Сегодня аттестацией научных и научно-педагогических кадров занимаются сразу несколько организаций - Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, а также Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки России. А у семи нянек, как известно, научные кадры без глаза. Новый закон должен обеспечить единую государственную политику в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.

Согласно новому закону присуждение, лишение, восстановление ученых степеней и присвоение, лишение, восстановление ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности, предусмотренных государственной системой аттестации, осуществляет ВАК; присуждение ученой степени кандидата наук - совет по защите докторских и кандидатских диссертаций; выдачу дипломов о присуждении предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней и выдачу аттестатов о присвоении ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, а также присвоение, лишение, восстановление ученых званий профессора по кафедре или доцента по кафедре и выдачу соответствующих аттестатов - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере науки, то есть Минобрнауки России.

К полномочиям министерства в соответствии с законом будет также отнесено создание советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, установление и изменение состава этих советов, установление полномочий советов, приостановление, возобновление и прекращение деятельности этих советов.

Сегодня очень часто российские ученые защищают диссертации за рубежом, а зарубежные - в России. Новый закон предполагает, что признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации будут осуществляться на основании международных договоров Российской Федерации. Если же договоров нет, то для признания и установления эквивалентности нужно будет проходить национальные процедуры, при этом Минобрнауки России определит порядок признания и установления эквивалентности таких документов, а также формы и порядок выдачи свидетельств.

Установление эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории Российской Федерации в настоящем Федеральном законе означает предоставление соответствующими органами государственной власти Российской Федерации обладателям этих документов тех же академических и профессиональных прав, что и обладателям документов государственного образца об ученых степенях и ученых званиях. Признание эквивалентности не освобождает обладателей этих документов от соблюдения установленных нормативными правовыми актами общих требований приема на работу, в том числе от требования знания государственного языка Российской Федерации.

В самом недалеком будущем законодатели предполагают:

- передать полномочия по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что повысит территориальную доступность предоставления данной государственной услуги;

- предоставить Минобрнауки России возможность формирования и ведения федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях;

- исключить проведение экспертизы документа, представленного к подтверждению;

- исключить возмещение заявителем затрат на подтверждение документа с взиманием государственной пошлины за проставление апостиля.