Статья 121. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства.

2. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования подразделяются с учетом установленных уровней среднего профессионального образования на:

1) программы подготовки квалифицированных рабочих;

2) программы подготовки специалистов среднего звена.

Перечни специальностей среднего профессионального образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

Программы подготовки квалифицированного рабочего реализуются в очной и очно-заочной формах получения образования.

Программы подготовки специалистов среднего звена реализуются в очной, очно-заочной и заочной формах получения образования.

Перечни специальностей среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированного рабочего и программам подготовки специалистов среднего звена, по которым не допускается получение образования в очно-заочной и (или) заочной формах, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

3. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами с учетом формы получения образования и необходимости освоения основной образовательной программы основного общего и (или) среднего общего образования.

4. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования реализуются профессиональными образовательными организациями, а также могут быть реализованы образовательными организациями высшего образования.

Требования настоящей главы распространяются на образовательные организации высшего образования при реализации ими основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.

Статья 122. Профессиональные образовательные организации

1. Профессиональная образовательная организация - это тип образовательной организации, предметом основной деятельности которой является реализация образовательных программ среднего профессионального образования различного уровня и направленности.

Профессиональная образовательная организация вправе также реализовывать основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные и профессиональные программы, а также осуществлять профессиональное обучение.

2. Основные образовательные программы среднего профессионального образования реализуются в профессиональных образовательных организациях следующих видов:

1) профессиональный лицей - профессиональная образовательная организация, которая реализует программы подготовки квалифицированного рабочего и вправе реализовывать программы профессионального обучения, программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации квалифицированного рабочего;

2) техникум - профессиональная образовательная организация, которая реализует программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированного рабочего и вправе реализовывать программы профессионального обучения, программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации квалифицированного рабочего и специалиста среднего звена.

3. Профессиональная образовательная организация может иметь в своей структуре филиалы, представительства, отделения, учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяйства, учебные полигоны, структурные подразделения, реализующие основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, программы профессионального обучения, программы повышения квалификации, общежития и иные структурные подразделения, связанные с осуществлением образовательного процесса или его обеспечением.

4. Вид и наименование профессиональной образовательной организации устанавливаются при его создании и могут изменяться в установленном порядке учредителем такой образовательной организации.

В наименовании профессиональной образовательной организации может употребляться специальное наименование (училище, школа и др.) или указываться характер осуществляемой производственной деятельности.

5. Профессиональная образовательная организация самостоятельна в формировании своей структуры, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов.

Филиал профессиональной образовательной организации создается, переименовывается и ликвидируется ее учредителем.

Перекресток мнений

Виктор ДЁМИН, президент Союза директоров учреждений начального и среднего профессионального образования:

- Я и мои коллеги - директора учреждений НПО и СПО - обеспокоены тем, что 18 лет действия предыдущего закона, к сожалению, напрямую в законодательном плане не изменили отношение к начальному и среднему профобразованию. Не получили поддержки и те инновации, которые есть. Это притом что в этой системе обучаются шесть миллионов человек, работают шесть тысяч учебных заведений и это крупнейший сегмент в системе российского образования. И по-прежнему в законопроекте сквозит связка «школа - вуз», а этот сегмент каким-то образом выпадает. Я думаю, что это было основой того, что в состав разработчиков закона не вошел ни один представитель системы начального и среднего профобразования.

Мы сегодня имеем документ, который не улучшит положения предыдущего закона, а значительно ухудшит. Главные его оттенки - это школьный, вузовский и административный подходы без всякого учета той специфики, которая имеется в системе начального и среднего профобразования. Между тем эта система позитивно менялась под воздействием нацпроекта и мировых тенденций.

Мы опять выбиваемся из общей европейской системы квалификации. То есть мы пытаемся выйти на европейские тенденции в рамках и Болонского процесса, и других процессов, а в результате уходим от них. Я сейчас далек от того, чтобы вступать в полемику: нужны или не нужны ПТУ и зачем разработчики предложили ПТУ заменить центрами подготовки. Очень не хочется грубое слово применить, объясняя, что на что и зачем мы меняем в условиях демографической ситуации, когда мы идем по пути бесконкурсного поступления в систему среднего профобразования. Мировая тенденция состоит в том, что именно среднее профобразование обеспечивает процесс переподготовки и повышения квалификации. Сегодня, когда ежегодно 11 миллионам требуются переподготовка и повышение квалификации, мы выводим

Виктор БОЛОТОВ, вице-президент РАО:

- Если мы проблемы НПО начнем обсуждать с директорами профучилищ, мы получим вполне ожидаемый ответ. Дискутируя с подобранными ими работодателями, мы тоже получим понятный ответ. А ведь с училищами не так все просто. Мы до сих пор делаем вид, что в них изучается стандарт старшей школьной ступени, а результаты ЕГЭ показывают, что этот стандарт там не осваивается. Так что мы там делаем с физикой, математикой и другими предметами, какую имитацию мы производим?

Работодателя не устраивает тот разряд, который получают выпускники ПУ по рабочим профессиям. Это тоже известно. Надо как минимум на один разряд больше. То есть, отбирая время на общеобразовательные предметы у профподготовки, мы и нужный рабочий разряд не получаем.

Нужна новая статья

Александр ВЛАДИМИРОВ, председатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России»:

- Мы предлагаем дополнить законопроект статьей 163.2 «Общеобразовательные организации кадетского образования».

1. Общеобразовательные организации кадетского образования - особый вид образовательных организаций среднего (полного) общего образования с одиннадцатилетним сроком обучения и с семилетним сроком обучения - интернатного типа с пятого класса - при полном пансионе, с углубленным военно-патриотическим воспитанием и с начальной военной и иной профессиональной подготовкой по направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Организации кадетского образования создаются в форме государственных казенных или бюджетных учреждений и образуют единую систему кадетского образования, находящуюся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и включающую суворовские военные и нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Финансирование федеральных общеобразовательных организаций кадетского образования, включая общеобразовательные организации кадетского образования при федеральных органах исполнительной власти, производится за счет федерального бюджета, а общеобразовательных организаций кадетского образования субъектов Российской Федерации - за счет бюджета субъектов Российской Федерации.

4. В системе кадетского образования реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, а также образовательные программы начального профессионального образования.

5. Федеральные государственные стандарты кадетского образования разрабатываются на основе лучших традиций российского кадетского и суворовско-нахимовского образования и утверждаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

6. Деятельность общеобразовательных организаций кадетского образования регулируется настоящим Федеральным законом, типовыми положениями об общеобразовательных организациях кадетского образования (о суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах и кадетских корпусах), утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих общеобразовательных организаций кадетского образования.

7. В общеобразовательные организации кадетского образования зачисляются обучающиеся после окончания четвертого класса общеобразовательных учреждений по результатам вступительных испытаний. Допускается зачисление обучающихся в пятые, шестые и седьмые классы в порядке исключения при наличии свободных мест и по результатам вступительных испытаний. Порядок вступительных экзаменов, требования и условия зачисления в суворовские военные и нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Лица, успешно окончившие государственные учреждения кадетского образования, принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в федеральные государственные образовательные учреждения, перечень которых устанавливается указом Президента Российской Федерации и которые осуществляют профессиональную подготовку государственных и муниципальных служащих, а также в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения), перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.