от утверждаемой сметы. Но утверждение госзадания даже серьезнее, чем утверждение сметы, потому что это содержательные результаты, ответственность за качество, за объем вместе с теми объемами финансирования, теми размерами субсидии, которые передают учреждению. Мне кажется, что это очень серьезный шаг для того, чтобы уйти от формального, неумного управления расходами учреждения, когда основная цель - освоение выданных средств в рамках утвержденной сметы. Это переход к содержательной ответственности за свою деятельность, и к этому, конечно, нужно быть готовыми. Отмечу, что госзадание будет выдаваться не на один год, а на плановый трехлетний период, поскольку у нас и планируемые бюджеты трехлетние.

Определение задания - сложная работа, хотя у школ уже накоплен опыт нормативно-подушевого финансирования. Но в систему нормативно-подушевого финансирования не включены показатели качества, и это еще только придется сделать. Учредитель должен оформить задание в письменном виде, а также разработать показатели качества и методику их расчета. Кстати, в федеральных образовательных стандартах прописаны требования к условиям реализации образовательного процесса, результатам освоения учащимися программы, к ее примерной структуре. Из стандартов можно перенести в госзадание, например, требования к кадровому потенциалу школы, к материально-технической базе, оснащению и многое другое.

Задание состоит из разделов. Их количество зависит от того спектра услуг, которые предполагается оказывать: для каждой услуги - свой раздел. Поэтому первый же пункт, который связан с наименованием услуг, как ни странно, вызывает трудности и у руководителей органов управления образованием, и у руководителей учреждений. Оказывается, сложно написать, как называется услуга. Мой совет тут простой. В образовании под услугой понимается реализация той или другой образовательной программы. Есть пять или десять программ, значит, в госзадании под каждую программу нужно создать свой раздел. Это важно, так как у каждой программы, то есть у каждой услуги, своя категория потребителей, своя стоимость, своя обеспеченность кадрами, ресурсами. Категория потребителей описывается как на отчетный год, так и на плановый период, если задание расписывается на плановый период.

В таблице 1 есть графа, связанная с оценкой образовательного учреждения своих возможностей: какая доля от всех потребителей услуг приходится на данное учреждение, иными словами, сколько к нему ходит детей - 5, 10, 80 процентов от числа проживающих в районе образовательного учреждения.

Очень важно для каждой категории потребителей указать основу оказания услуги: платная, частично платная, бесплатная. Если есть льготные категории, то они должны быть указаны отдельно. Все, что записано в задании, учредитель имеет право проверять и контролировать.

Еще раз подчеркну: каждый показатель качества очень важен, так как невыполнение даже одного показателя может привести к возможности приостановления задания.

К любым показателям нужно относиться как к договору между родителями, учреждением и учредителем, который отвечает за доступность и качество образования. Управление качеством - это управление соглашениями, процедурами достижения компромисса, того самого диалога, к которому мы стремимся сегодня.