Не столь давно Ишимским государственным педагогическим институтом была издана монография Светланы Матюшенко, доцента кафедры психологии и педагогики Омской академии МВД, «Представления об интеллектуальной собственности в педагогической теории и практике». В ней, в частности, рассматривается интеллектуальная собственность как педагогическое явление. Обычный учитель, если, конечно, он не профессиональный юрист, даже не подозревает, сколь щедро делится он своей интеллектуальной собственностью, когда , например, разрабатывает план необычного урока, и, если он получается настолько блестящим, что им нельзя не поделиться с коллегами, присылает его для публикации в «Учительскую газету», которая каждый месяц выпускает особый номер, посвященный «Методической кухне».

Понятие интеллектуальной собственности имеет сложное содержание. Само определение «интеллектуальная» уводит в сферу идеального, и, напротив, слово «собственность» говорит о принадлежности к миру вещественному, материальному.

Интеллектуальная собственность распространяется на все сферы деятельности, в том числе на образование. Как педагогическое явление она может передаваться учителем самыми разными способами. Особенность интеллектуальной собственности педагога в том, что создается она и используется для того, чтобы обучать других. Монография Светланы Матюшенко написана на основе публикаций в журнале «Педагогика» и в «Учительской газете», для этого ей пришлось проделать непростую работу: изучить все статьи, в которых авторы представляют свои и анализируют чужие педагогические достижения, с апреля 1984 по июнь 2007 года. С 1987 года, то есть гораздо ранее становления рыночных отношений в стране, ученые-педагоги стали представлять свои педагогические достижения в виде интеллектуального продукта и товара. Светлана Матюшенко пишет: «Интеллектуальная собственность в любой деятельности, в том числе и в педагогической, с одной стороны, свидетельствует об успешности развития человека, общества и государства, с другой стороны, сама создает определенные условия, которые становятся фундаментом успеха движения вперед человека, общества, государства... Если с 1984 года педагогика занимается интеллектуализацией страны, вводя в оборот потребления общества новые педагогические достижения, то получается, что именно она с тех пор и осуществляет прогрессивное и поступательное движение российского общества».